Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Захаровой С.В, с участием прокурора Ганцевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело N 2-793/2022 по иску Чистяковой Любови Владимировны к Городской Думе городского округа Кохма о признании незаконным решения об освобождении от должности, восстановлении в должности, признании стажа муниципальной службы, взыскании денежной компенсации за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Чистяковой Л.В. на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 25 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения истца Чистяковой Л.В. и ее представителя - адвоката Балабанова В.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя ответчика Городской Думы городского округа Кохма Ивановской области Голубевой К.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чистякова Л.В. обратилась в суд с иском к Городской Думе городского округа Кохма Ивановской области о признании незаконным решения Городской Думы г.о. Кохма от 24 января 2022 г. N 1 об освобождении ее от занимаемой должности председателя КСК г.о. Кохма; восстановлении ее в указанной должности; взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула со дня увольнения 24 января 2022 г. по дату вынесения решения 25 мая 2022 г. в размере 153 468 руб. 63 коп, с учетом взаимозачёта денежных средств в размере 108 186 руб. 24 коп, выплаченных за 3 месяца со дня увольнения по сокращению; обязании ответчика включить в общий трудовой стаж её работы в должности муниципальной службы с 07 апреля 2015 г. по 29 сентября 2021 г. период работы в муниципальной должности с 30 сентября 2021 г. по 24 января 2022 г.; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что с 07 апреля 2015 г..она занимает должность председателя контрольно-счетной комиссии г..о. Кохма (далее также - КСК г..о. Кохма), с ней заключен срочный трудовой договор на 5 лет; решением Городской Думы г..о. Кохма от 26 марта 2020 г..N 17 она вновь назначена на должность председателя КСК г..о. Кохма, с ней 06 апреля 2020 г..заключен срочный трудовой договор на 5 лет. Распоряжением председателя Городской Думы г..о. Кохма Глухарева Г.А. от 27 сентября 2021 г..N 29, решением Городской Думы г..о. Кохма от 29 сентября 2021 г..N 54 в связи с реорганизацией КСК г..о. Кохма и Городской Думы г..о. Кохма из штатного расписания Городской Думы с 01 декабря 2021 г..исключены должности председатель КСК, инспектор КСК. 29 сентября 2021 г..ею получено уведомление N 156 о предстоящем увольнении по сокращению численности. Письмами Городской Думы г..о. Кохма от 06 октября 2021 г..N 162, от 27 октября 2021 г..N 177 она уведомлена об отсутствии вакантных должностей, которые могли быть ей предложены. Решением Городской Думы г..о. Кохма от 24 января 2022 г..N 1 она освобождена от занимаемой должности председателя КСК г..о. Кохма на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ; председателю Городской Думы поручено расторгнуть заключенный с ней срочный трудовой договор. Считает решение Городской Думы г..о.
Кохма от 24 января 2022 г..N 1 незаконным, поскольку основания освобождения ее от должности не предусмотрены Федеральным законом N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в который Федеральным законом от 01 июля 2021 г..N 255-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 30 сентября 2021 г..Нормы Федеральных законов N 255-ФЗ, N 6-ФЗ не предусматривают оснований для досрочного прекращения полномочий председателя КСК, назначенного на указанную должность до вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ. В нарушение положений статей 81, 180 Трудового кодекса РФ, с учетом её соответствия необходимым квалификационным?требованиям, ей не была предложена должность председателя КСК г..о. Кохма, Положение о которой утверждено решением Городской Думы г..о. Кохма от 26 ноября 2021 г..N 71. Полагает, что имела место реорганизация КСК г..о. Кохма в форме выделения КСК в самостоятельное юридическое лицо, что в силу ст. 75 Трудового кодекса РФ не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, если они согласны работать в новых условиях. Прекращение трудового договора в такой ситуации возможно по п. 6 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ при отказе работника от продолжения работы, однако, от продолжения работы она не отказывалась; при реорганизации сохраняется заключенный с ней трудовой договор. О предстоящем изменении условий трудового договора она не извещалась, от продолжения работы в новых условиях не отказывалась, напротив, 06 октября 2021 г..направила обращение председателю Городской Думы г..о. Кохма, в котором выразила несогласие с предстоящим сокращением, указав, что срок ее полномочий не истек; 26 ноября 2021 г..направила заявление с просьбой рассмотреть вопрос о ее переводе в КСК г..о. Кохма. Указывает, что председатель Городской Думы г..о. Кохма принял решение о сокращении должности председателя КСК г..о.
Кохма без внесения изменений в Устав муниципального образования об упразднении данного органа местного самоуправления. Основанием прекращения срочного трудового договора является истечения срока его действия, срок действия срочного трудового договора от 06 апреля 2020 г..N 13, заключенного с ней, не истек. С 01 декабря 2021 г..КСК г..о. Кохма обладает правами юридического лица, должность председателя КСК г..о. Кохма сохранена, организационных либо технологических изменения условий труда не произошло, должностные обязанности председателя КСК г..о. Кохма остались прежними, необходимость в постоянном функционировании контрольно-счетного органа на территории г..о. Кохма не отпала. Указывает на грубое нарушение ее трудовых прав, которое носит умышленный характер, обусловлено стремлением незаконно заменить ее на другого работника, что свидетельствует о допущенной в отношении нее дискриминации. В виду отсутствия оснований для освобождения её от занимаемой должности председателя КСК г..о. Кохма, незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который выразился в нравственных и физических страданиях, вызванных постоянной стрессовой ситуацией с октября 2021 г, обострение хронического заболевания, необходимости обращения за медицинской помощью. Кроме того, указывает, что Реестром I должностей муниципальной службы г..о. Кохма, утвержденным решением Совета г..о. Кохма от 19 августа 2009 г..N 55, должность председателя КСК г..о. Кохма не отнесена к должностям муниципальной службы, что является нарушением ст. 5.1 Закона Ивановской области от 31 декабря 2008 г..N 180-03, согласно которой должность председателя КСК муниципального образования должна быть включена в реестр должностей муниципальной службы муниципального образования; ст. 5 Федерального закона N 6-ФЗ с 30 сентября 2021 г..должность председателя КСК муниципального образования относится муниципальным должностям. Период её работы в должности председателя КСК г..о.
Кохма с 07 апреля 2015 г..по 29 сентября 2021 г..подлежит включению в стаж работы на муниципальной службе, период работы с 30 сентября 2021 г..по 24 января 2022 г..подлежит включению в стаж работы на муниципальной должности. Указывает на нарушение ее конституционного права на достойную оплату труда, на пенсионное обеспечение.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 25 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Чистяковой Л.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Чистякова Л.В. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
От ответчика Городской Думы городского округа Кохма поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители третьих лиц, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в ст. 77 Трудового кодекса РФ. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя определены ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Так, пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ определено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой названной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
ФИО3 27 Трудового кодекса РФ (статьи 178 - 181.1) закреплены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, в том числе в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Частью первой статьи 179 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Статьей 180 Трудового кодекса РФ установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового кодекса РФ (ч. 1). О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть вторая названной статьи).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Решением Городской Думы г.о. Кохма четвертого созыва N 15 от 27 марта 2013 г. "Об утверждении Положения о контрольно-счетной комиссии г.о. Кохма" постановлено создать контрольный орган г.о. Кохма - КСК г.о. Кохма, утвердить Положение о контрольно-счетной комиссии г.о. Кохма. Решение Городской Думы г.о. Кохма четвертого созыва N 40 от 26 июня 2013 г. "Об утверждении Регламента Контрольно-счетной комиссии г.о. Кохма" утвержден Регламент КСК г.о. Кохма.
Согласно разделам 2, 4-5, 7, 20 Положения о КСК г.о. Кохма указанная комиссия является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Городской Думой г.о. Кохма и ей подотчетна; обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно; является органом местного самоуправления г.о. Кохма, не обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба г.о. Кохма. КСК г. Кохма образуется в составе председателя и членов комиссии (инспекторы). Должности, замещаемые в КСК, не являются должностями муниципальной службы. Структура КСК определяется решением Городской Думы г.о. Кохма. Штатная численность КСК определяется нормативным правовым актом Городской Думы г.о. Кохма. Права, обязанность и ответственность работников КСК определяется федеральным законодательством, регламентом КСК, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Председатель КСК назначается на должность решением Городской Думы г.о. Кохма. Должностное лицо КСК досрочно освобождается от должности на основании решения Городской Думы г.о. Кохма. Расходы на обеспечение деятельности КСК предусматриваются в бюджете г.о. Кохма в составе расходов на содержание и обеспечение деятельности Городской Думы г.о. Кохма.
Чистякова Л.В. на основании решения Городской Думы г.о. Кохма N 27 от 06 апреля 2015 г. назначена на должность председателя контрольно-счетной комиссии г.о. Кохма на срок полномочий Городской Думы г.о. Кохма (пять лет), главе Городской Думы г.о. Кохма поручено заключить с Чистяковой Л.В. срочный трудовой договор с испытательным сроком три месяца, Чистякова Л.В. приступает к исполнению обязанностей с 07 апреля 2015 г.
06 апреля 2015 г. между Городской Думой г.о. Кохма в лице Главы Городской Думы г.о. Кохма Кувшиновой Е.Л. (работодатель) и Чистяковой Л.В. (работник) заключен трудовой договор N 8, по условиям которого работник принимается на работу в контрольно-счетную комиссию Городской Думы г.о. Кохма на должность председателя, по основному месту работы, на срок 5 лет, с испытательным сроком 3 месяца, работник обязан приступить к работе с 07 апреля 2015 г.
На основании решения Городской Думы г.о. Кохма N 17 от 26 марта 2020 г. Чистякова Л.В. назначена на должность председателя контрольно-счетной комиссии г.о. Кохма на срок полномочий Городской Думы г.о. Кохма (пять лет), председателю Городской Думы г.о. Кохмд поручено заключить с Чистяковой Л.В. срочный трудовой договор, Чистякова Л.В. приступает к исполнению обязанностей с 07 апреля 2020 г.
06 апреля 2020 г. между Городской Думой г.о. Кохма в лице председателя Городской Думы г.о. Кохма (по тексту договора допущена описка при указании должности - Глава Городской Думы г.о. Кохма) Кувшиновой Е.Л. (работодатель) и Чистяковой Л.В. (работник) заключен трудовой договор N 13 (в редакции дополнительных соглашений N N 1, 2 от 06 апреля 2020 г, N 3 от 05 ноября 2020 г, N 4 от 28 сентября 2021 г, N 5 от 28 октября 2021 г, по условиям которого работник принимается на работу в контрольно-счетную комиссию Городской Думы г.о. Кохма на должность председателя, по основному месту работы, на срок 5 лет, работник обязан приступить к работе с 07 апреля 2020 г. (по тексту договора допущена описка при указании даты - 07 апреля 2015 г.).
Должностной инструкцией председателя КСК Городской Думы г.о. Кохма, утвержденной председателем Городской Думы г.о. Кохма, предусмотрено, что председатель КСК Городской Думы г.о. Кохма, назначается на должность и освобождается от нее решением Городской Думы г.о. Кохма.
Решением Городской Думы г.о. Кохма N 4 от 27 января 2021 г. "Об утверждении структуры Городской Думы г.о. Кохма" утверждена структура Городской Думы г.о. Кохма, в состав которого, в том числе входит КСК г.о. Кохма.
Штатными расписаниями Городской Думы г.о. Кохма, утвержденными соответствующими решениями Городской Думы г.о. Кохма в период с 07 апреля 2015 г. по 29 сентября 2021 г, в которых отражается организационная структура, перечень наименований и должностей по каждому структурному подразделению и в целом по органу местного самоуправления, о количестве штатных единиц, а также табелем учета использования рабочего времени Городской Думы г.о. Кохма, в разделе должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, поименованы председатель КСК, инспектор КСК.
Решением Совета г.о. Кохма третьего созыва Ивановской области N 55 от 19 августа 2009 г. утвержден Реестр должностей муниципальной службы г.о. Кохма, которым должность, председатель КСК г.о. Кохма не поименована в перечне должностей муниципальной службы г.о. Кохма; не включена указанная должность в Реестр должностей муниципальной службы и изменениями, внесенными решениями Совета г.о. Кохма N 37 от 31 октября 2018 г, N 23 от 31 марта 2021 г.
Статьями 2, 21 Устава г.о. Кохма, принятого решением Кохомского городского Совета от 10 августа 2005 г. N 30 до внесения в него изменений решением Городской Думы г.о. Кохма от 10 ноября 2021 г. N70 "О внесении изменений в Устав г.о. Кохма", определено, что Городская Дума г.о. Кохма - является представительным органом местного самоуправления г.о. Кохма, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени муниципальные правовые акты, действующим на территории городского округа; Председатель Городской Думы городского округа - должностное лицо, возглавляющее деятельность представительного органа г.о. Кохма и наделенное собственными полномочиями и компетенцией Регламентом Городской Думы г.о. Кохма и настоящим Уставом; Устав г.о. Кохма - муниципальный правовой акт, являющийся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов городского округа Кохма, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории городского округа Кохма.
Структуру органов местного самоуправления городского округа Кохма составляют: Городская Дума городского округа Кохма - представительный орган муниципального образования; Глава городского округа Кохма - высшее должностное лицо муниципального образования; Администрация городского округа Кохма - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; Контрольно-счетная комиссия городского округа Кохма - контрольно-счетный орган муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 22 Устава срок полномочий Городской Думы г.о. Кохма - 5 лет. Городская Дума городского округа обладает правами юридического лица.
К полномочиям Городской Думы г.о. Кохма относятся, в том числе формирование КСК г.о. Кохма; назначение на срок полномочий Городской Думы г.о. Кохма на должность и освобождение от должности председателя КСК г.о. Кохма, аудиторов КСК г.о. Кохма. Глава г.о. Кохма, КСК г.о. Кохма, администрация г.о. Кохма, а также руководители муниципальных предприятий и организаций подотчетны и подконтрольны в своей деятельности Городской Думе г.о. Кохма (ст. ст. 24, 25 Устава г.о. Кохма).
В силу ст. 26 Устава г.о. Кохма организацию деятельности Городской Думы г.о. Кохма осуществляет председатель Городской Думы г.о. Кохма, который в том числе утверждает штатное расписание на основании утвержденных Городской Думой г.о. Кохма штатов Городской Думы г.о. Кохма и структуры аппарата; издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Городской Думы г.о. Кохма; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ.
На основании п. 34 Устава г.о. Кохма в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля в г.о. Кохма образуется постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, подотчетный городской Думе, - КСК г.о. Кохма. КСК г.о. Кохма осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о контрольно-счетной комиссии г.о. Кохма, утверждаемым Городской Думой г.о. Кохма.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) внесены изменения в Устав г.о. Кохма на основании решения Городской Думы г.о. Кохма от 10 ноября 2021 г. N 70 "О внесении изменений в Устав г.о. Кохма", в соответствии с которыми КСК г.о. Кохма обладает правами юридического лица (ч. 1 ст. 34 Устава в новой редакции).
Согласно Положению о КСК г.о. Кохма, утвержденному решением Городской Думы г.о. Кохма от 26 ноября 2021 г. N 74 "Об утверждении Положения о контрольно-счетной комиссии г.о. Кохма", КСК является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Городской Думой г.о. Кохма и ей подотчетным; КСК г.о. Кохма входит в структуру органов местного самоуправления г.о. Кохма; она наделена организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность КСК не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий Городской Думы г.о. Кохма; она обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, бланки со своим наименованием и с изображением герба г.о. Кохма; она состоит из председателя, аудитора и аппарата КСК; председатель, аудитор и инспектор КСК являются должностными лицами КСК; должности председателя и аудитора КСК относятся к муниципальным должностям; аппарат КСК состоит из инспектора; ее структура определяется Решением Городской Думы г.о. Кохма по представлению председателя КСК. Штатная численность КСК определяется Решением Городской Думы г.о. Кохма по представлению председателя КСК с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости; штатное расписание КСК утверждается ее председателем в пределах установленного фонда оплаты труда, исходя из возложенных на комиссию полномочий; председатель и аудитор КСК назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности решением Городской Думы г.о. Кохма; порядок внесения, рассмотрения предложений о кандидатурах на должности председателя и аудитора КСК устанавливается Регламентом Городской Думы г.о. Кохма и Положением о ней (п.п. 1.2-1.4, 1.8, 1.9, 3.1-3.8).
Разделом 4 Положения о КСК г.о. Кохма от 26 ноября 2021 г. N 74 закреплены требования, предъявляемые к кандидатам на должность председателя КСК, которые аналогичны требованиям, установленным положениями Федерального закона N 6-ФЗ с учетом изменений, внесенных положениями Федерального закона N 255-ФЗ.
Из содержания п.п. 4.6 - 4.9 Положения о КСК г.о. Кохма от 26 ноября 2021 г. N 74 следует, что предложение о кандидатуре председателя КСК вправе вносить в Городскую Думу г.о. Кохма председатель Городской Думы г.о. Кохма, депутаты Городской Думы г.о. Кохма в количестве не менее 1/3 от установленной численности депутатов Городской Думы г.о. Кохма, а также Глава г.о. Кохма; предложение о кандидатуре председателя КСК вносится в Городскую Думу г.о. Кохма не позднее 2-хнедельного срока со дня истечения срока полномочий председателя КСК либо по истечении недели со дня отклонения кандидатуры Городской Думой г.о. Кохма, но не позднее, чем за 5 дней до дня очередного заседания Городской Думы г.о. Кохма; одна и та же кандидатура председателя КСК не может быть внесена в городскую Думу г.о. Кохма более 2-х раз; назначенным на должность председателя КСК считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленной численности депутатов Городской Думы г.о. Кохма. Аналогичные положения закреплены ст. ст. 90, 92, ч. 4 ст. 93, ст. 94 Регламента Городской Думы г.о. Кохма, утвержденного решением N 75 от 21 ноября 2013 г. "Об утверждении Регламента Городской Думы г.о. Кохма". При этом в силу содержания ч. 4 ст. 92 Регламента представленная для назначения на должность председателя КСК г.о. Кохма кандидатура предварительно рассматривается на заседании комиссии Городской Думы г.о. Кохма по бюджету, экономике и налоговой политике, которая вносит проект решения Городской Думы г.о. Кохма по указанному вопросу на рассмотрение Городской Думы г.о. Кохма.
Разделом 11 Положения о КСК г.о. Кохма от 26 ноября 2021 г. N 74 установлено, что финансовое обеспечение деятельности КСК осуществляется за счет средств бюджета г.о. Кохма в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на нее полномочий (п. 11.1); права, обязанности и ответственность работников КСК определяются Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (п. 11.4).?
Распоряжением Председателя Городской Думы г.о. Кохма от 27 сентября 2021 г. N 29 "О сокращении численности работников" с 01 декабря 2021 г. исключены из штатного расписания Городской Думы г.о. Кохма штатные единицы по должностям председатель КСК и инспектор КСК; на руководителя аппарата Городской Думы г.о. Кохма возложена обязанность подготовить проект решения Городской Думы г.о. Кохма об утверждении нового штатного расписания, в срок до 30 сентября 2021 г. уведомить сотрудников о предстоящем увольнении, довести соответствующую информацию до сведения профсоюза и органов службы занятости.
В соответствии с Федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в редакции Федерального закона N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом г.о. Кохма, на основании Регламента Городской Думы г.о. Кохма, утвержденного решением Городской Думы г.о. Кохма от 21 ноября 2013 г. N 75, на основании решения Городской Думы г.о. Кохма N 53 от 29 сентября 2021 "О внесении изменений в решение Городской Думы г.о. Кохма от 27 января 2021 г. N 4 "Об утверждении структуры Городской Думы г.о. Кохма" внесены изменения в приложение к Решению Городской Думы г.о. Кохма от 27 января 2021 г. N 4: п. 3 приложения признан утратившим силу, настоящее решение вступает в силу 01 декабря 2021 г. На основании указанного решения из структуры Городской Думы г.о. Кохма была исключена КСК г.о. Кохма.
Решением Городской Думы г.о. Кохма N 54 от 29 сентября 2021 г. "О внесении изменений в решение Городской думы г.о. Кохма от 23 декабря 2020 г. N 32 "Об утверждении штатного расписания Городской Думы г.о. Кохма на 2021" внесены изменения, в соответствии с которым из состава штатного расписания работников Городской Думы г.о. Кохма исключена КСК, что подтверждается приложением к нему; решение вступает в силу с 01 декабря 2021 г.
Решением Городской Думы г.о. Кохма N 86 от 13 декабря 2021 г. "Об утверждении штатного расписания Городской Думы г.о. Кохма на 2022 г." утверждено штатное расписание, из приложения к которому следует, что в структуру Городской Думы г.о. Кохма КСК г.о. Кохма не входит; решение вступает в силу с 01 января 2022 г.
Чистяковой Л.В. вручено уведомление N 156 от 29 сентября 2021 г. о досрочном прекращении трудового договора 30 ноября 2021 г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, с которым она ознакомлена в этот же день 29 сентября 2021 г, о чем в уведомлении имеется подпись истца.
29 сентября 2021 г. Городской Думы г.о. Кохма направлены уведомления о сокращении численности (или) штата работников в ОГКУ "Ивановский межрайонный ЦЗН" N 157, председателю профсоюзной организации администрации г.о. Кохма N 158.
Первичная профсоюзная организация администрации г.о. Кохма сообщила, что на основании п.п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ мотивированное мнение указанной организации учитывается только при увольнении работников - членов профсоюза. Поскольку председатель КСК Чистякова Л.В. не является членом профсоюза администрации г.о. Кохма, его мнение при ее увольнении не может быть учтено.
С момента уведомления о сокращении численности (или) штата работников Чистяковой Л.В. направлялись уведомления об отсутствии вакантных должностей в Городской Думе г.о. Кохма письмами от 6 октября 2021 г. N 162, от 27 октября 2021 г. N 177, полученными Чистяковой Л.В. 8 октября 2021 г, 02 ноября 2021 г. соответственно, что подтверждается ее собственноручной подписью, имеющейся на них.
В период с 29 ноября 2021 г. председатель КСК Чистякова Л.В. находилась на листке временной нетрудоспособности, что исключало возможность освобождения ее от занимаемой должности и расторжения с ней договора 30 ноября 2021 г.?
24 января 2022 г. после выхода Чистяковой Л.В. на работу решением Городской Думы г.о. Кохма N 1 в соответствии с. п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, Федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", с Уставом г.о. Кохма, утвержденным решением Городской Думы г.о. Кохма от 21 ноября 2013 г. N 75, Чистякова Л.В. освобождена от занимаемой должности председателя КСК г.о. Кохма. Председателю Городской Думы г.о. Кохма поручено расторгнуть срочный трудовой договор с Чистяковой Л.В.
Согласно справке, подписанной председателем Городской Думы г.о. Кохма, от 04 мая 2022 N 77, в связи с сокращением 24 января 2022 г. Чистяковой Л.В. произведены выплаты: выходное пособие в размере 38 879 руб. 43 коп. (выплачено 24 января 2022 г.), выплаты в размере среднего месячного заработка за период трудоустройства, в том числе выплата в размере месячного заработка за второй месяц со дня увольнения в сумме 33 808 руб. 20 коп. (выплачено 30 марта 2022 г.), выплата в размере среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения в размере 35 498 руб. 61 коп. (выплачено 29 апреля 2022 г.), а всего 108 186 руб. 24 коп. Решения об осуществлении Городской Думы г.о. Кохма выплат оформлены распоряжениями N 14 от 28 марта 2022 г, N 17 от 26 апреля 2022 г. на основании заявлений истца от 28 марта 2022 г, от 26 апреля 2022 г. соответственно, на основании решения ОГКУ "Ивановский межрайонный ЦЗН" от 25 апреля 2022 г.
Письмом от 06 октября 2021 г. N 163 Чистякова Л.В. уведомлена о процедуре назначения на должность председателя, заместителя председателя, аудиторов КСК г.о. Кохма, которое было получено ею 08 октября 2021 г.
До 30 ноября 2021 г. Чистяковой Л.В. не представлены документы и не предприняты действия, необходимые для назначения ее на должность председателя КСК г.о. Кохма в соответствии с положениями ч.ч. 6 - 10 ст. 6 Федерального закона N 6-ФЗ в редакции Федерального закона N 255-ФЗ, п.п. 4.6 - 4.9 Положения о КСК г.о. Кохма, утвержденного ? решением Городской Думы г.о. Кохма от 26 ноября 2021 г. N 74, ст. ст. 90, 92-94 Регламента Городской Думы г.о. Кохма, утвержденного решением Городской Думы г.о. Кохма от 21 ноября 2013 г. N 75.
Решением Городской Думы г.о. Кохма от 30 ноября 2021 г. N 77 "О назначении на должность председателя КСК г.о. Кохма", вступившим в силу со дня его принятия, председателем КСК г.о. Кохма назначена Клюева М.В. сроком на 5 лет с 01 декабря 2021 г.; ей поручено обеспечить государственную регистрацию КСК г.о. Кохма в качестве юридического лица в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Контрольно-счетной комиссии г.о.Кохма по состоянию на 24 марта 2022 г. КСК г.о.Кохма зарегистрирована как вновь созданное юридическое лицо 06 декабря 2021 г, на налоговый учет поставлено 06 декабря 2021 г, в качестве страхователя в УПФР - 07 декабря 2021 г. Лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, указана Клюева М.В, в качестве его участника/учредителя указан г.о. Кохма. Также в выписке содержатся сведения об органе государственной власти, органе местного самоуправления, юридическом лице, который выступает от имени участника/учредителя, в качестве такового указана Городская Дума г.о. Кохма. В качестве основного вида деятельности созданного юридического лица указана деятельность органов местного самоуправления городских округов. Регистрация КСК г.о. Кохма в ЕГРЮЛ осуществлена на основании заявления о создании юридического лица от 01 декабря 2021 г. и решения о его создании в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N74.
Согласно сообщению ОГКУ "Ивановский межрайонный ЦЗН" от 22 марта 2022 г. Городской Думой г.о. Кохма предоставлена информация о наличии свободных рабочих мест за период с сентябрь 2021 г. по ноябрь 2021 г. посредством электронного взаимодействия, и декабре 2021 г. через интерактивный портал Комитета по труду, содействия занятости населения и трудовой миграции, с января 2022 г. посредством размещения на единой цифровой платформе "Работа в России". В период времени с сентября 2021 г. по декабрь 2021 г. включительно Городской Думой г.о. Кохма указывалось на наличие вакантной должности инспектора КСК (КСК г.о. Кохма не являлось самостоятельным юридическим лицом и входило в структуру Думы г.о. Кохма, Чистякова Л.В. занимала должность председателя КСК); с 25 января 2022 г. на портале "Работа в России" была размещена информация о работодателе Городская Дума г.о. Кохма, из которой следовало, что средняя численность работников составляет 4 человека, численность работников, предполагаемых к увольнению составляет 1 человек (в качестве предполагаемого к увольнению работника была указана председатель КСК г.о. Кохма Чистякова Л.В. ввиду сокращения численности (штата) работников указанной организации). Городская Дума не нарушила порядок предоставления информации о наличии свободных мест и вакантных должностей.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что истец была уволена с должности председателя КСК г..о. Кохма на основании сокращения штатной численности организации работодателя - Городской Думы г..о. Кохма в связи с внесением изменений в ФЗ N 6-ФЗ, согласно которым КСК г..о. Кохма должна иметь статус самостоятельного юридического лица; должность председателя КСК г..о. Кохма, входившей в структуру Городской Думы г..о. Кохма, не являлась должностью муниципальной службы, увольнение Чистяковой Л.В. должно осуществляться в порядке, предусмотренном ТК РФ; нарушений со стороны работодателя при увольнении Чистяковой Л.В. не установлено, о предстоящем увольнении она была уведомлена в установленный законом срок, предложение ей вакантных должностей в Городской Думе г..о. Кохма было невозможно ввиду их отсутствия; работник, занимающий должность председателя контрольно-счетного органа на основании срочного трудового договора, не являющийся государственным гражданским или муниципальным служащим, подлежит увольнению и назначению на должность вновь с соблюдением установленных для этого процедуры и порядка; возможность перевода истца с должности председателя КСК г..о. Кохма, входящей в состав Городской Думы г..о. Кохма как его структурное подразделение, не замещающей муниципальные должности ранее, на муниципальную должность председателя вновь созданного юридического лица - органа местного самоуправления КСК г..о. в порядке ст. ст. 57 и 75 Трудового кодекса РФ отсутствовала; требования заявлены истцом к Городской Думе г..о. Кохма, тогда как в структуру указанного представительного органа орган местного самоуправления КСК г..о.
Кохма с правами юридического лица не входит, в штатном расписании Городской Думы такая должность отсутствует; Чистякова Л.В. в качестве лица, претендующего на замещение должности председателя КСК г..о. Кохма, являющейся самостоятельным юридическим лицом документы не представляла, действий, необходимых для назначения на указанную должность не совершала, восстановить истца на работе в органе, в котором она не были трудоустроена ранее, суд полномочий не имеет, с требованием о возложении обязанности заключить трудовой договор к вновь созданному юридическому лицу муниципальному казенному учреждению КСК г..о. Кохма истец не обращалась; срок по требованиям о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж период работы в должности муниципальной службы истцом пропущен; истец была достоверно осведомлена в период ее трудоустройства, что должность председателя КСК г..о. Кохма не отнесена к должностям муниципальной службы, имела возможность оспорить положения нормативного правого акта - решение Совета г..о. Кохма, которым утвержден Реестр должностей муниципальной службы г..о. Кохма, суд не может подменять собой представительный орган муниципального образования и своим решением вносить изменения в положения нормативного правового акта, при наличии соответствующей процедуры и специальных положений закона, и настоящее время Реестр должностей муниципальной службы г..о. Кохма не отменен, не признан судом незаконным и недействующим полностью или в какой-либо части; основания для включения в страховой стаж истца периода работы в муниципальной должности и период с 30 сентября 2021 г..по 24 января 2022 г..отсутствуют, поскольку на такую должность во вновь созданное юридическое лицо - КСК г..о. Кохма истец не назначалась, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Чистяковой Л.В.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав, что с учетом доводов Чистяковой Л.В. относительно незаконности ее увольнения, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений порядка увольнения истца, принимая во внимание уведомление истца о предстоящем увольнении в установленный законом срок, отсутствия вакантных должностей в Городской Думе г.о. Кохма, что исключало возможность их предложения истцу. При этом вопрос о законности основания увольнения истца предметом настоящего спора не является, поскольку Чистякова Л.В. своего несогласия с ним в ходе разрешения спора не выражала.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, истец указывала, что письмо Министерства труда и социальной защиты от 27 августа 2021 г. N 28-7/10/П-6439 не подлежит применению при разрешении спора между истцом и ответчиком, поскольку срочный трудовой договор с истцом не расторгался, должность председателя КСК с момента создания не была отнесена к должностям муниципальной службы, указанное письмо не зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации, не имеет статус нормативного акта. Истец полагает, что имелись возможность и основания для перевода ее с должности председателя КСК г.о. Кохма, входившей в состав Городской Думы г.о. Кохма, на муниципальную должность председателя КСК г.о. Кохма вновь созданного юридического лица КСК г.о. Кохма, поскольку во вновь созданном юридическом лице должность председателя сохранена, основания для увольнения отсутствовали, работодатель должен был уведомить за 2 месяца об изменении условий трудового договора, что сделано не было, при этом она не отказывалась от работы в новых условиях. Истец считает, что изменения структуры органов местного самоуправления, в том числе создание нового контрольно-счетного органа возможно только по истечении срока полномочий Городской Думы г.о.Кохма, то есть не ранее 2025 г. Реорганизация контрольно-счетного органа муниципального образования в форме выделения КСК г.о. Кохма в самостоятельное юридическое лицо, не влечет за собой освобождение от должности и увольнение председателя КСК г.о. Кохма, законные полномочия которого не истекли.
Судебная коллегия сочла данные доводы несостоятельными, основанными на субъективном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку опровергаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, и не могут служить основанием для признания незаконным решения об освобождении от должности председателя КСК г.о. Кохма, о восстановлении истца в должности председателя КСК г.о. Кохма.
Федеральным законом от 01 июля 2021 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ), положения которого вступают в силу с 30 сентября 2021 г, вносятся изменения, в том числе в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 6-ФЗ в редакции Закона N 255-ФЗ должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и контрольно-счетного органа муниципального образования относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
Таким образом, Законом N 255-ФЗ устанавливается императивная норма об отнесении должностей председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа к государственным должностям субъекта Российской Федерации и муниципальным должностям.
В этой связи с 30 сентября 2021 г. (дня вступления в силу Закона N 255-ФЗ) правовых оснований для замещения названных должностей государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации и муниципальными служащими не имеется.
Также статьей 6 Закона N 6-ФЗ в редакции Закона N 255-ФЗ устанавливается новый порядок назначения на должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа.
При этом в Законе N 255-ФЗ не содержится переходных норм в отношении особого порядка назначения на указанные должности лиц, которые в настоящее время замещают должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа на условиях срочного служебного контракта и срочного трудового договора.
Таким образом, назначение названных лиц на должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа осуществляется в порядке, который определяется статьей 6 Закона N 6-ФЗ в редакции Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона N 6-ФЗ срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа. При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
Согласно ч. 4 ст. 40 Закона N 131-ФЗ решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения. При этом в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при "данные изъяты" голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Председатель, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (ч. 6 ст. 6 Закона N 6-ФЗ), а не избираются на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования, поэтому они не являются выборными должностными лицами местного самоуправления и в отношении них не могут применяться положения ч. 4 ст. 40 Закона N 131-ФЗ.
В ч. 5 ст. 8 Закона N 6-ФЗ исчерпывающий перечень случаев досрочного освобождения от должности на основании решения законодательного (представительного) органа установлен только в отношении должностного лица контрольно-счетного органа, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность. Таким образом, полномочия председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, назначенных на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и муниципальный службы, могут быть прекращены досрочно только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 25-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Положениями ст. 19 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено применение норм Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора муниципального служащего.
Так, трудовой договор с данными лицами может быть расторгнут досрочно в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), в случае одновременного назначения нового председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, которые будут замещать соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 Трудового кодекса РФ) и по другим основаниям, предусмотренным Трудового кодекса РФ. Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой ст. 83 Трудового кодекса РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2021 г. N 28-7/10/П-6439 "О механизме переназначения лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы, на соответствующие государственные и муниципальные должности".
Поскольку должность председателя контрольно-счетной комиссии стала муниципальной должностью, были повышены квалификационные требования, изменен статус должности, с 30 сентября 2021 г. правовых оснований для продолжения трудовых отношений Чистяковой Л.В. в названной должности не имелось.
В этой связи судебная коллегия сочла правильным вывод суда первой инстанций о том, что с учетом внесения изменений в действующее законодательство Законом от 01 июля 2021 г. N 255-ФЗ, принимая во внимание, что должность председателя КСК г.о. Кохма, входившая в структуру Городской Думы г.о. Кохма, не являлась должностью муниципальной службы, не включена в Реестр должностей муниципальной службы г.о. Кохма, увольнение Чистяковой Л.В. должно было быть осуществлено в порядке, предусмотренном Трудовым кодексам РФ, следовательно, имелись правовые основания для освобождения истца от должности председателя КСК г.о. Кохма по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Исходя из системного толкования положений Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2021 г. N 28-7/10/П-6439 применительно к рассматриваемым правоотношениям, в данном случае возможно их применение по аналогии, соответственно, с учетом внесенных изменений в Закон N 6-ФЗ работник, занимающий должность председателя контрольно-счетного органа на основании срочного трудового договора, не являющийся государственным гражданским или муниципальным служащим, подлежит увольнению и назначению на должность вновь с соблюдением установленных для этого процедуры и порядка.
Судебная коллегия признала правильным указание суда первой инстанции на то, что возможность перевода истца с должности председателя КСК г.о. Кохма, входящей в состав Городской Думы г.о. Кохма как его структурное подразделение, никогда не замещающей муниципальные должности ранее, на муниципальную должность председателя вновь созданного юридического лица - органа местного самоуправления КСК г.о. в порядке ст. ст. 57 и 75 Трудового кодекса РФ, отсутствует, поскольку порядок и процедура назначения председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, наделанного правами самостоятельного юридического лица, предусмотрен специальным законом, а именно положениями ст. 6 Закона N 6-ФЗ с учетом изменений, внесенных в него положениями Закона N 255-ФЗ, а также нормативными правовыми актами, принятыми муниципальным образованием г.о. Кохма, решение о назначение на должность председателя КСК г.о. Кохма принимается коллегиально специально уполномоченными на то субъектами; внесенными изменениями в закон N 6-ФЗ изменились и требования, предъявляемые к кандидатам на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, проверка кандидата на их соответствие также осуществляется лицами, уполномоченными на решение вопроса о назначении такого кандидата на должность председателя КСК г.о. Кохма. Между тем в настоящем деле требования заявлены Чистяковой Л.В. исключительно к Городской Думе г.о. Кохма, тогда как в структуру указанного представительного органа орган местного самоуправления КСК г.о. Кохма с правами юридического лица не входит, в штатном расписании Городской Думы г.о.Кохма соответствующая должность отсутствует.
Чистякова Л.В. в качестве лица, претендующего на замещение должности председателя КСК г.о. Кохма, являющейся самостоятельным юридическим лицом, документы не представляла, необходимых действий, для назначения на указанную должность, не предпринимала. Восстановление истца на работе в учреждение, в котором она ранее не была трудоустроена, действующим законодательством не предусмотрено, в то же время с требованиями о возложении обязанности заключить трудовой договор к вновь созданному юридическому лицу - КСК г.о. Кохма Чистякова Л.В. в суд не обращалась.
Судебная коллегия отметила, что, вопреки утверждениям стороны истца, Клюева М.В. была назначена на должность председателя КСК г.о. Кохма, являющегося юридическим лицом, образованным и зарегистрированным в установленном законом порядке 06 декабря 2021 г, а не на должность председателя КСК Городской Думы г.о. Кохма, которую занимала Чистякова Л.В. Сам по себе факт осуществления в период с 01 декабря 2021 г. по 24 января 2022 г. расходования средств местного бюджета на председателя КСК г.о. Кохмы и председателя КСК Городской Думы г.о. Кохма о нарушении прав истца и незаконности ее увольнения не свидетельствует, поскольку выплаты, связанные с увольнением истца, произведены в соответствии с требованиями трудового законодательства, их размер истцом не оспаривался; при этом финансирование КСК г.о. Кохма, в том числе в части оплаты труда по должности председателя КСК г.о. Кохма, относится к вопросам взаимодействия ответчика и третьего лица, и никак не влияют на права Чистяковой Л.В.?
Поскольку факт проведения ответчиком организационно-штатных мероприятий относительно сокращения численности работников и штата работников организации в связи с реорганизацией КСК в самостоятельное юридическое лицо подтверждается представленными в дело документами, в том числе штатными расписаниями, о сокращении занимаемой истцом должности и предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ истец была уведомлена в установленные законом сроки надлежащим образом, вопрос о преимущественном праве истца на данную должность в вновь созданном юридическом лице не разрешался, поскольку занимаемая истцом должность в штате Городской Думы г.о. Кохма была сокращена, а определение преимущественного права оставления на работе возможно в пределах одной организации и однородных должностей, на момент предупреждения об увольнении, на момент освобождения от должности, вакантные должности отсутствовали, судебная коллегия пришла к выводу о соблюдении ответчиком установленного статьей 180 и частью 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ порядка увольнения истца. При этом с учетом изменений, внесенных Законом N 255-ФЗ в Закон N 6-ФЗ, Закон N 131-ФЗ осуществление деятельности в должности председателя КСК Городской Думы г.о. Кохма и в должности председателя КСК г.о. Кохма не могут быть рассмотрены как изменение условий работы с сохранением трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком, в порядке ст. 75, 77 Трудового кодекса РФ. При этом должность председателя КСК г.о. Кохмы не может рассматриваться как вакансия, имеющаяся в Городской Думе г.о. Кохма, которая не была предложена истцу при предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Доводы стороны истца в части того, что должность председателя КСК относилась к должностям муниципальной службы независимо от бездействия органов местного самоуправления, которыми указанная должность не включена в соответствующий реестр должностей муниципальной службы, ввиду чего период ее работы в должности председателя КСК г.о. Кохмы до 30 сентября 2021 г. должен быть включен в стаж муниципальной службой, а с 30 сентября 2021 г. по 24 января 2022 г. признан периодом работы на муниципальной должности судебной коллегией отклонены как несостоятельные, поскольку Реестр должностей муниципальной службы г.о. Кохма, утвержденный решением Совета г.о. Кохма от 19 августа 2009 г. N 55 (с учетом последующих изменений), не содержит в перечне должность председателя КСК.
Действительно, статьей 3 Закона Ивановской области от 31 декабря 2008 г. N 180-03 "О Реестре должностей муниципальной службы в Ивановской области", который принят в соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ в целях обеспечения взаимосвязи и единства государственной гражданской и муниципальной службы, установлены наименования должностей муниципальной службы, к которым Перечнем наименований должностей муниципальной службы в контрольно-счетном органе муниципального образования отнесены высшие должности, не отнесенные к муниципальным должностям нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в том числе председатель контрольно-счетного органа муниципального образования (п. 5.1). Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов муниципальных образований могут быть отнесены к муниципальным должностям нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 1 Закона).
В силу ст. 5 Закона N 6-ФЗ (в редакции до внесения изменений Законом N 255-ФЗ) должность председателя контрольно-счетного органа могла быть отнесена соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем вопрос отнесения должности председателя КСК к муниципальным должностям являлся правом, а не обязанностью представительных органов местного самоуправления. Аналогичная позиция изложена и в ответе Ивановской межрайонной прокуратуры от 20 января 2021 г. по жалобе Чистяковой Л.В.
Вместе с тем Чистякова Л.В, будучи достоверно осведомленной в период ее трудоустройства в должности председателя КСК Городской Думы г.о. Кохма, что данная должность не отнесена к должностям муниципальной службы, к муниципальным должностям, не предпринимала каких-либо мер по оспариванию нормативного правого акта - решения Совета г.о. Кохма, которым утвержден Реестр должностей муниципальной службы г.о. Кохма, устанавливающий наименования должностей муниципальной службы г.о. Кохма, не содержащий должность председателя КСК (с учетом всех изменений, внесенных в реестр), так же как и мер по оспариванию действий работодателя, письмом которого от 22 июля 2021 г. по вопросу отнесения должности председателя КСК к должностям муниципальной службы Чистяковой Л.В. отказано ввиду отсутствия правовых оснований.
При этом судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции относительно того, что судебный орган не может подменять собой представительный орган муниципального образования и своим решением вносить изменения в положения нормативного правового акта, при наличии предусмотренной законом процедуры в части внесения изменений в нормативный правовой акт муниципального образования, что урегулировано действующим законодательством; до настоящего времени Реестр должностей муниципальной службы г.о. Кохма не отменен и не изменен, не признан в установленном законом порядке незаконным и недействующим полностью или в какой-либо части, в виду чего основания для включения в стаж истца периода работы в должности муниципальной службы, либо в муниципальной должности отсутствуют. Между тем ошибочные выводы суда первой инстанции относительно пропуска истцом срока на обращение в суд с требованием о включении в стаж периода работы в должности муниципальной службы основанием для отмены решения суда не является, поскольку судом первой инстанции приведены иные доводы и аргументы в обоснование выводов об отказе в удовлетворении требований истца в указанной части, с которыми суд апелляционной инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами доказательств не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского районного суда Ивановской области от 25 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чистяковой Любови Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.