Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Рахманкиной Е.П, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ярыгина Михаила Михайловича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 5 мая 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-63/2022 по административному исковому заявлению Ярыгина Михаила Михайловича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (далее - ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области), Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N68 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее ФКУЗ МСЧ N 68 УФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области (далее - УФСИН России по Тамбовской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, данные посредством видеоконференц-связи объяснения административного истца Ярыгина М.М, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ярыгин М.М. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ N 68 УФСИН России о признании незаконными действий, связанных с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Тамбовской области, при этом условия его содержания в колонии являются бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство, а именно отсутствует качественная медицинская помощь; отсутствует надлежащее питание, в результате чего у него разрушено более половины зубов; отсутствует стоматологическая помощь; сокращено время для приема пищи, в результате которого осужденные не успевают ее принять; превышен лимит наполнения камер; отсутствует возможность совершать гигиенические процедуры; отсутствует возможность совершать религиозные таинства и обряды, посещать церковь; длительно отсутствует возможность просмотра кинофильмов в свободное время.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тамбовского областного суда от 5 мая 2022 года в удовлетворении административного иска Ярыгина М.М. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 сентября 2022 года, административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Конституция Российской Федерации как основной закон Российской Федерации в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу частей 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В силу положений статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
Как установлено судами при рассмотрении настоящего административного дела и подтверждается его материалами, Ярыгин М.М. отбывает назначенное приговором Рассказовского районного суда Тамбовской области от 18 октября 2010 года наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Тамбовской области.
В части не предоставления административному истцу медицинской помощи, суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства, установил, что с июня 2021 года Ярыгин М.М. неоднократно обращался за медицинской помощью, которая ему своевременно оказывалась, предоставлялись необходимые лекарственные препараты, проводились все необходимые медицинские мероприятия, в соответствии с пунктом 31 Приказа Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы", что подтверждается данными его медицинской карты.
По результатам медицинских осмотров административному истцу установлены соответствующие диагнозы, назначено лечение.
Лекарственные средства о которых заявляет административный истец в оспариваемый период врачом не назначались.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для присуждения денежной компенсации за не оказание медицинской помощи.
При этом, суд апелляционной инстанции также согласился с выводами суда первой инстанции о том, что доводы административного иска о не оказании стоматологической помощи, опровергаются доказательствами представленными в материалы дела. В часности, согласно представленному в материалы административного дела, Журналу предварительной записи в стоматологический кабинет за 2019-2021 годы, данных об обращениях административного истца с жалобами на боль в зубах не имеется.
В соответствии с пунктом 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами административного дела, в ФКУ ИК-8 организовано трехразовое питание, Ярыгин М.М. обеспечен питанием в полном объеме, исходя из установленных норм, получает все необходимые продукты, он не относится к категориям лиц, имеющих право на дополнительное питание и питание по повышенной норме. Качество используемых продуктов, соответствует нормативным требованиям. Время, отведенное на прием пищи, соответствует установленному регламенту.
Судами также установлено и подтверждено доказательствами, представленными административными ответчиками, в исправительном учреждении созданы необходимые условия для проведения культурно - массовых и спортивных мероприятий.
В материалы дела также представлено соглашение о взаимодействии между территориальным органом УФСИН России Тамбовской области и Религиозными организациями Русской Православное Церкви от 6 сентября 2017 года, согласно которому определен график проведения религиозных мероприятий с периодичностью 1 раз в месяц.
Посещение представителем религиозной организации осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, с 18 марта 2020 года являлось не регулярным в связи с введением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения коронавирусной инфекции в учреждениях УФСИН по Тамбовской области.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении права Ярыгина М.М. на свободу совести и вероисповедания, а также на культурный досуг, в материалы дела не представлено.
Лимит наполнения осужденных в отрядах соответствовал установленной норме в расчете на одного осужденного.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами: данными о среднесписочном количестве лиц, содержащихся в отряде за указанный период с учетом данных журналов; техническими паспортами зданий колонии, где в период отбывания административным истцом наказания, располагались жилые помещения отряда N 10; поэтажным планом здания; установленными лимитами наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Тамбовской области.
Также доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждено, что Ярыгин М.М. обеспечен возможностью посещения бани согласно установленному в исправительном учреждении графику два раза в неделю, и следовательно санитарные условия пребывания в исправительном учреждении, предусмотренные Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, в рассматриваемом споре соблюдены.
При установленных обстоятельствах, руководствуясь соответствующими положениями статей 13, 17, 21, 41 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ, статей 10, 12, 14, 99, 101 УИК РФ, статей 4, 26, 37, 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года, Приказом Минюста РФ от 2 августа 2015 года N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", Инструкцией Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 8 ноября 2001 года N 18/29-395 "По организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, разъяснениями данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", суды обеих инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований Ярыгина М.М. в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Доводы, изложенные административным истцом в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования и апелляционная жалоба.
Указанные доводы не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, указанным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
В силу положений статьи 328, 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе давать иную оценку доказательств исследованных судами.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену, решения и апелляционного определения по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 5 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ярыгина Михаила Михайловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.