Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную 28 декабря 2022 года кассационную жалобу Габдрахманова Н.А. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 июня 2022 года по административному делу N 2а-298/2022 по административному исковому заявлению Габдрахманова Нила Анваровича к Совету городского округа города Салават о признании незаконными действий по вынесению решения N 5-14/161 от 14 октября 2021 года "О внесении изменений в решение Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Габдрахманова Н.А. по доверенности Мингазовой Р.К. в поддержку кассационной жалобы; возражения представителя Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан по доверенности Калабугиной О.О. представителя администрации городского округа города Салават по доверенности Манаковой А.В. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Габдрахманов Н.А. (далее также - административный истец) обратился в суд с означенным административным исковым заявлением к Совету городского округа города Салават Республики Башкортостан (далее - Совет). Впоследствии судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены администрация городского округа города Салават Республики Башкортостан (далее - администрация), Рундау А.А, Магизов У.Ш.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что распоряжением главы администрации городского округа города Салават N 140-р от 18 октября 2018 года "Об утверждении списка лиц, зачисленных в кадровый резерв на замещение муниципальной должности заместителя главы Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан по кадрам и общественным работам" он принят на должность заместителя главы администрации городского округа города Салават с 19 октября 2018 года в связи с включением в кадровый резерв.
Советом городского округа города Салават принято решение N 5-14/161 от 14 октября 2021 года "О внесении изменений в решение Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан", согласно пункту 2 которого выведена из структуры должность заместителя главы администрации по кадрам и общественным вопросам.
В повестке дня сессии Совета на 14 октября 2021 года вопрос о внесении изменений в решение Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан" не ставился до 14 октября 2021 года. Регламентом Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением от 28 октября 2020 года, в пункте 32 предусмотрено, что сообщение о времени, месте проведения заседания Совета, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение, заблаговременно, как правило, не позднее чем за три дня до заседания доводятся до сведения депутатов Совета, главы администрации, прокурора города, иных заинтересованных лиц. Материалы, необходимые для рассмотрения вопросов, внесенных в проект повестки для заседания Совета, предоставляются депутатам, как правило, за десять дней до заседания Совета. На заседание Совета административный истец не приглашался, после которого его уведомили о переводе на предложенные должности в связи с сокращением его должности с 15 декабря 2021 года.
Административный истец, считая свои права нарушенными, просил суд: признать незаконными действия Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан в части вынесения решения N 5-14/161 от 14 октября 2021 года "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан".
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 июня 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Габдрахманову Н.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Габдрахманов Н.А, выражая несогласие с постановленными по делу судебными актами, просит отменить их в связи с неправильным применением судами норм материального права, нарушением норм процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, повлиявшими на исход дела, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его административное исковое заявление.
В обоснование кассационной жалобы указаны доводы о том, что судами не дана оценка нарушениям процедуры извещения депутатов о повестке дня. Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд необоснованно привлек в качестве заинтересованного лица Рундау А.А, назначенного заместителем главы администрации по экономическим вопросам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действие (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношение.
Обязанность доказывание обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решение либо совершившие оспариваемые действие (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действие (решение) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (решение) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что решением Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 (в редакции от 19 декабря 2017 года) утверждена структура администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, в которую в частности, входит должность заместителя по кадрам и общественным вопросам.
На основании распоряжения главы администрации N 46-к от 18 октября 2018 года Габдрахманов Н.А. принят на должность заместителя главы администрации по кадрам и общественным вопросам (л.д. 8).
Согласно протоколу внеочередного 13-го заседания Президиума Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года принято решение включить вопрос по проекту решения "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан" в повестку дня заседания Совета (л.д. 127-128).
Из протокола N 10 внеочередного заседания депутатской комиссии Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан 5-го созыва по социально-гуманитарным вопросам, охране порядка от 14 октября 2021 года следует, что в Аппарат Совета до начала заседания комиссии поступил проект решения "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан", данный вопрос включён в повестку дня комиссии, принято решение поддержать проект решения и включить его в повестку дня заседания Президиума (л.д. 131, 135).
Из протокола 14 внеочередного заседания Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года следует, что в дистанционном формате с использованием конференц-платформы ZOOM на заседании Совета приняли участие 21 депутат, кворум имелся, проект повестки был направлен всем депутатам по электронной почте. Советом на утверждённой повестке дня рассмотрено 5 вопросов:
1. о внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 5-4/44 "О бюджете городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";
2. об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2022 год;
3. о внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26 апреля 2006 года N 1-7/108 "Об утверждении нормативно-правовых актов по вопросам приватизации муниципального имущества городского округа город Салават Республики Башкортостан";
4. о реализации муниципальной программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих в городском округе город Салават Республики Башкортостан" за 2021 год;
5. о внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан.
По пятому вопросу повестки заседания единогласно принято решение утвердить проект решения Совета, вопросов по повестке дня, возражений не поступило (л.д. 155-156).
Решением Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года N 5-14/161 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан", решено внести в структуру администрации следующие изменения:
1. Переименовать Должность заместителя главы Администрации по вопросам экономики и развитию предпринимательства на заместителя главы Администрации по развитию предпринимательства - "Бизнес-шериф".
2. Вывести из структуры:
2.1. Должность заместителя главы Администрации по кадрам и общественным вопросам;
2.2. Управление экономики и предпринимательства.
3. Ввести в структуру:
3.1. Должность заместителя главы Администрации по экономическим вопросам;
3.2. Отдел по экономическим вопросам;
3.3. Управление по предпринимательству и туризму.
4. Закрепить за главой Администрации: отдел по работе с кадрами, информационно-аналитический отдел.
5. Закрепить за заместителем главы Администрации по экономическим вопросам: отдел по экономическим вопросам, Управление муниципального контроля.
6. Закрепить за заместителем главы Администрации по развитию предпринимательства - "Бизнес-шерифом": Управление по предпринимательству и туризму.
7. Утвердить прилагаемую новую редакцию структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан согласно приложению 1 к настоящему решению.
8. Настоящее решение разместить на официальном сайте Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан.
9. Настоящее решение вступает в силу с 15 декабря 2021 года (л.д. 138-139).
Согласно данным Интернет-сайта "Госуслуги" для общего доступа опубликовано решение Совета городского округа города Салават Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года N 5-14/161 (л.д. 12-13).
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, обоснованно исходил из того, что не установлено нарушений Регламента Совета городского округа города Салават, утвержденного решением от 28 октября 2020 года N 5-2/24 при принятии решения о внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 января 2012 года N 2-54/626 "Об утверждении структуры Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан", соответственно оспариваемые действия Совета по принятию решения правомерны и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административного истца, судебная коллегия суда апелляционной инстанции обоснованно указала на правильность выводов суда первой инстанции.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Так, вопрос о внесении изменений в структуру администрации был включён в повестку дня путем голосования, каких-либо замечаний или предложений по отложению рассмотрения данного вопроса со стороны депутатов, проголосовавших единогласно за принятие решения, не поступило. Процедура проведения заседания Совета и принятия решения не нарушена, на внеочередном заседании Совета присутствовал 21 депутат из 25 избранных депутатов, имелся необходимый кворум.
В соответствии со статьёй 31 Регламента Совета на заседание Совета могут быть приглашены представители органов государственной власти Республики Башкортостан, прокурор города, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и судебных органов, общественные помощники Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан и Уполномоченного по правам предпринимателей в Республике Башкортостан, руководители общественных объединений и других организаций.
Административный истец не отнесён к числу лиц, подлежащих обязательному приглашению на заседание Совета, при таких обстоятельствах суды верно признали ошибочными утверждения административного истца об обратном.
Вопреки доводам кассационной жалобы, несогласие подателя жалобы с решением Совета не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика по принятию такого решения.
Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.
Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы круг лиц, участвующих в деле, с учетом требований статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определён верно. Привлечение судом к участию в деле заинтересованным лицом Рундау А.А, назначенного заместителем главы администрации по экономическим вопросам, не свидетельствует о нарушении судом процессуального закона.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебными инстанциями по настоящему административному делу правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также подлежащее применению законодательство, в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Содержание кассационной жалобы не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Габдрахманова Н.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.