г. Нижний Новгород
7 февраля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Рогачёвой Ю.А, рассмотрев материал по административному исковому заявлению Чистопольского районного потребительского общества об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, по частной жалобе Чистопольского районного потребительского общества на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2022 года о возврате административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Чистопольское районное потребительское общество обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
Определением суда от 3 ноября 2022 года административное исковое заявление оставлено без движения.
В срок до 5 декабря 2022 года предложено исправить следующие недостатки:
представить в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представить в суд копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты";
представить в суд копии административного искового заявления и приложенных к нему документов для направления в адрес всех лиц, участвующих в деле и подлежащих привлечению к участию в деле, либо доказательства вручения им таких копий (опись-вложение, уведомление о вручении).
Определением суда от 8 декабря 2022 года административное исковое заявление возвращено, поскольку недостатки относительно представления в суд отчета об оценке в форме электронного документа, указанные в определении от 3 ноября 2022 года, в установленный срок не устранены.
В частной жалобе Чистопольское районное потребительское общество просит указанный судебный акт отменить, принять административное исковое заявление к производству.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлены положениями статей 125-126, 246 КАС РФ.
Согласно статьи 246 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса. Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Несоблюдение приведенных требований является основанием для оставления административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 246 КАС РФ). Административное исковое заявление возвращается административному истцу в случае, если недостатки административного искового заявления не исправлены в срок, установленный в определении об оставлении без движения (пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ).
Исполняя требования определения суда от 3 ноября 2023 года, которым административное исковое заявление было оставлено без движения, Чистопольское районное потребительское общество направило CD-диск с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков N от ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано в сопроводительном письме административного истца.
На указанном электронном носителе какая-либо информация, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости, отсутствует. Аппаратом суда составлен соответствующий акт от 8 декабря 2022 года.
Непредставление административным истцом отчета об оценке в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, суд первой инстанции расценил как неустранение недостатков заявления, что послужило основанием для возврата административного искового заявления.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом не может согласиться по следующим основаниям.
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом. Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 КАС РФ).
Положениями части 1 статьи 245 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если такими результатами затронуты их права и обязанности.
Стороны по административному делу обязаны, по общему правилу, в соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Как следует из представленного материала, административным истцом к административному исковому заявлению приложен, в том числе, отчет об оценке составленный на бумажном носителе.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки приведены в статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу требований части 7 и 8 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные выше положения пункта 19 Постановления от 30 июня 2015 года N28 согласуются с одним из принципов административного судопроизводства, закрепленных пунктом 7 статьи 6 КАС РФ, согласно которому доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Указанный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела.
Вопрос о получении необходимых доказательств, с предложением сторонам представить такие доказательства, решается судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (пункт 5 части 3 статьи 135 КАС РФ).
Согласно статье 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок (пункт 5 части 3 статьи 135 КАС РФ).
При этом, в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, что следует из статьи 62 КАС РФ.
Отсутствие какого-либо документа не может свидетельствовать о несоблюдении требований, предъявляемых законом к административному исковому заявлению. Такие доказательства в силу статей 62, 70 КАС РФ могут быть представлены как при подготовке дела к судебному разбирательству, так и в ходе рассмотрения дела по существу.
Вопреки выводам, содержащимся в обжалуемом определении судьи, Чистопольское районное потребительское общество представлены документы, предусмотренные статьями 126, 246 КАС РФ в подтверждение обстоятельств, на которые Общество ссылается в обоснование своих требований, а именно отчет об оценке составленный на бумажном носителе, то есть документы, достаточные для решения вопроса о принятии административного иска к производству.
Более того, суду следовало учесть, что заявителем были предприняты меры, направленные на устранение недостатков административного искового заявления в пределах предоставленного срока, в связи с чем суд первой инстанции мог продлить указанный срок для исправления недостатков в соответствии с положениями статьи 94.2 КАС РФ.
Поскольку недостатки, указанные в обжалуемом определении, сводятся к необходимости представления доказательств в обоснование своих требований, и эти задачи реализуются на другой стадии процесса после принятия административного искового заявления к производству суда, у судьи отсутствовали основания для возвращения административного искового заявления.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, как постановлено судом с нарушением норм процессуального права, с направлением административного искового заявления в суд для решения вопроса о принятии к производству.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2022 года отменить.
Административное исковое заявление Чистопольского районного потребительского общества вместе с материалом направить в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Ю.А. Рогачёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.