N 16-141/2023
г. Санкт-Петербург 13 февраля 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 18 февраля 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 25 апреля 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки Антана Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 25 апреля 2022 года, генеральный директор ОАО "Северное Молоко" Ночёвка А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ОАО "Северное Молоко" Ночёвка А.А. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу статьи 37 Водного кодекса Российской Федерации водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Водных кодексом целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из материалов дела ОАО "Северное Молоко" осуществляет пользование водным объектом рекой Черная на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N N от 28 ноября 2018 года, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.
В связи с обращением руководителя администрации Грязовецкого муниципального района, содержащим сведения о сбросе загрязненных сточных вод с территории общества в реку Черная, 24 сентября 2021 года в отношении ОАО "Северное Молоко" возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области, главным специалистом отдела государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области назначена экспертиза проб сточных вод на выпуске ОАО "Северное Молоко", проведение которой поручено ФГБУ "ЦЛАТИ по Вологодской области".
Согласно протоколу результатов исследований ФГБУ "ЦЛАТИ по Вологодской области" N 1935.21.V от 15 ноября 2021 года в сточных водах, сброс которых осуществляется ОАО "Северное Молоко" в окружающую среду (в реку Черная), установлено превышение концентрации вредных веществ над установленными предельно допустимыми концентрациями вредных веществ в водоеме рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" по взвешенным веществам более чем два раза (обоснование - ПДкрбх взвешенным вещества = естественные условия + 0, 75 мг/дм?, результат - 7, 5 мг/дм?, фоновый створ ?3 мг/ дм?).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления должностным лицом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в отношении генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и привлечения его постановлением судьи городского суда, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, установленной данной нормой, за нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколами отбора проб воды от 26 октября 2021 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящимся там вещей и документов от 26 октября 2021 года, определением о назначении экспертизы, фотоматериалом, протоколом количественного химического анализа сточных вод.
Представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, допущенного в настоящем случае в виде нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект, вопреки доводам жалобы, отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, в том числе с учетом доводов о нарушениях установленных методик, а также доводов о неотносимости полученных результатов исследования отобранных проб.
Каких-либо оснований сомневаться в законности получения доказательств, достоверности указанных в них сведений, а также правильности выводов об отнесении выявленного нарушения к деятельности ОАО "Северное Молоко" не усматривается.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А. от административной ответственности и отмены вынесенных в отношении него судебных актов, поскольку факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица общества подтверждаются достаточной совокупностью собранных по делу доказательств, перечисленных в обжалуемых актах, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах факт нарушения генеральным директором общества правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.
Вопреки доводам жалобы должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что генеральный директор ОАО "Северное Молоко", которое является водопользователем, не обеспечил ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных требованиями действующего законодательства, а именно в целях соблюдения установленных предельно допустимых концентраций при сбросе сточных вод в водный объект обязан был обеспечить надлежащую работу очистных сооружений, предусматривающую очистку сточных вод до установленных значений по всем веществам, установленным нормативами допустимого сброса веществ.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, в том числе о недоказанности вмененного административного правонарушения, о не учете допустимой погрешности концентрации загрязняющих веществ были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты в обжалуемых актах и не ставят под сомнение наличие в деянии должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, нормами которой установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
Не доверять показаниям лабораторных исследований проведенных по делу, и подтвердивших превышение максимальных значений концентраций загрязняющих веществ, при сбросе сточных вод в водный объект - реку Черную, оснований нет.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы судебными инстанциями в полном объеме, выводы судебных актов соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.
Выводы судов, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей правильности не вызывают.
На основании исследования имеющейся совокупности доказательств, объективно исследовав все обстоятельства дела, судья городского суда и согласившийся с ним судья вышестоящей судебной инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Действия генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А, не исполнившего надлежащим образом свои служебные обязанности, допустившего нарушение обществом требований ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, а именно нарушение нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах, квалифицированы по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и имеющимися доказательствами, нормами КоАП РФ и положениями подлежащего применению законодательства об охране окружающей среды.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что генеральный директор ОАО "Северное Молоко" Ночёвка А.А имел возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В целом доводы, изложенные в жалобе, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они были предметом проверки и оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в деянии генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, за которое он привлечен к ответственности, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ для должностных лиц, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи городского суда с доводами, аналогичными изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебном решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А. к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 18 февраля 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 25 апреля 2022 года в отношении генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки Антона Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ОАО "Северное Молоко" Ночёвки А.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.