Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-499/2022 по иску Фирсовой Марины Евгеньевны к УФНС России по Мурманской области о взыскании денежных средств, процентов за нарушение сроков выплат, по кассационной жалобе УФНС России по Мурманской области на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 17 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 31 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фирсова М.Е. обратилась с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - МИФНС N 5 по Мурманской области) о взыскании заработной платы за период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2021 г. в размере 1 087 035 рублей 60 копеек, заработной платы за период отпуска (компенсацию) в размере 371 348 рублей 89 копеек, процентов за задержку выплаты заработной платы в сумме 485 710 рублей 07 копеек, процентов за задержку выплаты отпускных и компенсации за отпуск в сумме 127 696 рублей 46 копеек, компенсации при увольнении в сумме 194 662 рублей 48 копеек, проценты за задержку выплаты компенсации при увольнении в сумме 43 318 рублей 88 копеек.
В обоснование заявленных требований указала, что с 12 августа 2005 г. по 30 мая 2021 г. она замещала в МИФНС N 5 по Мурманской области должность главного специалиста эксперта отдела информационных технологий.
Приказом МИФНС N 5 по Мурманской области N 16/15-06/128 была уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением занимаемой ею должности.
При увольнении ей была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 214 582 рублей 96 копеек из расчета месячного содержания в размере 53 645 рублей 74 копейки.
Полагала, что при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсации работодателем не было учтены полученные работником средства дополнительного материального стимулирования и премии.
Настаивала на том, что размер ее месячного содержания должен был составить 102 311 рублей 36 копеек, а компенсация - 409 245 рублей 44 копеек. Недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила 194 662 рубля 48 копеек.
Кроме того, при выплате заработной платы в спорный период на средства материального стимулирования не были начислены полярные надбавки и районный коэффициент, в связи с чем задолженность по выплате заработной платы за период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2021 г. составила 1 087 035 рублей 60 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы - 485 710 рублей 07 копеек.
Поскольку в среднедневной заработок не были включены средства материального стимулирования, задолженность по выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск составила 371 348 рублей 89 копеек и проценты за задержку выплат - 127 696 рублей 46 копеек.
В адрес МИФНС N 5 по Мурманской области истцом было направлено обращение с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, в удовлетворении которого ей было отказано.
Просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области в ее пользу заработную плату за период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2021 г. в размере 1087035 рублей 60 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы в сумме 485710 рублей 07 копеек, заработную плату за период отпуска (компенсацию) в размере 371 348 рублей 89 копеек, проценты за задержку выплаты отпускных и компенсации в сумме 127 696 рублей 46 копеек, компенсацию при увольнении в сумме 194 662 рублей 48 копеек, проценты за задержку выплаты компенсации при увольнении в сумме 43 318 рублей 88 копеек.
Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 17 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 31 августа 2022 г, исковые требования удовлетворены частично, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области в пользу Фирсовой М.Е. взыскана компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 41 968 рублей 26 копеек (с учетом НДФЛ в сумме 5456 рублей), денежное содержание в сумме 101 249 рублей 68 копеек, проценты за несвоевременную выплату на день вынесения решения 32 626 рублей 62 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии от 31 августа 2022 г. произведена замена ответчика МИФНС N 5 по Мурманской области ее правопреемником Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области в связи с реорганизацией.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что с 12 августа 2005 г. по 30 июня 2021 г. Фирсова М.Е. состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности главного специалиста - эксперта отдела информационных технологий.
Денежное содержание гражданского служащего согласно контракту истца состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, "данные изъяты" премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Фирсова М.Е. находилась в ежегодных оплачиваемых отпусках в следующие периоды: с 03 октября 2018 г. по 16 октября 2018 г, с 21 ноября 2018 г. по 21 ноября 2018 г, с 20 февраля 2019 г. по 20 февраля 2019 г, с 22 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г, с 16 июля 2019 г, с 13 августа 2019 г, с 26 августа 2019 г. по 11 октября 2019 г, со 02 декабря 2019 г. по 06 декабря 2019 г, с 30 декабря 2019 г. по 31 декабря 2019 г, с 18 июня 2019 г. по 03 июля 2020 г, 06 августа 2020 г, с 28 сентября 2020 г. по 09 октября 2020 г, с 11 декабря 2020 г, 08 июня 2021 г, 18 июня 2021 г, что подтверждается копиями приказов и расчетными листками.
Приказами Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области Фирсовой М.Е. начислялись и выплачивались средства материального стимулирования с 2018 г. по 2021 г.
Приказом Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области от 28 июня 2021 г. N 16.15-06/128 Фирсова М.Е. 30 июня 2021 г. уволена с государственной гражданской службы по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением ее должности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 11, 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), устанавливающими гарантии прав гражданского служащего в области оплаты труда, а также части 1, 2, 5 и 10 статьи 50 названного Закона, пришел к выводу о том, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав их денежного содержания, относятся к категории иных дополнительных выплат обязательного характера, предусмотренных также нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск, в связи с чем, установив правомерность заявленных исковых требований, удовлетворил их в указанной выше части.
При этом, проанализировав положения статей 129, 135, 146, 148, 313 Трудового кодекса Российской Федерации, суд указал на необоснованность требований истца о необходимости начисления процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента на суммы дополнительного материального стимулирования, поскольку в соответствии с приказом УФНС по Мурманской области N 04- 05/40 от 9 февраля 2010 г. о введении в действие Положения "О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданкой службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты и предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области", на все виды единовременных поощрений полярные надбавки и районный коэффициент не начисляются (пункт 3.4 раздела III).
При определении взысканной суммы суд признал обоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд по части требований, пришел к выводу о том, что разница между фактически произведенными истцу начислениями и начислениями с учетом средств материального стимулирования составила по компенсации, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N79-ФЗ, и компенсации за неиспользованный отпуск - 41968, 26 руб, компенсация за несвоевременную выплату в сумме 32626, 62 руб.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления (от 27 марта 2014 г. N 238-7, от 31 марта 2015 г. N 302-12 и 23 апреля 2016 г. N 347-7), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из информации Минфина России следует, что в период с 2015 г. по 2017 г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. - постановление от 31 марта 2015 г. N 302-12, в 2016 г. - постановление от 23 апреля 2016 г. N347-7, в 2017 г. - постановление от 23 февраля 2017 г. N228-7.
Учитывая, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, на Министерство финансов как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд правомерно при разрешении данного спора учитывал содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N14-04- 05/34482 разъяснения.
При этом выплаченное истцу материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601, имеет иную правовую природу, чем выплаты во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел противоречий в выводах суда о включении выплат материального стимулирования состав денежного содержания, с одной стороны, и не начислении на них процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент, с другой стороны, поскольку условия выплаты единовременного поощрения определены локальным нормативным актом.
Указав, что суд первой инстанции правильно применил положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, Указов Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, от 7 мая 2012 г. N601, письма Минфина Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04- 05/34482 к спорным правоотношениям.
Из данных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального Закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и подлежит учету при расчете компенсационных выплат при увольнении, расчете оплаты периодов нахождения в очередных отпусках, сделанными с учетом исследования и правовой оценки всех юридически значимых обстоятельств, при правильном применении норм материального права.
Частью 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусматривалось, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ (в редакции на момент спорных правоотношений) к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абзацу первому 1 пункта 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, месячного денежного содержания за 1 месяц.
Тем же пунктом (абзац второй) предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктом "а" - "г" пункта 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В свою очередь, в пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в пункте 2 Правил.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в статье 51 Федерального закона N 79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты" - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 частью 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пунктом 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При разрешении спора суды нижестоящих инстанций исходили из того, что в составе денежного содержания гражданского служащего (в целях определения размера компенсационных выплат) подлежат учету только выплаты, производимые за счет фонда оплаты труда.
Так, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 г, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, предусматривающее в 2014 г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
По смыслу приведенных выше положений части 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).
Ссылки стороны ответчика на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021 г. N14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих", в подтверждение, что материальное стимулирование не носит системный характер, не включено в фонд оплаты труда и не является гарантированной выплатой являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, правомерно не признаны подтверждением незаконности решения суда первой инстанции, поскольку из содержания указанного письма следует, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, входящих в структуру денежного содержания, а, соответственно, подлежащих учету как при исчислении компенсации, предусмотренной части 3.1 статьи 37 Федерального закона N79-ФЗ, так и при оплате отпусков.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы заявителя о незаконности выводов судов нижестоящих инстанций о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и подлежит учету при расчете компенсационных выплат при увольнении, при оплате отпусков, основанными на неправильном применении норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы ответчика в части необоснованности взыскания в пользу истца денежных средств с применением статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислялись, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению.
Поскольку в данной части судами допущено неверное применение норм материального права, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в указанной части новое решение об отказе Фирсовой М.Е. в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплат в полном объеме.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 17 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 31 августа 2022 г. отменить в части взыскания с Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области в пользу Фирсовой Марины Евгеньевны компенсации за нарушение срока выплат.
В отмененной части принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Фирсовой Марины Евгеньевны о взыскании компенсации за нарушение срока выплат отказать.
В остальной части решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 17 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 31 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.