Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Кисловой Е.А. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоркиной Элли Владимировны к Министерству строительного комплекса Рязанской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании недействительным протокола заседания рабочей группы об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче такого сертификата
по кассационной жалобе Егоркиной Элли Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 5 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Егоркина Э.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительного комплекса Рязанской области, в котором просила признать за ней право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета согласно части первой (абзаца первого) статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; признать недействительным протокол N 2 от 11 июня 2021 года заседания рабочей группы по выдаче государственных жилищных сертификатов участникам ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", действующей при Министерстве строительного комплекса Рязанской области, в части касающейся Егоркиной Э.В.; обязать Министерство строительного комплекса Рязанской области исполнить обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата установленного образца Егоркиной Э.В. в 2021 году как участнику указанной ведомственной целевой программы.
Решением Советского районного суда города Рязани от 27 апреля 2022 года исковые требования Егоркиной Э.В. удовлетворены.
За Егоркиной Э.В. признано право, предусмотренное частью первой статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Решение рабочей группы по выдаче государственных жилищных сертификатов участникам ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", действующей при Министерстве строительного комплекса Рязанской области, о невыдаче Егоркиной Э.В. государственного жилищного сертификата, изложенное в протоколе N2 от 11 июня 2021 года заседания данной рабочей группы, признано недействительным.
На Министерство строительного комплекса Рязанской области возложена обязанность выдать Егоркиной Э.В. государственный жилищный сертификат как участнику ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 5 октября 2022 года решение Советского районного суда города Рязани от 27 апреля 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Егоркиной Э.В. к Министерству строительного комплекса Рязанской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании недействительным протокола заседания рабочей группы об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче такого сертификата отказано.
В кассационной жалобе Егоркина Э.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что выводы судебной коллегии не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как её право на предоставление мер социальной поддержки в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета подтверждено апелляционным определением Рязанского областного суда от 20 ноября 2019 года; на основании постановления администрации города Рязани от 27 декабря 2019 года она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в категории "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица" с 6 апреля 2019 года; признана участником ведомственной целевой программы, включена в сводный список граждан - получателей жилищных сертификатов в 2021 году; в Министерство строительного комплекса Рязанской области поступило 6 сертификатов для такой категории граждан по числу лиц, указанных в сводном списке, в том числе на неё. При таких обстоятельствах, рабочая группа по выдаче государственных жилищных сертификатов не имела полномочий по принятию решения об отказе в выдаче истцу сертификата. Также ссылается на неверное толкование судом апелляционной инстанции положений статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
От Министерства строительного комплекса Рязанской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик возражает против доводов жалобы истца.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. От Егоркиной Э.В. поступило ходатайство о проведении судебного заседания без её участия. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Егоркина Э.В. родилась 15 декабря 1993 года в городе Новозыбкове Брянской области.
С 15 декабря 1993 года по 12 ноября 2018 года истец постоянно проживала в указанном населенном пункте.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1582 от 18 декабря 1997 года "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" город Новозыбкове Брянской области отнесен к зоне отселения.
С 21 октября 2015 года тот же населенный пункт постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
19 ноября 2010 года Егоркиной Э.Н. как лицу, постоянно проживающему в зоне отселения (в г. Новозыбков Брянской области) в период с 15 декабря 1993 года по 19 ноября 2010 года, выдано удостоверение серии АВ N041140, предъявитель которого имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
21 августа 2018 года Егоркиной Э.Н. как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение (в г. Новозыбков Брянской области) в период с 21 октября 2015 года по 24 августа 2018 года, выдано удостоверение серии АИ N062351, предъявитель которого имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
12 ноября 2018 года истец добровольно выехала из города Новозыбков Брянской области (зоны проживания с правом на отселение) в город Рязань, где с 12 ноября 2018 года зарегистрирована по месту жительства. С 6 февраля 2019 года по настоящее время истец зарегистрирована и проживает по адресу: город Рязань, Первомайский проспект, "адрес".
24 декабря 2018 года Егоркиной Э.Н. как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение (в г. Новозыбков Брянской области) в период с 21 октября 2015 года по 12 ноября 2018 года, выдано удостоверение серии АИ N015870, предъявитель которого имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
6 апреля 2019 года истец обратилась в администрацию города Рязани с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как гражданина, выехавшего добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Постановлением администрации города Рязани N1532 от 29 апреля 2019 года Егоркиной Э.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как решения органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущей не издавалось, а также на основании п. 3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
Решением Советского районного суда города Рязани от 8 августа 2019 года в удовлетворении названного административного иска Егоркиной Э.В. отказано, суд первой инстанции пришел к выводу, что Егоркина Э.В. добровольно отказалась от жилого помещения, предоставленного ей как члену семьи, и намеренно ухудшила жилищные условия.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 20 ноября 2019 года указанное решение суда первой инстанции от 8 августа 2019 года отменено, принято новое решение, которым административный иск Егоркиной Э.В. удовлетворён.
Постановлением администрации города Рязани N 5626 от 27 декабря 2019 года Егоркина Э.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с 6 апреля 2019 года.
На основании постановления администрации города Рязани N 832 от 3 марта 2020 года истец признана участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Также Егоркина Э.В. включена в сводный список граждан-получателей жилищных сертификатов в 2021 году в категории граждан-участников ведомственной целевой программы: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица с датой постановки на учет 6 апреля 2019 года.
В июне 2021 года в адрес истца поступило письмо Управления энергетики жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани N04/1-16-2870-Исх. от 21 июня 2021 года, в котором сообщалось, что рабочей группой по выдаче государственных жилищных сертификатов участникам ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", действующей при министерстве строительного комплекса Рязанской области, в отношении Егоркиной Э.В. принято решение (протокол N 2 от 11 июня 2021 года) со следующей формулировкой: "Не выдавать государственный жилищный сертификат Егоркиной Э.В. (родившейся 15 декабря 1993 года) - отсутствует право на получение социальной выплаты в 2021 году, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, поскольку предоставление социальных выплат гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, равно, как и родившимся в указанный период в этих зонах (в данном случае в г. Новозыбков Брянской области), может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст. 33 Закона (письмо управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани от 14 апреля 2021 года N04/1-14-3347-исх)".
Полагая отказ в выдаче ей государственного жилищного сертификата незаконным, Егоркина Э.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, признав, что оспариваемое решение рабочей группы о невыдаче истцу государственного жилищного сертификата выходит за пределы полномочий данной рабочей группы, не соответствует закону, указав, что рабочая группа не уполномочена принимать решения о невыдаче гражданам государственных жилищных сертификатов.
Также суд исходил из того, что администрацией города Рязани не выносились постановления о снятии Егоркиной Э.В. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, исключении Егоркиной Э.В. из состава участников ведомственной целевой программы. Министерством строительного комплекса Рязанской области не принимались постановления об отказе Егоркиной Э.В. в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата, а также об исключении из утверждённого министром строительного комплекса Рязанской области сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов. В связи с чем, суд посчитал, что именно на основании сводного списка и учетного дела Министерство строительного комплекса Рязанской области обязано осуществлять оформление и выдачу сертификатов согласно п. 4 указанного выше Порядка оформления, выдачи и вручения сертификатов гражданам Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 18 июля 2006 года N 178).
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в ст. 22 Закона N1244-1 не указана категория граждан как "родившиеся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года в зоне отселения или зоне проживания с правом на отселение", и сославшись на определение Конституционного суда Российской Федерации от 29 октября 2020 года N 2531-О, пришел к выводу о том, что не имеется оснований полагать, что положения частей второй и третьей статьи 22 названного Закона (предусматривающие, что государственные жилищные сертификаты гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону отселения либо зону проживания с правом на отселение, предоставляются только после достижения ими пенсионного возраста) распространяются на истца, которая не переселялась, а была рождена 15 декабря 1993 года, то есть в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года, в зоне отселения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения, с такими выводами районного суда не согласился, указав, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
Отменяя решение суда и принимая новое судебное постановление, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 13, 22, 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлением Правительства Рязанской области от 18 июля 2006 года N 178, и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что Егоркиной Э.В, родившейся 15 декабря 1993 года в г..Новозыбкове Брянской области, который до 2015 года был отнесен к зоне отселения, а с 2015 года к зоне проживания с правом на отселение, и проживавшей в указанной зоне с момента рождения и до 12 ноября 2018 года, в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью путем получения государственного жилищного сертификата может быть предоставлена только после достижения пенсионного возраста с учетом его уменьшения на основании статьи 33 Закона
Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Отклоняя доводы истца, судебная коллегия отметила, что на момент аварии на Чернобыльской АЭС Егоркина Э.В. не проживала и не находилась в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отселения, и к ней не применялись меры по эвакуации или обязательному отселению, то есть, она не пострадала в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации, и что истец по объему прав не может относиться к гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, а относится по своему статусу к категории граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда находит указанные выводы суда апелляционной инстанции верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, анализ которых приведен в обжалуемом судебном постановлении.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу частей 1, 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 указанного закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 того же закона. Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 указанного Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусмотрена мера социальной поддержки граждан в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Таким образом, Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации её последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиационному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной поддержки и условий их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13-22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1).
Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане, а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые принимало и принимает государство.
Принимая во внимание, что возмещение вреда и меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в зависимости от размера причиненного ущерба предоставляются согласно статусу, установленному им положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, а согласно имеющемуся у истца удостоверению (л.д. 33) последняя имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, суд апелляционной пришел в правильному выводу о том, что лицам, имеющим указанный статус, Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 предоставляет меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании судом второй инстанции положений статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, что Егоркина Э.В. относится к особой категории граждан - родившимся в населенном пункте, отнесенным к зоне проживания с правом на отселение, и выехавшим добровольно на новое место жительства из этого населенного пункта, для которой законодательством Российской Федерации предусмотрены дополнительные социальные гарантии и меры социальной поддержки, в том числе однократное предоставление жилого помещения, и закон в отношении этой категории граждан для предоставления им мер социальной поддержки не требует приобретения ими права выхода на пенсию, являются несостоятельными.
Как указывалось выше, законодатель не выделяет в отдельную категорию граждан, родившихся в границах зоны отселения или зоны с правом на отселение после 30 июня 1986 года. С учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в том числе родившимся в указанных зонах после 30 июня 1986 года, мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью предоставляется при получении указанными лицами права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне.
Ссылки кассатора на то, что её право на предоставление мер социальной поддержки в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета подтверждено апелляционным определением Рязанского областного суда от 20 ноября 2019 года, несостоятельны, так как данным судебным постановлением суд не признавал за истцом право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 в виде обеспечения жилой площадью, судом проверялась правомерность отказа в принятии Егоркиной Э.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по тем основаниям, которые были указаны основанием к отказу в постановке на такой учет (отсутствие решения о признании заявителя малоимущей, намеренное ухудшение жилищных условий).
Вопреки доводам кассатора, Министерство строительного комплекса Рязанской области, которым организована рабочая группа по выдаче государственных жилищных сертификатов участникам ведомственной целевой программы, наделено полномочиями по принятию решений о выдаче (отказе в выдаче) государственного жилищного сертификата.
Таким образом, при разрешении спора судебной коллегией дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судебной коллегией доказательствами, в обжалуемом апелляционном определении содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы судебной коллегии.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Егоркиной Элли Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.