Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя Белоусов Е.Л. (далее - ИП Белоусов Е.Л.) Горовацкого А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 августа 2022 года и решение судьи Псковского областного суда от 3 октября 2022 года, вынесенные в отношении ИП Белоусова Е.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Псковского областного суда от 3 октября 2022 года, ИП Белоусов Е.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде конфискации товаров, являющихся предметом административного правонарушения (шпик свиной, замороженный общим весом брутто 19998, 5 кг).
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Горовацкий А.В. просит об отмене приведенных судебных актов, прекращении производства по делу, ссылаясь на ненадлежащую оценку судебными инстанциями имеющихся в деле доказательств и отсутствием в материалах дела надлежащих доказательств совершения ИП Белоусовым Е.Л. административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями понимаются меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) и (или) законодательством государств-членов, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (статья 2 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса (пункт 2).
Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 3).
Из материалов дела следует, что 20 марта 2022 года на таможенный пост МАПП "Бурачки" Псковской таможни прибыло транспортное средство с регистрационными номерами N, под управлением водителя ФИО3
Согласно представленным водителем товаросопроводительным документам: CMR N б/н от 11 марта 2022 года, счету-проформе N от 11 марта 2022 года, транзитной декларации N, ветеринарному свидетельству N от 15 марта 2022 года, акту экспертизы эксперта Торгово-промышленной палаты N от 11 марта 2022 года, в транспортном средстве перемещался товар - "Шпик "Крестьянский" мороженный (свиной)" (код ТН ВЭД ЕАЭС 0209 10 9000) в количестве 24 грузовых места, общим весом брутто 19998, 5 кг (с учетом веса поддонов).
Международная перевозка осуществлялась перевозчиком - индивидуальным предпринимателем Белоусовым E.JI.
В результате таможенного досмотра установлено, что в грузовом отделении транспортного средства регистрационный номер М 593 КР 60/АН 6690 39 фактически перемещался товар - пшик свиной замороженный, белого цвета, со шкурой, с остаточным содержанием мышечной ткани; шпик кусками разного размера, уложен в паллеты на деревянных поддонах, обтянутых непрозрачной полиэтиленовой пленкой белого цвета; всего 24 паллета, вес брутто с учетом поддонов - 20077, 5 кг.
11 марта 2022 года экспертом Союза "Калининградской Торгово-промышленной палаты" ФИО4 проведена экспертиза N, на основании которой на товар - продукт из шпика "Шпик "Крестьянский" свиной мороженный объёмом 19684, 4 на 24 поддонах в термоусадочной пленке оформлено ветеринарное свидетельство N от 15 марта 2022 года.
14 марта 2022 года на таможенном посту "Светлый" Калининградской областной таможни (таможенный орган отправления) в отношении вышеуказанного товара до его отправки был проведен таможенный осмотр товара (акт таможенного осмотра N).
При следовании на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство проходило таможенный контроль на таможенном посту "Чернышевское" Калининградской областной таможни.
В ходе административного расследования при сопоставительном анализе документов, полученных в рамках таможенного контроля, проведенного на таможенном посту МАПП "Бурачки" Псковской таможни и таможенного поста "Светлый" Калининградской областной таможни, было установлено, что фактически прибывший товар визуально существенно отличался от товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита на таможенном посту "Светлый" Калининградской областной таможни, а именно: по внешнему виду, по маркировке грузовых мест, по упаковочному материалу, что подтверждается результатами проведенного фактического контроля, а также изображениями товарной партии.
В соответствии с заключением таможенного эксперта N от 06 апреля 2022 года, прибывший на таможенный пост МАПП "Бурачки" Псковской таможни товар представляет собой жир-сырец-замороженный подкожный (наружный) жир (шпик) с наличием шкуры и незначительной прирезью мышечной ткани (менее 1 мае. %), полученный при обвалке различных частей туши домашней свиньи. Масса жировой ткани превышает массу шкуры. В связи с отсутствием костных и прочих морфологических ориентиров, определить конкретно часть туши, от которой получена исследованная проба товара, не представилось возможным. Соотношение соединительной (шкура) /жировой/ мышечной тканей составляет: 9% / 90% / 1% и относится к коду 0209 10 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("Свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые: свиной: подкожный свиной жир: свежий, охлажденный, замороженный, соленый или в рассоле".
Судебными инстанциями установлено, что ветеринарное свидетельство N от 15 марта 2022 года, выданное на основании акта экспертизы эксперта Калининградской Торгово-промышленной палаты N от 11 марта 2022 года, было выдано на следующий товар: шпик мелкокусковой со шкурой мороженный, обрезь шпика на шкуре мороженная, что не соответствует товару, который фактически прибыл на таможенный пост МАПЛ Бурачки Псковской таможни (товар представляет собой большие куски свиного шпика, с ровными краями, весом от 4 кг и более), куски отделяются друг от друга, наложены вручную друг на друга и обмотаны белой полиэтиленовой пленкой; товар располагался на поддонах, окрашенных в синий цвет.
С учётом изложенных доказательств, 20 марта 2022 года на таможенный пост МАПП "Бурачки" Псковской таможни прибыл товар, отличный от выпущенного Калининградской областной таможней в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по документам: CMR N б/н от 11 марта 2022 года, счету-проформе N от 11 марта 2022 года, ветеринарному свидетельству N от 15 марта 2022 года, акту экспертизы N от 11 марта 2022 года, а представленные разрешительные документы (ветеринарное свидетельство N от 15 марта 2022 года), подтверждающие качество и безопасность товара, не могут быть отнесены к фактически прибывшему товару.
На основании вышеизложенного, для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации N на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл иной товар, чем был выпущен Калининградской областной таможней в соответствии процедурой таможенного транзита.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010. года N также утверждено Положение о порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, требования, которого применяются в отношении товаров указанных в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденном тем же Решением.
Товар - "шпик мороженный (свиной)", (код ТН ВЭД ЕАЭС - 0209101100) включен в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри Союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов государства-члена и компетентными органами стран-экспортеров.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 Положения подконтрольные товары в пределах территории одного государства-члена могут перемещаться в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена; ветеринарный контроль при перемещении (перевозке подконтрольных товаров всеми видами транспорта в пределах таможенной территории Союза осуществляется уполномоченными органами государств-членов при их производстве и погрузке. Погрузка подконтрольных товаров без проведения ветеринарного контроля не допускается.
Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 утверждены Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, а также. Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях.
Согласно пункту 2 указанных Ветеринарных правил ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар. Их оформление осуществляется в том числе при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (пункт 3).
Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях установлены формы N 1, 2, 3 ветеринарных свидетельств, оформляемых при производстве, обороте, а также перевозке подконтрольных товаров за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарное свидетельство формы N 2 оформляется на продукцию животного происхождения.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации представленное при ветеринарном контроле ветеринарное свидетельство N от 15 марта 2022 года не подтверждает соблюдение ветеринарных требований в отношении товара, фактически прибывшего на таможенный пост МАПП Бурачки 20 марта 2022 года, так как выдано на иной товар..
Согласно пункту 6.3 Положения каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения, указанного в подпункте 6.1 настоящего Положения, и (или) ветеринарного сертификата, оформленного на бумажном бланке или в электронном виде, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара, если это предусмотрено Едиными ветеринарными требованиями.
Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317, в отношении продукции группы 0209 ТН ВЭ ЕАЭС наименованием "свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые" при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС необходимо представление разрешения на ввоз, выданного государством-членом, на территорию которого ввозится подконтрольный товар, и ветеринарного сертификата.
Как правильно установлено судебными инстанциями, перевозчик ИП Белоусов E.JI. при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС при осуществлении таможенного транзита с одной части ЕАЭС на другую через территории иностранных государств продукции неустановленного происхождения представил разрешительный документ (ветеринарное свидетельство), не относящийся к фактически прибывшим товарам.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ИП Белоусова E.JI. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего таможенного законодательства.
Порядок и срок давности привлечения ИП Белоусова E.JI. к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отклонены по указанным в судебных актах мотивам, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств. Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП Белоусова E.JI. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Административное наказание назначено ИП Белоусову E.JI. в пределах статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.7, 4.1 названного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 августа 2022 года и решение судьи Псковского областного суда от 3 октября 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Белоусова Евгения Львовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника индивидуального предпринимателя Белоусова Евгения Львовича - Горовацкого А.В.- без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.