Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-1881/2022 по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Семеновой М.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области и государственному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова" о возложении обязанности выписать лекарственный препарат и обеспечить лекарственным препаратом.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения прокурора Генеральной Прокуратуры РФ Устиновой Т.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Семеновой М.В, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписать лекарственный препарат и обеспечить им.
Требования мотивированы тем, что Семенова М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 1 группы с детства, состоит на диспансерном учете в ГУЗ "Городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" с диагнозом "несахарный диабет" и нуждается в пожизненном получении гормонзамещающего препарата. Решением врачебной комиссии в ГУЗ "Городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" от 19.11.2020 и 14.02.2022 Семеновой М.В. назначено лечение препаратом под торговым наименованием "Минирин, табл. 0, 2 мг", который замене не подлежит. Однако после проведения врачебной комиссии Семеновой М.В. лечащим врачом выписывается препарат по международному непатентованному наименованию "Десмопрессин". 14.02.2022 ГУЗ "Городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" направлена в Министерство здравоохранения Ульяновской области в рамках федеральной программы льготного лекарственного обеспечения дополнительная заявка, с указанием потребности в препарате "Минирин, табл. 0, 2 мг" в количестве 72 упаковки. Однако до настоящего времени Семенова М.В. не обеспечена льготным лекарственным препаратом.
Просил суд возложить на ГУЗ "городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" обязанность выписывать по жизненным показаниям льготные рецепты на лекарственный препарат "Десмопрессин" по торговому наименованию "Минирин, табл. 0, 2 мг", возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать Семенову М.В. лекарственным препаратом по торговому наименованию "Минирин, табл. 0, 2 мг" до отмены назначения этого препарата, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал ГУЗ "Городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" выписывать Семеновой М.В. по жизненным показаниям льготные рецепты на лекарственный препарат "Десмопрессин" по торговому наименованию "Минирин, табл, 0, 2 мг", а также обязал Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Семенову М.В. лекарственным препаратом "Десмопрессин" по торговому наименованию "Минирин, табл. 0, 2 мг" до отмены назначения этого препарата. Решение в части возложения обязанности выписать лекарственный препарат "Десмопрессин" по торговому наименованию "Минирин, табл. 0, 2 мг" привел к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе Министерством здравоохранения Ульяновской области поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры РФ Устинова Т.А. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, считая ее необоснованной, указывая на то, что закупка конкретного лекарственного препарата по торговому наименованию не предусмотрена действующим законодательством о контрактной системе закупок товаров, а также положения бюджетного законодательства, которыми предусмотрено только финансирование расходов, включенных в соответствующие перечни лекарственных препаратов.
Лица, участвующие в деле, не присутствовали, извещались судом надлежащим образом, сведений о причинах неявки не поступало.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Статьей 6.1 Федерального закона российской Федерации от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 21.11.2011 г. N323-ФЗ) определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 ФЗ от 21.11.2011 г. N323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно части 15 статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона от 19.12.2003 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 73 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения утвержден Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N1094н.
Названный Порядок устанавливает правила назначения лекарственных препаратов для медицинского применения и оформления их назначения при оказании медицинской помощи в медицинских организациях
В соответствии с пунктом 6 Порядка назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, согласно пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям находится в компетенции врачебной комиссии медицинской организации. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) врачебная комиссия вправе принять решение о назначении пациенту конкретного лекарственного препарата по торговому наименованию.
Отсутствие в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов конкретного торгового наименования лекарственного препарата, исходя из приведенных положений законодательства, не является препятствием для его назначения в соответствии с решением врачебной комиссии при наличии к тому показаний. Обеспечение назначенным препаратом не подлежит оплате за счет личных средств граждан и реализуется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N25/565-П, вступившим в силу с 1 января 2019 года Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья, на которое возложена в том числе функция по организации обеспечения граждан, нуждающихся по жизненным показаниям необходимыми лекарственными препаратами.
Судом установлено, что у Семеновой М.В. диагностировано заболевание "несахарный диабет", данное заболевание входит в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, кроме того Семенова М.В. является инвалидом 1 группы.
С учетом этого, суд пришел к выводу о том, что Семенова М.В. подлежит обеспечению всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно.
Разрешая вопрос о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению лекарственным препаратом с торговым наименованием "Минирин", суд установил, что 04.10.2016 главным внештатным эндокринологом У ОКБ Милюковой Г.Н. рекомендовано применение препарата "Минирин, табл. 0, 2 мг" постоянно.
Указанное назначение подтверждено эндокринологом Научно- исследовательского института нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко РАМН, врачами Эндокринологического научного центра Росмедтехнологии.
Согласно заключению от 20.10.2020 главного внештатного эндокринолога Министерства здравоохранения Ульяновской области Милюковой Г.Н. Семеновой М.В. рекомендован прием препарата "Минирин, табл. 0, 2 мг" постоянно, замене не подлежит, так как при использовании других торговых наименований (десмопрессин, натива, ноурем) в той же дозировке значительно увеличивается диурез в первые сутки приёма, что требует дополнительного приема "Минирина".
Решениями врачебной комиссии ГУЗ "Городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" от 19.11.2020, 14.02.2021 рассмотрен вопрос обоснованности назначения Семеновой М.В. десмопрессина по торговому наименованию "Минирин", подтверждена нуждаемость пациентки в постоянном приеме препарата "Минирин, табл. 0, 2 мг" по 2 таб. 3 раза в день, замене не подлежит, поскольку при использовании других торговых наименований (десмопрессин, натива, ноурем) в той же дозировке значительно увеличивается диурез в первые сутки приёма, что требует дополнительного приема "Минирина".
Таким образом, судом было установлено, что Семенова М.В. по жизненным показаниям нуждается в обеспечении ее лекарственным препаратом с торговым наименованием "Минирин", который иными аналогичными препаратами замене не подлежит, ввиду вероятности наступления соответствующих неблагоприятных последствий их применения.
Учитывая, что решениями врачебной комиссии ГУЗ "Городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" от 19.11.2020, 14.02.2021 подтверждена обоснованность назначения истцу лекарственными препаратами и установленный факт отказа со стороны ответчиков в бесплатном обеспечении данным лекарственным препаратом при отсутствии уважительных причин к такому отказу, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ "Городская поликлиника N1 им. С.М. Кирова" обязанности выписывать Семеновой М.В. льготные рецепты на лекарственный препарат "Десмопрессин" по торговому наименованию "Минирин, табл. 0, 2 мг", а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечивать Семенову М.В. указанным препаратом и в силу того, что препарат "Десмопрессин" по торговому наименованию "Минирин, табл. 0, 2 мг" при соблюдении дозы является единственным доказано-эффективным средством терапии выявленного у истица заболевания, является жизненно важным для неё.
При этом суд отклонил доводы ответчика о несоблюдении процедуры, позволяющей провести закупку необходимого препарата, со ссылками на Распоряжение Министерства здравоохранения Ульяновской области от 29.06.2021 года N1229-р указав, что обязанность направления соответствующих заявок в территориальный орган надзора в сфере здравоохранения Ульяновской области не лежит на истце, и не может служить препятствием для реализации законного права гражданина на получение лекарственного препарата необходимого по жизненным показаниям в соответствии с решением врачебной комиссии.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с приведенными выводами суда, признал несостоятельными доводы ответчика о том, что исполнить возложенные на Министерство обязательства не представляется возможным, поскольку ответственность по обеспечению указанным лекарственным средством, не может быть возложена непосредственно на Министерство и будет являться нарушением бюджетного законодательства, в виде нецелевого использования бюджетных средств и невозможности организации закупок иностранного препарата по торговому наименованию.
Судебная коллегия указала, что право инвалида на применение лекарственного препарата, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинского показания (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии гарантировано статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку суды правильно установили по делу юридически значимые обстоятельства, надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценили собранные по делу доказательства, нормы материального права судами применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены состоявшихся по делу постановлений, судами не допущено.
Доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя и были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, данным доводам дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.