Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Федеральной службы исполнения наказаний на решение Котласского городского суда Архангельской области от 28 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 июня 2022 года по административному делу N 2а-191/2022, по административному исковому заявлению Борисова О. А. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 29 Федеральной службы исполнения наказаний" о признании незаконными действий, связанных с ненадлежащими условиями содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя прокуратуры Архангельской области - Малышева Я.В, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области) о признании незаконными действий, связанных с ненадлежащими условиями содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000 рублей. В обоснование требований указал, что с 12 июля 2015 года до 18 января 2022 года отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области в условиях, не соответствующих установленным законом требованиям. В жилых помещениях отрядов не соблюдалась норма жилой площади, унитазов и умывальников было недостаточно, температурный режим не обеспечивался, вода подавалась с перебоями. Стены и потолок жилых помещений покрыты конденсатом и грибком. Освещение в жилых секциях недостаточное. Бытовые помещения общежитий также не соответствуют требованиям. Комнаты для приема пищи вызывали дефицит пространства, комнаты быта и сушильное помещение отсутствовали. Искусственное освещение в общежитиях не соответствовало санитарным нормам, плохо работала вентиляция. Материально-бытовое обеспечение являлось недостаточным, вещевым довольствием и гигиеническими наборами обеспечивался не по норме предоставления. Пища подавалась в жирной алюминиевой посуде. Круглый год выдавались сухие и гнилые овощи, сырой хлеб, мясо и молоко не выдавались. Медикаментозное лечение отсутствовало, давали лишь обезболивающие таблетки. Необходимые врачи-специалисты отсутствовали.
На обследовании и лечении в областной больнице он не был с 2015 года, в лечении отказывали без объяснения причин. В камерах штрафного изолятора (ШИЗО), помещениях камерного типа (ПКТ) и отряда со строгими условиями отбывания наказания (СУОН) также не соблюдалась норма санитарной площади, велось круглосуточное видеонаблюдение, нарушалась приватность, температурный режим не соответствовал норме, освещение было недостаточным. Санитарно-гигиенические нормы в душевых не соблюдались, система вентиляции не функционировала, стены покрыты грибком. Прогулочный двор не соответствовал санитарным нормам. В звонках домой родным категорически отказывали.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 29 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России), в качестве заинтересованных лиц - Министерство финансов Российской Федерации, прокуратура Архангельской области.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 28 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 июня 2022 года, административное исковое заявление Борисова О.А. удовлетворено частично, признано незаконным бездействие федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", выразившееся в необеспечении надлежащих условий содержания Борисова О.А. в исправительном учреждении. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Борисова О.А. взыскана компенсация в связи с нарушением условий его содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей. В удовлетворении исковых требований к остальным административным ответчикам отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Из положений статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Так, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров (часть 1). Осужденным предоставляются индивидуальные спальные и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин) (часть 2). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний Российской "Федерации от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", приказом Минюста Российской Федерации N 130-ДСП от 02 июня 2003 года "Об утверждении Инструкции по проектированию-исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России) спальные помещения должны быть обеспечены рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных, число напольных чаш (унитазов) должно составлять не менее 1 единицы на 15 осужденных.
Пунктами 15 и 20.2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в Женеве 30 августа 1955 года Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья. Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.
Из материалов дела следует, что по приговору суда Борисов О.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области в период с 12 июля 2015 года по 18 января 2022 года.
В период отбытия наказания Борисов О.А. содержался в следующих отрядах: с 12 июля по 17 июля 2015 года в отряде "карантин"; с 17 июля по 28 сентября 2015 года в отряде N 9; с 28 сентября 2015 года по 01 сентября 2016 года в отряде N 8; с 01 сентября 2016 года по 09 октября 2017 года в отряде N 9; с 09 октября 2017 года по 25 марта 2018 года в отряде N 8; с 25 марта 2018 года по 28 марта 2018 года в отряде N 9; с мая 2018 года по февраль 2019 года в отряде N 7; с марта 2019 года по август 2019 года в отряде N 9; с августа 2019 по июль 2020 года в отряде N 2; с 07 июля 2020 года по 18 января 2022 года в отряде N 10/2 СУОН.
Судом установлено, что в указанных отрядах в периоды содержания в них Борисова О.А. норма санитарной площади на одного осужденного соблюдалась, что нашло подтверждение журналами учета проверок наличия осужденных в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, техническими паспортами зданий общежитий отрядов.
Водопровод в учреждении от центральной сети. Ежегодно заключаются государственные контракты с МП "Горводоканал" на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения, предметом которых является подача в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной (питьевой) воды. Согласно представленной справке, в учреждении фактов отключения воды и подачи воды с перебоями не зарегистрировано. Освещение отрядов обеспечено необходимым количеством светильников типа "ЛПО 2 * 36", предназначенные для светодиодных ламп мощностью 36 Вт каждая. В соответствии с актами измерений искусственной освещенности во всех жилых помещениях отрядов освещенность поддерживается в пределах 150 ЛК, что соответствует санитарным нормам, и подтверждается актами измерений искусственного освещения, представленными стороной ответчика. Теплоснабжение помещений ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области организовано централизованно от собственной котельной, без перебоев. В соответствии с выпиской из журнала N 534 температурного режима в помещениях отрядов исправительного учреждения в заявленные административным истцом периоды температурный режим соответствовал норме и требованиям санитарных правил. Температура в зимний период не опускалась ниже + 20 С. Микроклимат помещений отрядов обеспечивается вентиляционными каналами, которые расположены в стенах под потолком и ограждены металлическими решетками, вентиляция в рабочем состоянии. В помещениях отрядов также используется естественная вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха осуществляется через оконные форточки, вытяжка через внутристенные каналы. Комнаты быта и сушильные помещения в отрядах согласно фотоматериалам находятся в удовлетворительном состоянии. Основные приемы пищи (завтрак, обед и ужин) организованы в столовой исправительного учреждения.
Минимальные нормы питания в исправительном учреждении соблюдаются, соответствуют установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 годаN 205.
В учреждении осужденные получают трёхразовое разнообразное питание, промежутки между приемами пищи не превышают 7 часов, не считая времени, отведенного для сна. Пища готовится по утвержденным раскладкам продуктов отдельно по каждой норме независимо от числа довольствующихся. Указанные Борисовым О.А. нарушения, касающиеся приготовления и приема пищи, ее раздачи Филиалом "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзор" ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в спорный период не выявлялись.
Мероприятия по дератизации и дезинфекции в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области проводятся регулярно. Случаев заболевания острыми кишечными инфекциями в спорный период не выявлялось.
В период отбытия наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН по Архангельской области медицинская помощь Борисову О.А. оказывалась надлежащим образом в соответствии с нормами действующего законодательства, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N 2-2179/2021.
Нарушений прав Борисова О.А. на обеспечение в период содержания в исправительном учреждении необходимым вещевым довольствием и средствами гигиены судом также не установлено.
Свидания и телефонные звонки предоставлялись административному истцу в соответствии с требованиями статей 92 и 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Наложенные дисциплинарные взыскания Борисовым О.А. оспорены не были, незаконными контролирующими органами и судом не признавались.
Вместе судом было установлено, что количество сантехнического оборудования в ФКУ ИК-4 УФСИН по Архангельской области не всегда не отвечало требованиям приказов ФСИН России от 27 июля 2006 года. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр "Об утверждении свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно- исполнительной системы. Правила проектирования".
Так, в ходе проверки Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, проведенной в период с 06 марта по 08 марта 2017 года, в отряде N 9 было выявлено недостаточное количество сантехнического оборудования, на 119 осужденных - 8 умывальников и 6 унитазов (2 из которых не функционируют). По результатам проверки в адрес администрации исправительного учреждения внесено представление от 17 марта 2017 года об устранении нарушений.
На представление прокурора дан ответ от 27 апреля 2017 года, в котором исправительным учреждением сообщено об устранении допущенных нарушений.
В ходе проверки в период с 19 по 22 февраля 2018 года прокуратурой установлено, что в отряде N 8 отсутствует необходимое количество исправных умывальников и унитазов, внесено соответствующее представление от 12 марта 2018 года.
Из ответа на представление от 11 апреля 2018 года следует, что данное нарушение будет устранено после поступления из федерального бюджета выделенных денежных средств.
В представлении от 30 мая 2018 года указано на аналогичное нарушение в отряде N 7; в представлениях от 25 сентября 2018 года и 03 декабря 2018 года обращено внимание на то, что система смыва двух унитазов в отряде N 7 не функционирует.
При таких обстоятельствах суд, признал установленным нарушение прав административного истца на надлежащие санитарные условия содержания в исправительном учреждении.
В период отбывания наказания Борисов О.А. неоднократно водворялся в ШИЗО и ПКТ: 11 августа 2015 года - 7 суток; 28 августа 2015 года - 10 суток; 26 октября 2015 года - 10 суток; 22 января 2016 года - 15 суток; 10 марта 2016 года - 5 суток; 26 июля 2016 года - 13 суток; 07 апреля 2017 года - 05 суток; 12 апреля 2017 года - 10 суток; 22 апреля 2017 года - 13 суток; 29 сентября 2017 года - 13 суток; 07 декабря 2017 года - 10 суток; 10 января 2018 года - 05 суток; 28 марта 2018 года - 05 суток; 08 мая 2018 года - 13 суток; 04 июня 2018 года - 06 суток; 27 августа 2018 года - 10 суток; 27 ноября 2018 года - 10 суток; 07 декабря 2018 года - 10 суток; 17 декабря 2018 года - 05 суток; 27 декабря - 10 суток; 21 января 2019 года - 10 суток; 30 января 2019 года - 05 суток; 04 февраля 2019 года - 10 суток; 14 февраля 2019 года - 10 суток; 27 февраля 2019 года - 10 суток; 29 марта 2019 года - 05 суток; 28 мая 2019 года - 05 суток; 02 июня 2019 года - 05 суток; 19 августа 2019 года - 03 суток; 22 августа 2019 года - 03 суток; 09 октября 2019 года - 05 суток; 24 октября 2019 года - 05 суток; 29 октября 2019 года - 05 суток; 15 ноября 2019 года - 05 суток; 13 декабря 2019 года - 10 суток; 23 декабря 2019 года - 07 суток; 24 января 2020 года - 05 суток; 29 января 2020 года - 07 суток; 25 марта 2020 года - 05 суток; 30 марта 2020 года -10 суток; 24 апреля 2020 года - 05 суток; 29 апреля 2020 года -10 суток; 25 мая 2020 года - 05 суток; 30 мая 2020 года - 05 суток; 04 июня 2020 года - 10 суток; 14 июня 2020 года - 05 суток; 19 июня 2020 года - 10 суток; 29 июня 2020 года - 10 суток; 09 июля 2020 года - 10 суток; 19 июля 2020 года - 10 суток; 29 июля 2020 года - 07 суток; ПКТ - 3 месяца с 05 августа 2020 года; 13 августа 2020 года - 07 суток; 20 августа 2020 года - 10 суток; 30 августа 2020 года - 04 суток; 04 сентября 2020 года - 05 суток; 02 октября 2020 года -10 суток; 18 ноября 2020 года - 05 суток; 27 ноября 2020 года - 10 суток; 14 декабря 2020 года - 05 суток; 19 декабря 2020
года - 10 суток; 03 января 2021 года - 10 суток; 13 января 2021 года - 10 суток; 23 января 2021 года - 10 суток; 02 февраля 2021 года - 05 суток; 07 февраля 2021 года - 05 суток; 12 февраля 2021 года - 10 суток; 01 - 11 марта 2021 года - 10 суток; 11 марта 2021 года - 10 суток; 21 марта 2021 года - 05 суток; 26 марта 2021 года - 05 суток; 31 марта 2021 года - 10 суток; 10 апреля 2021 года - 05 суток; 25 апреля 2021 года - 10 суток; 05 мая 2021 года - 05 суток; 10 мая 2021 года - 10 суток; 12 августа 2021 года - 05 суток; 17 августа 2021 года - 05 суток; 27 августа 2021 года - 10 суток; 06 сентября 2021 года - 10 суток; 16 сентября 2021 года - 10 суток; 26 сентября 2021 года - 10 суток; 06 октября 2021 года - 10 суток; 16 октября 2021 года - 05 суток; 15 декабря 2021 года - 05 суток; ПКТ один месяц с 20 декабря 2021 года по день освобождения (18 января 2022 года).
При помещении в ШИЗО, ПКТ Борисов О.А. отбывал наказание в следующих камерах NN 10, 3, 7, 8, 12, 4, 9, 11, 5, 6, 2, 13, 14.
Норма санитарной площади в указанные периоды в камерах ШИЗО и ПКТ соблюдалась, наполняемость камер не превышала допустимых лимитов.
Теплоснабжение помещений ШИЗО и ПКТ осуществляется централизовано от котельной исправительного учреждения, работающей на твердом топливе (уголь). Температурный режим в ШИЗО и ПКТ соответствовал санитарным нормам.
Приватность в камерах обеспечивалась, угол направления обзора видеокамер расположен таким образом, что санитарная зона камер в него не попадает. Ведение видеонаблюдения в учреждении допускается в силу статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
При обнаружении мест образования на стенах грибка, осуществляется его обработка медным купоросом, очаги образования грибка минимальные.
Ежегодно проводятся ремонты в камерах ШИЗО и ПКТ по зачистке грибковых образований, что подтверждается актами от 31 октября 2019 года, 30 сентября 2020 года и 27 декабря 2021 года.
В период с 20 по 22 октября 2019 года в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области проводилась проверка Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в ходе которой установлено, что в камере N 11 ШИЗО имеются грибковые образования (представление от 31 октября 2019 года).
Из ответа на данное представление от 29 ноября 2019 года следует, что учреждением в камере проведены мероприятия по ликвидации грибковых образований.
В период с 28 ноября 2021 года по 02 декабря: 202 г года Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных ШИЗО и ПКТ по результатам которой учреждениях проведена проверка и выявлено, что помывка осужденных в нарушение требований пункта 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, организована ненадлежащим образом, охрана их здоровья в необходимой мере не обеспечивается, санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические меры в достаточной степени не выполняются. Невозможность качественной помывки осужденных вызвана крайне слабым напором воды в душевой штрафного изолятора.
Душевые требуют ремонта и проведения качественной уборки с обработкой пола и стен дезинфицирующими средствами; сколы облицовочной плитки на полу и сиденьях, грязь и налет черно-желтого цвета на полу, сиденьях и стенах. Тазы грязные, нуждаются в замене или обработке. В душевой не предусмотрена возможность для переодевания осужденных, так как отдельное помещение для этого не выделено, вход в душевую осуществляется непосредственно из общего коридора (пункты 4.3.2, 8.5.2, 9.37 санитарных правил СП 2.1.3678-20).
Экраны туалетных комнат ШИЗО и ПКТ не оборудованы дверками или шторками, обеспечивающими условия приватности осужденных.
В адрес исправительного учреждения прокуратурой внесено представление ? от 27 декабря 2021 года об устранении выявленных нарушений, которые по состоянию на 28 января 2022 года устранены частично, из-за отсутствия финансирования ремонт запланирован на 2022 год.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном нарушении прав административного истца на надлежащие санитарно-бытовые условия содержания в исправительном учреждении в вышеуказанные периоды, присудив в его пользу компенсацию в размере 10 000 рублей.
При определении размера компенсации, судом первой инстанции учтены степень, характер и продолжительность нарушений условий содержания Борисова О.А. в исправительном учреждении, последствия данных нарушений для административного истца, а также требования разумности и справедливости.
Кассационные жалобы не содержат доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 28 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 июня 2022 года по административному исковому заявлению Борисова О. А. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 29 Федеральной службы исполнения наказаний" о признании незаконными действий, связанных с ненадлежащими условиями содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без изменения, кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 28 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 июня 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.