Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную 26 декабря 2022 года кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27сентября 2022 года по административному делу N 2а-6953/2022 по административному исковому заявлению Сулеймановой Светланы Исхаковны к начальнику отделения исполнения административного законодательства Центра автоматической фиксации административных правонарушений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан) Лабашовой Э.Р, Центру автоматической фиксации административных правонарушений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан), Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - УГИБДД МВД по Республике Татарстан), Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД по Республике Татарстан) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении постановления по делу об административном правонарушении N N от 29 ноября 2021 года на принудительное исполнение, отсутствии факта аннулирования начисления и постановления по делу об административном правонарушении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя МВД по Республике Татарстан по доверенности Садретдиновой М.К. в поддержку кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сулейманова С.И. (далее также - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан. Впоследствии судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: начальник отделения ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан Лабашова Э.Р, УГИБДД МВД по Республике Татарстан, МВД по Республике Татарстан, в качестве заинтересованного лица - отделение судебных приставов N 1 города Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - ОСП N 1 г.Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан).
В обоснование административного искового заявления указано, что постановлением по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2021 года УИН N, вынесенным начальником отделения ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан Лабашовой Э.Р, Сулейманова С.И. привлечена к административной ответственности по части 6 статьи 12.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Мамадышского районного суда Республики Татарстан, вступившим в законную силу 29 января 2022 года, вышеуказанное постановление изменено - размер административного штрафа снижен до "данные изъяты" рублей.
Штраф Сулеймановой С.И. уплачен 12 марта 2022 года, однако несмотря на данное обстоятельство административный ответчик не изменил сведения о размере взысканного с нее штрафа в Единой системе государственных платежей и направил постановление о привлечении к административной ответственности на принудительное исполнение.
1 апреля 2022 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство о взыскании административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Считая свои права нарушенными, административный истец просила суд: признать незаконными действий, выразившихся в направлении постановления по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2021 года N на принудительное исполнение, отсутствии факта аннулирования начисления и постановления по делу об административном правонарушении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 июля 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Сулеймановой С.И.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27сентября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены частично; признаны незаконными действия ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан, выразившиеся в отсутствии внесения изменений в сведения о назначенном наказании по постановлению об административном правонарушении с УИН N N, вынесенному в отношении Сулеймановой С.И, возложена обязанность на ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан устранить допущенное нарушение прав Сулеймановой С.И.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, МВД по Республике Татарстан просит отменить апелляционное определение ввиду несоответствия выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
В обосновании кассационной жалобы приведены доводы о том, что на дату направления на принудительное исполнение постановления об административном правонарушении сведениями об оплате штрафа административный ответчик не располагал, в связи с чем постановление сформировано в автоматическом режиме и направлено судебному приставу-исполнителю.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что 29 ноября 2021 года начальником отделения ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан Лабашовой Э.Р. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N о привлечении Сулеймановой С.И. к административной ответственности по части 6 статьи 12.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 13января 2022 года, вступившим в законную силу 29 января 2022 года, постановление по делу об административном правонарушении N изменено, действия Сулеймановой С.И. переквалифицированы на часть 3 статьи 12.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
20 января 2022 года копия указанного решения суда поступила в УГИБДД МВД по Республике Татарстан.
12 марта 2022 года административный истец уплатила штраф в размере "данные изъяты" рублей.
29 марта 2022 года постановление по делу об административном правонарушении, содержащее сведения о его вступлении в законную силу 23января 2022 года, предусматривающее назначение Сулеймановой С.И. административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей, в автоматическом режиме направлено по системе электронного взаимодействия в ОСП N 1 города Набережные Челны УФССП России по Республике Татарстан для принудительного исполнения.
1 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП N 1 города Набережные Челны УФССП России по Республике Татарстан Шайхнуровым Р.И. возбуждено исполнительное производство N-ИП по взысканию с Сулеймановой С.И. административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
4 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление, сумма долга по штрафу изменена на "данные изъяты" рублей, в тот же день данное исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Суд первой инстанции, разрешая административный спор, отказал в удовлетворении административного иска, указав, что на дату направления постановления на принудительное исполнение, административный ответчик не располагал сведениями об уплате Сулеймановой С.И. административного штрафа, а оспариваемыми действиями (бездействием) административного ответчика не нарушены права и законные интересы Сулеймановой С.И.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции и отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, правильно указал на то, что обязанность по уплате административного штрафа на момент направления постановления в службу судебных приставов для принудительного исполнения у Сулеймановой С.И. отсутствовала, поскольку такая обязанность исполнена ею своевременно и надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции обоснованно учёл то обстоятельство, что в рамках возбужденного в отношении административного истца исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено и направлено на исполнение в ГИБДД постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств административного истца, что повлекло нарушение её прав на владение и распоряжение имуществом.
При этом некачественная работа сервисов, обеспечивающих деятельность государственного органа, не может рассматриваться в качестве уважительной причины для отказа в судебной защите нарушенного права гражданина.
Данные выводы суда апелляционной инстанции, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Утверждения подателя кассационной жалобы о том, что на дату направления постановления об административном правонарушении административный ответчик не располагал сведениями об уплате штрафа, опровергаются материалами дела.
Решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 13января 2022 года о назначении Сулеймановой С.И. административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей вступило в законную силу 29 января 2022 года, согласно закону подлежало добровольному исполнению в течение 60 дней, то есть до 30 марта 2022 года. Так, административный штраф в размере "данные изъяты" рублей 12 марта 2022 года добровольно уплачен Сулеймановой С.И, квитанция от 13 марта 2022 года об уплате административного штрафа загружена в базу 29марта 2022 года (л.д. 55).
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции правомерно пришёл к верному выводу о незаконности оспариваемых действий административного ответчика и в порядке устранения допущенных нарушений прав административного истца обоснованно возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права.
Суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные им судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - безудовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 14 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.