г. Нижний Новгород
21 февраля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Батраева Э.Р, Батраевой Д.Р, Волкова А.П, Евлаховой Я.В, Никоновой С.А, Смолиной О.В, Спириной О.Н, Хайрутдиновой Н.Н, Хайрутдинова М.М. о признании недействующим постановления Правительства Самарской области N 467 от 24 июня 2022 года "О реорганизации государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Поволжский строительно-энергетический колледж им П.Мачнева" и государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарский энергетический колледж", признании незаконными действий по вынесению указанного постановления, по частной жалобе Батраева Э.Р, Батраевой Д.Р, Волкова А.П, Евлаховой Я.В, Никоновой С.А, Смолиной О.В, Спириной О.Н, Хайрутдиновой Н.Н, Хайрутдинова М.М. на определение Ульяновского областного суда от 22 декабря 2022 года о направлении дела по подсудности,
УСТАНОВИЛ:
в Ульяновский областной суд из Самарского областного суда поступило административное дело по административному исковому заявлению Батраева Э.Р, Батраевой Д.Р, Волкова А.П, Евлаховой Я.В, Никоновой С.А, Смолиной О.В, Спириной О.Н, Хайрутдиновой Н.Н, Хайрутдинова М.М. о признании недействующим постановления Правительства Самарской области N 467 от 24 июня 2022 года "О реорганизации государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Поволжский строительно-энергетический колледж им П.Мачнева" и государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарский энергетический колледж" как несоответствующего требованиям пунктов 11 и 13 статьи 22, пунктов 3, 4 статьи 30, пункта 1 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 9.5 Устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарский энергетический колледж", а также и признании незаконными действий Правительства Самарской области по вынесению данного постановления.
Определением Ульяновского областного суда от 22 декабря 2022 года настоящее дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Ульяновска на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе административные истцы просили указанное определение отменить, разрешить вопрос по существу, передать дело по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.
Относительно доводов частной жалобы административными ответчиками Министерством образования и науки Самарской области, Правительством Самарской области, Министерством имущественных отношений Самарской области, заинтересованным лицом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы и возражений на нее, суд приходит к следующему.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Основания и порядок передачи административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд предусмотрены статьей 27 КАС РФ, согласно которой суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, в том числе если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 2 части 2). О передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд либо об отказе в передаче административного дела в соответствующий суд выносится определение, которое может быть обжаловано (часть 3).
Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа перечислены в статье 20 КАС РФ, согласно которой верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции, в том числе административные дела: 2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 КАС РФ)
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 31 марта 2015 года N 6-П, нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2).
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" под нормативным правовым актом Самарской области понимается документ, принятый (изданный) органом государственной власти Самарской области, его должностным лицом в пределах своей компетенции либо принятый на референдуме Самарской области, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на неопределенный круг лиц и многократное исполнение и обладающий обязательной юридической силой на территории Самарской области.
Статьей 1 Закона Самарской области от 30 сентября 2011 года N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" предусмотрено, что Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, руководство которым осуществляет Губернатор Самарской области. Правительство Самарской области является постоянно действующим коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти Самарской области, установленную правовым актом Губернатора Самарской области.
В соответствии со статьей 6 Закона Самарской области "О Правительстве Самарской области" Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области (часть 1).
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Самарской области. Акты по оперативным, организационно-распорядительным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Самарской области, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Самарской области, в форме постановлений Правительства Самарской области, не носящих нормативного характера (часть 2).
Статьями 5.1 и 7 Закона Самарской области от 3 апреля 2002 года N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области" предусмотрено, что Правительство Самарской области в сфере управления и распоряжения имуществом Самарской области принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, казенных предприятий, казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Постановлением Правительства Самарской области от 14 декабря 2010 года N 640 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных казенных и бюджетных учреждений Самарской области, а также утверждения уставов государственных казенных и бюджетных учреждений Самарской области и внесения в них изменений, согласно которому решение о реорганизации учреждения в форме разделения, выделения, слияния или присоединения принимается Правительством Самарской области в порядке, аналогичном порядку создания учреждения путем его учреждения, в форме постановления.
24 июня 2022 года Правительством Самарской области было принято постановление N 467 "О реорганизации государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Поволжский строительно-энергетический колледж им П.Мачнева" и государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарский энергетический колледж".
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 1).
Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом (пункт 1 статьи 60.1 ГК РФ).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый правовой акт о реорганизации образовательных учреждений, изданный Правительством Самарской области, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, издан по организационно-распорядительным вопросам реорганизации образовательных учреждений и не обладает необходимыми признаками нормативного правового акта, поэтому административное исковое заявление подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 22 КАС РФ (Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), в связи с чем, данное дело не относится к категории дел подсудных Ульяновскому областному суду на основании пункта 2 части 1 статьи 20 КАС РФ.
Определяя подсудность дела, суд принял во внимание, что настоящее административное дело было передано из Самарского областного суда в Ульяновский областной суд определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2022 года в связи с наличием обстоятельств, исключающих его рассмотрение Самарским областным судом с соблюдением правил подсудности.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы частной жалобы о том, что если бы изначально Шестым кассационным судом определена ненормативность оспариваемого постановления Правительства Самарской области N 467 от 24 июня 2022 года, то данное дело изначально было бы передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Самары в соответствии с местом нахождения Правительства Самарской области, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд кассационной инстанции не высказывал суждение о подсудности данного административного делам судам областного или районного уровня и не рассматривал спор по существу.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2022 года установлено наличие обстоятельств, исключающих рассмотрение дела Самарским областным судом, который является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории Самарской области.
При обстоятельствах, отмеченных в определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции, в целях исключения сомнений в объективности и беспристрастности суда, дело не может быть рассмотрено Ленинским районным судом г. Самары, в связи с чем является правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении ходатайства представителя административных истцов о передаче дела по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.
Доводы частной жалобы не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к изменению или отмене обжалуемого определения.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Самарского областного суда от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Батраева Э.Р, Батраевой Д.Р, Волкова А.П, Евлаховой Я.В, Никоновой С.А. Смолиной О.В, Спириной О.Н, Хайрутдиновой Н.Н, Хайрутдинова М.М. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.