Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-186/2022) по кассационной жалобе ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 11 февраля 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2022г. (N33а-2410/2022) по административному иску Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности на ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области организовать материально-техническое и финансовое обеспечение для выполнения мероприятий, а на ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области - выполнить мероприятия для устранения допущенных нарушений.
В обоснование указано на результаты проведенных прокурором проверок в отношении ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, по результатам которых выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства. Внесенные в адрес начальника ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области представления прокурора от 15 апреля 2021г, 18 мая 2021г, 29 октября 2021г. об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации не исполнены исправительным учреждением в полном объеме. В частности требуются к выполнению следующие мероприятия: оборудовать камеры отряда со строгими условиями содержания (далее - СУОН), штрафного изолятора (далее - ШИЗО) и одиночные камеры (далее - ОК) горячим водоснабжением; подводки трубопроводов к санитарным приборам в камерах отряда СУОН проложить скрыто, с надежной фиксацией; привести площадь прогулочных дворов ШИЗО, ОК в соответствие с нормативными требованиями (6 кв.м на 1 осужденного, но не менее 20 кв.м). Бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 11 февраля 2022г. административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2022г. решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 11 февраля 2022г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации(далее-УИК РФ) режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006г. N512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - приказ N 512) в приложении N 2 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы. На начальников управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний возложена обязанность привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее-Федеральный закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Приказом Минстроя России от 20 октября 2017г. N1454/пр утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях)" (далее - Свод правил СП 308.1325800.2017).
Согласно пункту 19.2.1 Свода правил СП 308.1325800.2017 здания исправительного учреждения должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
В силу пункта 19.2.5 Свода правил СП 308.1325800.2017 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам), во всех зданиях исправительного учреждения, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
В соответствии с пунктом 14.4.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 площадь прогулочных дворов ШИЗО, блока ОК должна составлять 6 кв.м на одного осужденного, но не менее 20 кв.м.
Пунктом 19.2.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что подводки трубопроводов к санитарным приборам палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камер прокладываются скрыто: трубопроводы водоснабжения - в штробах, трубопроводы канализации - бетонируются, при этом следует предусматривать надежную фиксацию крепежных элементов лючков сифонов, прочисток и ревизий.
Из материалов дела следует, что в исправительном учреждении:
-в нарушение ст.99 УИК РФ, подпункта 19.2.1, 19.2.5 Свода правил СП 308.1325800.2017 камеры отряда со строгими условиями отбывания наказания, штрафного изолятора и одиночные камеры не оборудованы горячим водоснабжением;
-в нарушение пункта 14.4.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 в ШИЗО, ОК не соблюдены требования к площади прогулочных дворов (6 кв.м на 1 осужденного, но не менее 20 кв.м);
-в нарушение ст.82 УИК РФ, пункта 19.2.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 трубопроводы канализации и подводки в камерах отряда СУОН не выполнены скрыто.
Указанные нарушения были предметом прокурорских проверок, начальнику ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области были внесены представления от 15 апреля 2021г, 18 мая 2021г, 29 октября 2021г. об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, которые до настоящего времени не исполнены в полном объеме.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеуказанным правовым регулированием, суд первой инстанции удовлетворил административный иск Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, установив разумный срок для устранения указанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 11 февраля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-29 УФСИН по Архангельской области-без удовлетворения.
Решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 11 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.