Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.
судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зиновьева Г. А. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 11 августа 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года по административному делу N 2а - 243/2022 по административному исковому заявлению Зиновьева Г. А. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми о возмещении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Зиновьев Г.А. обратился в суд с административным иском о возмещении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 1000000 рублей.
В обоснование требований указал на то, что в период с 08 августа 2021 года по 29 марта 2022 года содержался в учреждении ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Коми на расстоянии более 500 километров от места жительства и производства по уголовному делу. Зиновьевым Г.А. указано, что недалеко от г. Сыктывкара имеется ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, которое находится в пределах 100 км. от его места жительства и производства по уголовному делу, по режиму содержания является аналогичным ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Коми. При вынесении постановления о заключении его под стражу, продлении срока содержания под стражей в постановлении суда не указывалось, в каком именно учреждении он должен содержаться. Поскольку он содержался в ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Коми, к нему не могли приехать родные и близкие на свидание, отправка посылок с продуктами и вещами была нецелесообразна, так как из - за времени продукты портились и влекли порчу вещей.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми, ФСИН России.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 декабря 2022 года Зиновьев Г.А. просит об отмене судебных актов и вынесении решения об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, настаивая на доводах административного искового заявления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно статье 4 которого содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьёй 17.1 Федерального закона N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно статье 8 Федерального закона N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Пунктом 16 статьи 17 Федерального закона N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закреплено право подозреваемых и обвиняемых получать посылки, передачи, порядок приема и выдачи которых согласно статье 16 данного Закона устанавливается Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189.
Согласно пунктам 67, 68 Правил N 189 приём посылок и передач, адресованных подозреваемым и обвиняемым, осуществляется в помещении СИЗО, проверка наличия и веса содержимого передач осуществляется в присутствии доставивших их лиц.
Согласно статье 18 Федерального закона N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Из разъяснений, данных в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно -процессуальным законодательством и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы. Данные меры осуществляются посредством принудительного помещения физических лиц, как правило, в предназначенные (отведенные) для этого учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальных органов, структурных подразделений, иные места, исключающие возможность их самовольного оставления в результате распоряжения (действия) уполномоченных лиц (далее - места принудительного содержания), принудительного перемещения физических лиц в транспортных средствах.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в целях оптимального распределения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, поступающих в следственные изоляторы УФСИН России по Республике Коми из ИВС УМВД городов и районов Республики Коми, обеспечения их прав и законных интересов при содержании под стражей, осуществления надлежащего взаимодействия с правоохранительными и судебными органами Республики Коми приказом ФСИН России по Республике Коми от 02 июня 2020 года N 239 "О закреплении следственных изоляторов УФСИН России по Республике Коми за районами Республики Коми" и приказом УФСИН по Республике Коми от 16 октября 2020 года N 499 "О закреплении следственных изоляторов УФСИН России по Республике Коми за районами Республики Коми" произведено закрепление следственных изоляторов УФСИН за административным единицами. Так ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми обслуживает, в том числе, Сысольский и Койгородский районы.
Зиновьев Г.А. в период с 09 августа 2021 года по 30 марта 2022 года содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми. До ареста истец проживал по адресу: Республика Коми, Койгородский район, п. Лодзь, ул. Гагарина, д. 24, кв. 7.
21 января 2022 года Сысольским районным судом Республики Коми Зиновьев Г.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 158, частью 2 статьи 159, пунктом "г" части 3 статьи 158, пунктом "г" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний, Зиновьеву Г.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 10 месяцев. Окончательное наказание Зиновьеву Г.А. назначено в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, на срок 9 месяцев 19 дней. Приговор вступил в законную силу 08 апреля 2022 года.
На основании постановления судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 11 марта 2022 года Зиновьев Г.А. этапирован из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми для рассмотрения уголовного дела по его обвинению в совершении преступления, предусмотренного пунктами "а, г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации до окончания его рассмотрения по существу.
Судом первой инстанции установлено, что каких либо препятствий со стороны администрации ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в получении Зиновьевым Г.А. посылок, передач, бандеролей, проведении свиданий не создавалось.
Материалы дела не содержат какие-либо заявлений о предоставлении свиданий с Зиновьевым Г.А, так и от самого Зиновьева Г.А. в период содержания его в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно записям журнала N 191 "Учёта телефонных переговоров (видеопереговоров) подозреваемых, обвиняемый и осужденных, находящихся в ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Коми, 01 февраля 2022 года, 09 февраля 2022 года, 11 февраля 2022 года, 10 марта 2022 года на основании письменного заявления и разрешения Сысольского районного суда Зиновьеву Г.А. представлены платные телефонные переговоры.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что размещение Зиновьева Г.А. в спорный период в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми соответствовало приказам УФСИН России по Республике Коми, отвечало нормам действующего права. Нарушений прав и законных интересов административного истца, а также условий, которые бы свидетельствовали о каких - либо негативных последствиях содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми не установлено.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 11 августа 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года по административному делу N 2а - 243/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Зиновьева Г. А. - без удовлетворения.
Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 11 августа 2022 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.