Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бадьян Л. А. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 23 августа 2022 года по административному делу N 2а-347/2022 по административному исковому заявлению Бадьян Л. А. к администрации муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" о признании незаконным действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Бадьян Л.А. - адвоката Шариной М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадьян Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Городское поселение "Рабочий "адрес"" (далее по тексту - администрация "адрес") и с учетом уточнения требований просила признать незаконным действия по установке контейнерной площадки, расположенной около "адрес" в "адрес", возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения внести изменения в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем исключения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов вблизи "адрес" в "адрес", возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения и организовать проведение работ по демонтажу и переносу контейнерной площадки, расположенной около "адрес" в "адрес" на расстояние не менее 40 метров от указного дома, а также запретить административному ответчику установку контейнерной площадки менее чем на сорок метров от "адрес" в "адрес".
Административный истец требования мотивировала тем, что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная возле "адрес" в "адрес", нарушает ее законные права и интересы, поскольку установлена в нарушение действующего законодательства, санитарных правил и норм, предусматривающими минимально установленный норматив 20 метров до дома, тогда как расстояние от ее дома до контейнерной площадки составляет всего 16 метров.
Полагает, что акт определения мест размещения контейнерных площадок, утвержденный заместителем главы администрации "адрес" от 21 сентября 2021 г, является незаконным, поскольку в нем содержатся заведомо ложные данные, а состав комиссии, утвердившей данный акт, не соответствует составу комиссии, которая утверждена постановлением администрации "адрес" от 13 октября 2020 г. N 485.
Считает, что текст постановления администрации "адрес" "О создании комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО "Городское поселение "Рабочий "адрес"" от 24 мая 2017 г. N не соответствует федеральному законодательству, санитарным правилам и нормам.
Обращает внимание на то, что администрация "адрес" в нарушении закона не согласовала с Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное возле "адрес" в "адрес", и не получила от них заключение.
Указывает, что нарушаются сроки вывоза мусора из контейнерной площадки, животные растаскивают мусор из контейнеров, возле контейнерной площадки появились грызуны, некоторые жители микрорайона складируют твердые коммунальные отходы рядом с контейнерной площадкой, что приводит к засорению территории.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу, МКУ "Комбинат по благоустройству поселка Искателей".
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ненецкого автономного округа от 23 августа 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 поименованного выше закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Таблицей в приложении N 1 к СанПиН 2.1.3684-21 указаны расстояния от объектов нормирования, количество устанавливаемых контейнеров, кратность помывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки, кратность вывоза отходов, кратность профилактических дератизационных работ, кратность профилактических дезинсекционных работ (летом), необходимость установления навеса над мусоросборниками (за исключением бункеров) в зависимости от расстояния от объектов нормирования (для ТКО более 20 метров и от 15 до 20 метров).
Приказом Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта от 10 мая 2018 г. N 19 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ненецкого автономного округа.
Судом установлено и из материалов дела следует о том, что Бадьян Л.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес".
Постановлением администрации "адрес" от 6 декабря 2018 г. N 435 утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО "Городское поселение "Рабочий "адрес"". В частности в данном Реестре в микрорайоне Факел "адрес", расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, источником которой являются "адрес", "адрес" по "адрес" и "адрес", "адрес" "адрес".
Комиссией по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО "Городское поселение "Рабочий "адрес"" составлен акт, утвержденный заместителем главы администрации "адрес" 29 сентября 2021 г, в соответствии с которым решено перенести контейнерную площадку накопления твердых коммунальных отходов, расположенную в районе "адрес", на удалении 18, 8 метров от "адрес", поскольку новое место контейнерной площадки соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88 и позволяет жителям домов "адрес" по "адрес" и домов 1, 2, 4 по "адрес" эксплуатировать данную площадку. Старое место площадки не подходит для установки контейнерной площадки, поскольку оно удалено от жилых домов 6, 7, 8 по "адрес" на расстояние более 100 метров, а расстояние от "адрес" до контейнерной площадки составляет 11, 4 метра, что не соответствует СанПиН.
В соответствии с пояснительной запиской к данному акту от 14 октября 2021 г. в данном акте СанПиН 42-128-4690-88 следует читать как СанПиН 2.1.3684-21.
Постановлением администрации "адрес" от 5 октября 2021 г. N 415 утвержден в новой редакции Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО "Городское поселение "Рабочий "адрес"". В частности в данном Реестре в микрорайоне Факел "адрес", расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, источником которой являются "адрес", 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 по "адрес" и "адрес", 2, 4 по "адрес".
На заявление административного истца от 30 сентября 2021 года о переносе планируемой точки переноса контейнерной площадки администрация "адрес" 13 октября 2021 года сообщила, что комиссией принято решение о переносе контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной напротив "адрес", на удалении 18, 8 метра от указанного дома. Установка контейнеров в указанном заявителем районе невозможна в связи с несоответствием СанПиН. Также сообщено, что будет установлены новые контейнеры "ECOBIN".
Комиссией по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО "Городское поселение "Рабочий "адрес"" составлен акт от 14 октября 2021 г, утвержденный заместителем главы администрации "адрес" 14 октября 2021 г, в соответствии с которым решено согласовать место размещения контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов напротив "адрес", на удалении 15 метров от земельного участка указанного дома, поскольку данная контейнерная площадка находится под ЛЭП 6 кВт, что представляет опасность поражения электрическим током, место погрузки отходов затрудняет движение автотранспорта на автомобильной дороге по "адрес".
Предполагаемый участок свободен от подземных коммуникаций, автотранспорта. К участку возможен подъезд, очистка территории от снега, проведение на нем маневровых работ сантехникой.
На заявление административного истца о возможных нарушениях при переносе контейнерной площадки прокуратура "адрес" 10 января 2022 года сообщила, что место (площадка) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенная на расстоянии 16 метров от фасада жилого "адрес" в "адрес", выбрано комиссией по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО "Городское поселение "Рабочий "адрес"" правильно в соответствии с СанПиН 2.1.3684- 21, о чем составлены акты от 29 сентября и 14 октября 2021 г. Вместе с тем, выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в части отсутствия ограждения контейнерной площадки. Нарушения Правил землепользования и застройки при организации места расположения контейнерной площадки не выявлено.
На основании обращения заместителя прокурора "адрес" и заявления административного истца Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу принято решение от 24 декабря 2021 г. N 1 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации "адрес" в части исполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований.
В ходе данной проверки было проведено обследование места (площадки) накопления твердых бытовых отходов, расположенного в районе "адрес" в "адрес". По результатам осмотра установлено, что расстояние от контейнерной площадки до ома N по "адрес" составляет 16 метров, что соответствует СанПиН 2.1.3684-21. Выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в части отсутствия ограждения контейнерной площадки (п. 3 СанПиН 2.1.3684-21).
По результатам данной проверки Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу администрации "адрес" выдано предписание об оборудовании контейнерной площадки ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Полагая, что контейнерная площадка для накопления твердых бытовых отходов установлена незаконно, Бадьян Л.А. обратилась в суд с данным административным иском.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрация "адрес", в том числе комиссия по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО "Городское поселение "Рабочий "адрес"" определили место (площадку) накопления твердых бытовых отходов в 16 метрах от "адрес" в "адрес" в рамках предоставленных им полномочий, состав комиссии соответствует постановлению заместителя главы администрации "адрес", при выборе места размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов учтены санитарные правила и нормы, действиями административного ответчика права и законные интересы жителей микрорайона Факел "адрес", в том числе Бадьян Л.А. не нарушены.
Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа согласилась с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Доводы Бадьян Л.А. о том, что суд первой инстанции не рассмотрел доводы административного истца о незаконности акта определения мест размещения контейнерных площадок, утвержденный заместителем главы администрации "адрес" от 21 сентября 2021 г, правильно признаны несостоятельными, поскольку данный акт вместе с другими доказательствами получил оценку суда в соответствии со ст. 84 КАС РФ.
Допущенная в данном акте описка в наименовании СанПиН 2.1.3684-21 исправлена 14 октября 2021 г. (имеется пояснительная записка), указанный акт составлен уполномоченным на то лицом, состав комиссии соответствует постановлению администрации "адрес" от 17 июля 2019 г. N 450.
Расстояние от "адрес" до контейнерной площадки составляет 16 метров, что сторонами не оспаривается.
Данное расстояние для установки места (площадки) накопления твердых бытовых отходов соответствует п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, который допускает уменьшение расстояния от контейнерной площадки до индивидуального жилого дома менее чем 20 метров, но не более чем на 25%.
Возбуждение дела об административном правонарушении в отношении административного ответчика за отсутствие ограждения контейнерной площадки, предписание Управления Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу в адрес администрации "адрес" об установлении ограждения контейнерной площадки, ответ прокуратуры "адрес" на заявления административного истца не подтверждают факт нарушения администрацией "адрес" санитарных правил и норм в части установления места (площадки) накопления твердых бытовых отходов напротив дома административного истца.
Напротив, проведенные прокуратурой "адрес" и Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу проверки подтверждают факт законного и обоснованного установления места (площадки) накопления твердых бытовых отходов напротив "адрес" в "адрес".
Отсутствие ограждения контейнерной площадки не свидетельствует о незаконности установления места (площадки) накопления твердых бытовых отходов напротив дома административного истца, поскольку данное возможное нарушение устранимо и не влияет на место расположения контейнерной площадки.
Ссылки на необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьего лица прокурора не основаны на законе, поскольку оснований для привлечения прокурора в судебный процесс не имелось. Вопрос о правах и обязанностях органов прокуратуры в настоящем деле не разрешался. Участие прокурора в рассмотрении дела данной категории законом не предусмотрено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 23 августа 2022 года по административному исковому заявлению Бадьян Л. А. к администрации муниципального образования "Городское поселение "Рабочий "адрес"" о признании незаконным действий, возложении обязанности, оставить без изменения, кассационную жалобу Бадьян Л. А. - без удовлетворения.
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 23 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.