Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Соловьевой Е.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года (N 2а-2498/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 августа 2022 года (N 33а-5386/2022) по административному исковому заявлению Соловьевой Е.А. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконными бездействия и распоряжения, возложении обязанности восстановить нарушенное право.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы представителя Министерства юстиции Российской Федерации Постарнака А.М, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 2021 года N-р Соловьева Е.А. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Соловьева Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ей уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в течение трех дней со дня издания распоряжения от 8 октября 2021 года, признании незаконным распоряжения от 8 октября 2021 года, возложении обязанности исключить ее из реестра. В обоснование требований указала, что является гражданкой Российской Федерации, журналистом-фрилансером, сотрудничает с различными изданиями и Интернет-ресурсами, на которых публиковались ее информационные материалы, затрагивающие различные общественно-значимые темы. Оспариваемым распоряжением Министерства юстиции России она признана иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и внесена в реестр. Копия распоряжения, а также уведомление ей не направлялись. Распоряжение полагала незаконным, так как никогда не получала денежных средств и иное имущество из иностранных источников для создания или распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Внесение ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложение на нее в связи с этим дополнительных обязанностей полагала политически мотивированным, свидетельствующим о дискриминации, нарушении принципа равенства, права на свободу выражения мнения, права на уважение частной жизни.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 августа 2022 года, требования Соловьевой Е.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 августа 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 17 ноября 2022 года, Соловьева Е.А, настаивая на доводах административного иска, ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Соловьева Е.А. является журналистом, имеет персональные страницы в социальных сетях: "Facebook", "ВКонтакте", "Twitter", "Livejoumal", сотрудничает с сетевым изданием "Север.Реалии", включенным в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 15 ноября 2019 года.
По представленным Генеральной прокуратурой Российской Федерации сведениям (акт осмотра публикаций от 23 июня 2021 года и скриншоты) Соловьева Е.А. является автором публикаций сетевых изданий "Север.Реалии" и "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", выполняющих функции иностранного агента.
Также из сведений, полученных Министерством юстиции Российской Федерации из Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу, установлено получение Соловьевой Е.А. денежных средств от иностранного источника (114 000 рублей по договору авторского заказа от представительства корреспондентского пункта радиокорпорации Радио свободная Европа/Радио Свобода США в г. Москва (ИНН N), включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента).
5 октября 2021 года в Министерство юстиции Российской Федерации проступило письмо о согласовании Министерством иностранных дел Российской Федерации включения сведений о Соловьевой Е.А. в реестр.
На основании поступивших документов распоряжением (решением) Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 2021 года N 1152-р Соловьева Е.А. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Уведомление о включении в реестр направлено в адрес Соловьевой Е.А. 12 октября 2021 года.
Разрешая административные исковые требования, суд, проанализировав положения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216, пришел к выводу о правомерном включении Министерством юстиции Российской Федерации Соловьевой Е.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, о чем она была осведомлена, и об отсутствии со стороны административного ответчика бездействия, выразившегося в не направлении ей уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за
исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций по существу спора являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по делу не установлено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании ее подателем закона и отмену обжалуемых актов не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соловьевой Е.А. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 3 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.