Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области) на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года по административному делу N 2а-270/2021 по административному исковому заявлению Парщенковой О. АнатО. к Управлению Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании решений и действий.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Налимовой К.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя административного истца Парщенковой О.А. - Кулебякиной Т.В, судебная коллегия
установила:
25 августа 2020 года Парщенкова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Ленинградской области, о признании незаконными действий и решений.
В обоснование заявленных требований Парщенкова О.А. указала, что с 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N и расположенного на нем объекта недвижимости - здания с кадастровым номером N, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в установленном законом порядке. 5 июня 2020 года в ходе ознакомления с материалами гражданского дела N 2-109/2020, ей стало известно, что 27 декабря 2019 года Выборгским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области на основании заявления постороннего лица (Евстигнеевой В.А.) и без ее (Парщенковой О.А.) извещения были приняты решения об исправлении технических ошибок и о внесении изменений в учетные записи в ЕГРН, затрагивающие и изменяющие ее имущественные права как собственника вышеуказанной недвижимости, поскольку в результате указанных изменений на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером N расположилась часть здания, принадлежащая заинтересованному лицу, при этом с заявлением о внесении сведений в ЕГРН о расположении части другого дома на ее земельном участке она не обращалась.
Полагала, что административным ответчиком грубо нарушены нормы права, устанавливающие определенный порядок регистрации недвижимости, внесения изменений в реестр, и исправления технических ошибок, поскольку их исправление осуществляется в случае, если оно не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в то время как административный ответчик путем исправления, так называемых технических ошибок, прекращал право собственности, объединял разные объекты недвижимости с разными собственниками, осуществлял привязку вновь образованных объектов недвижимости с землей, отражая эти действия в ЕГРН, вместо того, что приостановить регистрацию и запросить у нее соответствующую информацию об объектах недвижимости, зная при этом достоверно о наличии гражданско-правового спора по земле и зданию, с которыми производились регистрационные действия.
С учетом изложенного просила суд признать незаконными: решения Управления Росреестра по Ленинградской области: N от 27 декабря 2019 года; решение протокола рабочей группы Управления Росреестра по Ленинградской области и его филиала для организации и повышения качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости от 20 января 2020 года (В); решения Управления Росреестра по Ленинградской области N N от 4 февраля 2020 года ; действия Росреестра по внесению в ЕГРН записей со следующими сведениями:
- об исправлении адреса объекта недвижимости с 47/[9-1] с кадастровым номером N с "адрес", а так же внесение сведений и иных изменений в кадастровый номер земельного участка, на котором он расположен N
- об исключении из ГКН (статус "архивный") сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N
- сведений о признании объектов с кадастровыми номерами N и N одним объектом;
- об исправлении технической ошибки в сведениях в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, об изменении характеристик объекта, его этажности, размеров объекта, перенесения части чужого здания на здание административного истца, прав на объект;
- об изменении в ЕГРН в части кадастрового номера с N на N.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии".
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года, административный иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной через Выборгский городской суд Ленинградской области 28 ноября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2022 года, Управление Росреестра по Ленинградской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, приняты с целью обеспечения достоверности сведений ЕГРН и исключения дублирующих записей. Настаивает, что в соответствии со статьей 61 Закона о регистрации технические ошибки в сведениях ЕГРН были устранены государственным регистратором в установленном порядке.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что в ходе принятия оспариваемых решений, Управление Росреестра, не запрашивая каких-либо объяснений у административного истца, и, несмотря на его зарегистрированные в установленном порядке права на дом и земельный участок, по заявлению иного лица (Евстигнеевой В.А.) исключило из ЕГРН сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N, принадлежащего истцу, создав новые сведения, согласно которым истцу принадлежит лишь часть дома, а вторая часть принадлежит Евстигнеевой В.А, пришел к выводу, что фактически, в результате произведенных действий были внесены изменения в сведения ЕГРН о составе имущества административного истца, чем были нарушены имущественные права Парщенковой О.А, в связи с чем признал оспариваемые решения и действия незаконными.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, указав на несостоятельность доводов административного ответчика о том, что оспариваемые решения Управлением приняты в ходе исключения дублирующих сведений об объектах капитальных строений и исключения из сведений ЕГРН сведений о кадастровых номерах, в отношении которых отсутствуют сведения о правообладателях, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами установлена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ, Закон о регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как следует из материалов дела 7 мая 2010 года за Парщенковой О.А. в установленном законом порядке было зарегистрировано право собственности на земельного участка с кадастровым номером 47:01:1016001:42 и объект недвижимого имущества в виде здания с кадастровым номером N
12 декабря 2019 года в Выборгский отдел Управление Росреестра по Ленинградской области поступило заявление Евстигнеевой В.А. о приведении в соответствие сведений в отношении двух частей дома с кадастровыми номерами 47:01:1016001:385, принадлежащий на праве собственности заявителю и N, право собственности на которое зарегистрировано за Парщенковой О.А.
С целью организации и повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН Управлением Росреестра по Ленинградской области была создана рабочая группа.
На момент заседания рабочей группы в сведениях унаследованных баз данных ПКИС ЕГРП и АИС ГКН содержались сведения о следующих объектах недвижимости:
- нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Ленинградская область. Выборгский район, МО Селезневское сельское поселение, пос. Кондратьево, 1-этажный, общая площадь 69, 9 кв.м, условный номер N, правообладатель - Евстигнеева Валентина Алексеевна, вид права - собственность, регистрационная запись N от 7 мая 2010 года. Связь с земельным участком с кадастровым номером N.
Сведения о данном объекте недвижимости внесены в кадастр недвижимости на основании сведений ЕГРП в порядке внутриведомственного взаимодействия (декларация об объекте недвижимого имущества от 9 апреля 2010 года).
- нежилое здания с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Селезневское сельское поселение, поселок Кондратьево, ул.Заречная, д.36, 1-этажный, общая площадь 69, 9 кв.м, условный номер N, правообладатель - Парщенкова Ольга Анатольевна, вид права - собственность, регистрационная запись N от 7 мая 2010 года. Связь с земельным участком с кадастровым номером N.
Сведения о данном объекте недвижимости внесены в кадастр недвижимости на основании сведений ЕГРП в порядке внутриведомственного взаимодействия (декларация об объекте недвижимого имущества от 9 апреля 2010 года).
При этом в унаследованной базе данных АИС ГКН также содержались сведения об объектах недвижимости:
- об объекте недвижимости с кадастровым номером N, вид - здание, наименование - 1-этажный Часть садового дома с мансардой и подвалом, назначение - нежилое здание, расположенном по адресу: район Выборгский, п. Кондратьево, инвентарный номер - 3333, площадь - 70, 4 кв.м, количество этажей - 3 (в том числе подземный), правообладатель - отсутствует. Сведения о данном объекте недвижимости внесены в кадастр недвижимости в соответствии с копией технического паспорта от 28 декабря 2009 года, инв.N 3333, переданного в орган кадастрового учета в рамках исполнения работ по государственному контракту N 156Д от 8 ноября 2011 года "Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (II этап)";
- об объекте недвижимости с кадастровым номером N, 1-этажный Часть садового дома с мансардой и подвалом, назначение - нежилое здание, расположенном по адресу: район Выборгский, п. Кондратьево, инвентарный номер - 3333, площадь - 89, 2 кв.м, количество этажей - 3 (в том числе подземный), правообладатель - отсутствует. Сведения о данном объекте недвижимости внесены в кадастр недвижимости в соответствии с копией технического паспорта от 28 декабря 2009 года, инв.N 3333, переданного в орган кадастрового учета в рамках исполнения работ по государственному контракту N 156Д от 8 ноября 2011 года "Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (II этап)".
Протоколом совещания рабочей группы от 19 декабря 2019 года (В) пунктом 24 было принято решение:
- признать объекты с кадастровыми номерами N и N одним объектом, и объекты с кадастровыми номерами N и N одним объектом;
- Выборгскому филиалу Управления до 10 января 2020 года создать проектную запись об исключении из ГКН (статус "архивный") сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N. Создать проектную запись об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, внести изменения в части плошали с "70, 4 кв.м" на "73, 9 кв.м", исключить ошибочную связь с земельным участком N, установить актуальную связь с земельным участком N;
- Выборгскому филиалу Управления до 13 января 2020 года принять решения об исправлении технических ошибок с кадастровыми номерами N и N. Принять решение об исправлении технических ошибок в части статуса "актуальный" на "архивный" объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, N, а так же внести изменения в ЕГРП в части кадастрового номера с N на N и с N на N.
В соответствии с решением протокола рабочей группы вынесено два решения: N N от 27 декабря 2019 года об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях об исправлении адреса объекта недвижимости с 47/[9-1]с кадастровым номером N с р-н Выборгский, п. Кондратьево на Российская Федерация, Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Селезневское сельское поселение, поселок Кондратьево, ул. Заречная, д. 36, а также внесены сведения в кадастровый номер земельного участка, на котором он расположен N; и N N от 27 декабря 2019 года об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях во исполнение пункта 24 протокола рабочей комиссии об исправлении площади объекта недвижимости с кадастровым номером N с "70, 4 кв.м" на "73, 9 кв.м", внесены сведения в кадастровый номер земельного участка, на котором он расположен N.
Согласно протоколу совещания рабочей группы для организации и повышения качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости от 20 января 2020 года (В) регистрирующий орган отменил пункт 24 Протокола рабочей группы от 19 декабря 2019 года (В) и принял решение:
- признать объекты с кадастровыми номерами N и N одним объектом, и объекты с кадастровыми номерами N и N одним объектом;
- филиалу до 22 января 2020 года создать проектную запись об исключении из ГКН (статус "архивный") сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N. Создать проектную запись об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N Создать проектную запись об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, внести изменения в части площади с "69, 9 кв.м" на "73, 9 кв.м", в части завершения строительства на "2005", в части материалов стен с "Из прочих материалов на "Рубленные", в части наименования с "Дом" на "1 этажный. Часть садового дома с мансардой с подвалом", исключить ошибочную запись с земельным участком N, установить актуальную связь с земельным участком N.
- филиалу до 22 января 2020 года создать проектную запись об исключении из ГКН (статус "архивный") сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N, а так же создать проектную запись об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N (в соответствии с техническим планом на объект недвижимости с кадастровым номером N), количества этажей - 3, в том числе подземных - 1.
- Выборгском филиалу Управления до 13.01.2020 принять решения об исправлении технических ошибок с кадастровыми номерами: N и принять решение об исправлении технических ошибок в части статуса "актуальный" на "архивный" объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N и N, а также внести изменения в ЕГРН в части кадастрового номера с N на N и с N на N
В соответствии с решением протокола рабочей группы вынесено три новых решения: N N от 4 февраля 2020 года об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях об исключении сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N из актуальных, исправив их статус с "ранее учтенный" на "архивный"; N N от 4 февраля 2020 года об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях об исключении сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N из актуальных, исправив их статус с "ранее учтенный" на "архивный"; N N от 4 февраля 2020 года об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях об исправлении сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N в указании площади с "69, 9 кв.м" на "73, 9 кв.м", а также кадастрового номера земельного участка, на котором расположен рассматриваемый объект с N на N.
Поскольку в рассматриваемом случае под видом исправления технической ошибки посредством исключения дублирующих объектов Управлением Росреестра фактически была прекращена регистрационная запись о существовании спорного жилого дома как объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу, в то время как регистрирующий орган не наделен правом самостоятельно определять состав имущества, а также объем прав, принадлежащих правообладателю, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий и решений, правомерно указав на то, что обстоятельства, послужившие основанием для их принятия могли являться основанием для разрешения вопроса в судебном порядке с участием правообладателей объекта недвижимости.
При этом судами обоснованно было принято во внимание, что на момент принятия оспариваемых решений, в Выборгском городском суде рассматривался гражданский спор между Евстигнеевой В. А. и Парщенковой О. А. относительно установления местоположения объектов недвижимости (земельного участка и жилого дома), признания незаконными результатов межевания и выполнения кадастровых работ, который не был разрешен по существу.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 22 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.