Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 30 декабря 2022 года кассационную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 августа 2022 года по административному делу N 3а-273/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи объяснения представителей Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по доверенности Царевой Н.В, Белалеевой Н.Р. в поддержку кассационной жалобы, возражения представителей ООО"Смежная сетевая компания "Интеграция" по доверенности Галиевой Р.Г, Савченко Н.Н, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Комитет, тарифный орган) от 17 декабря 2020 года N 534- 213/кс-2020 установлены долгосрочные тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" на 2021-2025 годы.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - Постановление от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021), установлены тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" на 2022 год с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Приложение 1 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020 изложено в новой редакции, для иных потребителей ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" в муниципальном образовании города Казани установлены, помимо прочих показатели одноставочных тарифов (без учета НДС):
на транспортировку холодной воды в период с 1 января 2022 года по 30июня 2022 года, а также в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 13, 32 рубля за кубический метр;
на транспортировку сточных вод в период с 1 января 2022 года по 30июня 2022 года, а также в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 13, 09 рубля за кубический метр (приложение 1).
ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее также - административный истец, ООО "Интеграция", общество, организация) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений указанного нормативного правового акта, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В обоснование требований административный истец указал на то, что установленные оспариваемым постановлением тарифы экономически необоснованны, поскольку административным ответчиком при определении их размера необоснованно приняты не в полном объеме расходы общества по аренде объектов водоснабжения и водоотведения, используемые в регулируемой деятельности, а также исключены из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) излишне учтенные при установлении тарифов на транспортировку холодной воды суммы арендных платежей как экономически необоснованные доходы.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 августа 2022 года, признан недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020"; на Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам возложена обязанность в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт о корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Комитет, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные ранее в апелляционной жалобе, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы её податель указывает, что корректировка тарифов на 2022 год выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства, тарифы рассчитаны Комитетом обоснованно. Суммы арендной платы в течение прошлого долгосрочного периода 2018-2020 гг. рассчитывались обществом с учетом специального коэффициента ускорения амортизации и Комитетом исключены как экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования суммы, получившиеся в результате применения механизма ускоренной амортизации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
ООО "Интеграция" представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся участников, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО"Интеграция" осуществляет на основании договоров аренды и субаренды эксплуатацию принадлежащих ему инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, оказывая услуги по транспортировке воды и сточных вод.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 534-213/кс-2020 для ООО "Интеграция" установлены долгосрочные тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2021-2025 годы.
30 апреля 2021 года ООО "Интеграция" обратилось в Комитет с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2022 год с применением метода индексации с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений.
Постановлением от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 для ООО"Интеграция" произведена корректировка долгосрочных тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2022 год.
При утверждении НВВ на 2022 год по статье "Плата за аренду имущества" расходы организации на аренду имущества были учтены Комитетом не в полном объеме.
ООО "Интеграция" расходы при транспортировке сточных вод заявлены в размере 26154, 40 тысяч рублей, тарифным органом указанные расходы приняты в размере 13891, 44 тысяч рублей; расходы при транспортировке холодной воды заявлены Обществом в размере 25244, 46 тысяч рублей, приняты тарифным органом в размере 16384, 94 тысяч рублей.
Основанием для отказа в принятии в заявленном размере упомянутых расходов послужило непредставление ООО "Интеграция" документов, необходимых для расчета правильности арендных платежей.
Так, тарифным органом не приняты арендные платежи по договору ООО "Интеграция" с ООО "Энергоресурс" от 7 октября 2016 года N 13-16 (ЖК "Изумрудный город", ЖК "Сокольники") в сумме 1952, 06 тысячи рублей при корректировке тарифа на транспортировку холодной воды, в сумме 2973, 49 тысячи рублей при корректировке тарифа на транспортировку сточных вод.
Не в полном объеме приняты арендные платежи по договору с ООО"Энергоресурс" от 6 апреля 2020 года N 58/07-2020-А (ЖК "Арт Сити", ЖК "Весна"): на транспортировку холодной воды принято в сумме 4536, 6 тысячи рублей от заявленных 7263, 4 тысячи рублей; на транспортировку сточных вод в сумме 2295, 5 тысячи рублей от заявленных 4667, 7 тысячи рублей.
В обоснование такого решения тарифный орган указывает, что в составе предложения по водоснабжению и водоотведению на 2022 год административным истцом были представлены ведомости амортизации основных средств (ОС), в которых не отражен или отражен не по всем объектам факт начисления амортизации по сетям водоснабжения и водоотведения, переданным ООО "Энергоресурс" в эксплуатацию ООО"Интеграция".
Административным ответчиком отказано в принятии для включения в НВВ при исчислении тарифа на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод расходов административного истца по договору с ООО "Теплосервис" от 1 июня 2017 года N 06/2017-ВИК в сумме 665, 8 тысячи рублей и 1 792, 9 тысячи рублей соответственно, по причине не представления по данным расходам ООО "Интеграция" обоснования амортизационных отчислений, а также документов, подтверждающих первоначальную стоимость объектов коммунальной инфраструктуры.
Не в полном объеме приняты расходы административного истца по договорам с ООО "Аксис" от 6 апреля 2020 года N 33/08-2020-А, 34/08- 2020-А (ЖК "Савиново") на транспортировку холодной воды в сумме 178, 7тысячи рублей (по договору 895, 6 тысячи рублей), на транспортировку сточных вод в сумме 153, 1 тысячи рублей (по договору 709, 7 тысячи рублей);
по договорам с ООО "Аксис" от 6 апреля 2020 года N 09/08-2020-А, 10/08-2020-А (ЖК "Савиново") на транспортировку холодной воды в сумме 740, 1 тысячи рублей (по договору 888, 2 тысячи рублей), на транспортировку сточных вод в сумме 466, 6 тысячи рублей (по договору 559, 6 тысячи рублей);
по договорам с ООО "Электрические сети" от 6 апреля 2020 года N51/08-2020-А, 52/08-2020-А (ЖК "КазанСу") на транспортировку холодной воды в сумме 133, 4 тысячи рублей (по договору 159, 5 тысячи рублей), на транспортировку сточных вод в сумме 366, 6 тысячи рублей (по договору 438, 5 тысячи рублей).
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из того, что постановление Комитета от 16 декабря 2021 года N 649-173/кс-2021 в части установления тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод для ООО "Интеграция" на 2022 год не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца. Так, из системного анализа нормативных правых актов, регулирующих отношения по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, следует, что в целях реализации указанных принципов, обязанности регулируемой организации представить совместно с заявлением об установлении (корректировке) тарифов обосновывающие материалы (пункты 13-17 Правил регулирования) корреспондирует право органа регулирования тарифов запросить в случае возникновения необходимости уточнения предложения об установлении тарифов дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (пункт 20 Правил регулирования).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы тарифного органа, указал на надлежащую оценку обстоятельств дела, произведенную судом первой инстанции, и отсутствие оснований для отмены правильно принятого решения суда первой инстанции.
Таким образом, Комитет в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, при этом сделать это способом, не допускающим неоднозначного толкования. Вопреки указанным требованиям дополнительные материалы у регулируемой организации относительно заявленных расходов, тарифный орган не запросил и принял означенное решение.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Суды первой и апелляционной инстанции верно указали, что при предоставлении Обществом аналогичных документов в целях корректировки тарифа на 2022 год орган регулирования, осуществив экспертизу представленных обосновывающих материалов произвольно и по своему усмотрению, без предварительного извещения регулируемой организации об изменении подхода к оценке достаточности их объема, без установления фактов отсутствия или уменьшения состава арендованного имущества, участвующего в осуществлении регулируемой деятельности, использовав информацию, поступившую от контрагентов (арендодателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), без предоставления регулируемой организации возможности подтвердить или опровергнуть ее, без анализа дополнительно представленных обществом (до принятия оспариваемого решения) обосновывающих материалов, снизил спорные расходы, чем нарушил приведенные положения Закона о водоснабжении и водоотведении и Правил регулирования, основные принципы организации отношений и регулирования цен (тарифов) в сфер водоснабжения и водоотведения, а также права и законные интересы административного истца.
Также следует учитывать, что при определении пределов проверки законности судебных актов судов нижестоящих инстанций суд кассационной инстанции исходя из содержания части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе проверять правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб (представления).
В то же время, таких доводов, влекущих отмену постановленных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, в кассационной жалобе комитета не содержится.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.