Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, поданную 13 декабря 2022 года на решение Оренбургского областного суда от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года по административному делу N 3а-472/2022 по административному иску ООО "Нефтяная компания "Новый поток" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
ООО "Нефтяная компания "Новый поток" обратилось в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование указывалось на то, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 340 516 302, 84 руб, определенная по состоянию на 1 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 167 100 000 рублей, чем нарушаются права ООО "Нефтяная компания "Новый поток" как арендатора земельного участка.
Решением Оренбургского областного суда от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года, административный иск удовлетворен, постановлено установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, составлявшей по состоянию на 1 января 2020 года 167 100 000 рублей.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области просит отменить судебные постановления и отказать в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что разрешение вопроса об определении рыночной стоимости, необходимом для внесения уточняющей записи в земельный кадастр, требует применения специальных знаний в области оценки рыночной стоимости, в отзыве на административный иск управление заявляло о необходимости проведения судебной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Пунктом 5 действовавшего на время рассмотрения дела Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 297, устанавливалось, что стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям ФСО N 2.
Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях (пункт 4 ФСО N 2).
При определении рыночной стоимости земельных участков суд исходил из сведений, изложенных в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленном 28 декабря 2021 года Союзом "Торгово-промышленная палата Оренбургской области".
Из содержания судебных актов следует, что отчет вышеназванной организации расценен судами как составленный с соблюдением требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, как содержащий необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
В отчете изложены данные о местоположении объекта, о результатах анализа рынка земельных участков на дату оценки, о внешних факторах, влияющих на их стоимость, использованы аналоги, которые схожи с объектом оценки по своим экономическим характеристикам.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном обозначенном кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 КАС РФ).
Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Доводы о несоответствии названного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не приводились. Из письменного отзыва Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на административный иск усматривается, что им не заявлялось ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции с учетом обстоятельств дела также обоснованно отмечено, что суду не представлялись данные об иной рыночной стоимости земельного участка, чем та, которая указана в отчете.
Не соглашаясь с судебными актами в части снижения кадастровой стоимости земельного участка, заявитель не привел в своей кассационной жалобе конкретных мотивов и доводов такого несогласия.
Выводы, изложенные в обжалованных судебных постановлениях, соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского областного суда от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.