Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Ряховских Андрея Александровича на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 июня 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 26 июля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 26 июля 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее по тексту - ООО "Агроторг") прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее материалы дела на рассмотрение в суд, Ряховских А.А. просит судебные акты отменить, полагая ошибочным вывод судебных инстанций о необходимости квалификации бездействия ООО "Агроторг" по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Изложенное в жалобе ходатайство должностного лица об участии в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела судьей кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи удовлетворению не подлежит. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает проведение судебных заседаний при пересмотре в кассационном суде общей юрисдикции постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, в том числе с использованием систем видеоконференц-связи.
Защитник ООО "Агроторг" ФИО1, действующая на основании доверенности, в установленный срок представила возражения, в которых просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, жалобу оставить без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на нее, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
В связи с угрозой распространения в Оренбургской области инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-19, Указом губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории области введен режим повышенной готовности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, 21 марта 2022 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области на основании акта выездной плановой проверки от 28 февраля 2022 года N 06-09-П в отношении ООО "Агроторг" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу ООО "Агроторг" вменено нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренных пунктом 10.7 Санитарно-эпидемиологические правила "СП 2.3.6.3668-20 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 ноября 2020 года N 36 (далее - СП 2.3.6.3668-20), пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), пунктами 2686, 2695 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).
Из содержания протокола следует, что 2 февраля 2022 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в магазине "Пятерочка" по адресу г. Оренбург, ул. Монтажников, д. 2 в нарушение требований пункта 10.7 СП 2.3.6.3668-20 выявлено хранение обезличенного дезинфицирующего средства (маркировка отсутствует) в открытой емкости в отсутствие тары изготовителя в количестве трех таблеток, а также не создан запас дезинфицирующих средств; в нарушение требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 выявлено отсутствие запаса дезинфекционных средств, в наличии только 3 таблетки "дезинфицирующего средства" (маркировка на которых отсутствует).
В магазине "Пятерочка" по адресу г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 34 в нарушение требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, пункта 10.7 СП 2.3.6.3668-20 и пунктов 2686, 2695 СанПин 3.3686-21 выявлено отсутствие дезинфицирующих средств для обработки помещений и инвентаря.
В магазине "Пятерочка" по адресу Оренбургская область, с. Александровка, ул. Рощепкина, д. 5 нарушение требований пункта 10.7 СП 2.3.6.3668-20 выявлено, что для влажной дезинфекции помещений, оборудования, инвентаря используется белые таблетки, которые хранятся в полиэтиленовом пакете, инструкция по разведению и применению отсутствует.
7 февраля 2022 года в магазине "Пятерочка" по адресу г. Оренбург, ул. Восточная, д. 31 нарушение требований пункта 10.7 СП 2.3.6.3668-20 выявлено хранение используемого дезинфицирующего средства (Дез Хлор) не в таре изготовителя, а прозрачном полиэтиленовом пакете.
9 февраля 2022 года в магазине "Пятерочка" по адресу г. Оренбург, проспект Братьев Коростелевых, д. 22 в нарушение требований пункта 10.7 СП 2.3.6.3668-20 выявлено хранение используемого дезинфицирующего средства (Дез Хлор) не в таре изготовителя, а прозрачном полиэтиленовом пакете.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда с выводом должностного лица Роспотребнадзора о наличии в деянии ООО "Агроторг" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не согласился, сославшись на то, что деяния названного юридического лица, описанные в протоколе об административном правонарушении, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судья районного суда пришел к выводу о необходимости переквалификации бездействия юридического лица на часть 1 статьи 20.6.1 приведенного Кодекса, а поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье истек, то производство по делу прекратил на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Оренбургской областного суда не нашел оснований для отмены принятого судьей районного суда постановления, оставил его без изменения.
Вместе с тем вывод судьи районного суда о необходимости переквалифицировать указанное выше деяние с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть признан законным и обоснованным.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Между тем, как следует из материалов дела, вменяемое ООО "Агроторг" деяние, предусматривает нарушение не общих правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а вмененные юридическому лицу нарушения связаны с нарушением им законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии оснований для переквалификации действий (бездействия) ООО "Агроторг" с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса нельзя признать соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении приведенных правовых норм.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
В рассматриваемом случае допущенные судьей районного суда нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда данное обстоятельство оставлено судьей областного суда без внимания и правовой оценки.
С учетом изложенного, состоявшиеся по делу судебные акты не могут быть признаны вынесенными с соблюдением требований законодательных норм и подлежат отмене.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 июня 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 26 июля 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Агроторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, а дело - возвращению в Ленинский районный суд г. Оренбурга на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Ряховских Андрея Александровича удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 июня 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 26 июля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Ленинский районный суд г. Оренбурга на новое рассмотрение.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.