Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2494/2022 по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в выслугу лет периодов службы, дающей права для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя МВД Российской Федерации по Республике Татарстан Хамзиной Л.Р, возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он с 2001 года служил в ОГПС N 1 Отряд Государственной противопожарной службы N 1 по Республике Татарстан МВД РФ города Нижнекамска, которая Приказом МЧС РФ с 2 января 2007 года была преобразована в 1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан. В дальнейшем Приказом МЧС Российской Федерации от 1 января 2012 года Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан был преобразован в Федеральное Казенное учреждение "Первый Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан", где он продолжал непрерывную службу на должности заместителя начальника в системе Федеральной противопожарной службы, и с 1 декабря 2012 года Приказом оставлен на должности заместителя начальника ФКУ "Первый Отряд Федеральной противопожарной службе по Республике Татарстан" ПЧ N 78. То есть период его службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года является непрерывным прохождением службы в системе Федеральной противопожарной службы с даты начала службы в ОГПС N 1 Отряд Государственной противопожарной службы N 1 по Республике Татарстан МВД РФ, то есть с августа 2001 года. В октябре 2021 года он обратился в отдел кадров Главного управления МЧС России по Республике Татарстан с запросом о наличии права на досрочное назначение пенсии по выслуге. Однако, ответчиком было отказано во включении ему в выслугу лет периода службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в должности заместителя начальника ФКУ "Первый Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан" в связи с наличием значительного периода между работой и службой и отсутствием уплаты в указанный период времени страховых взносов в пенсионный фонд.
На основании изложенного просил суд признать незаконным решение об отказе включить в выслугу лет период службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года на должности заместителя начальника ФКУ "Первый Отряд федеральной противопожарной службе по Республике Татарстан" и возложить на ответчиков обязанность включить в выслугу лет период службы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в ФКУ "Первый Отряд федеральной противопожарной службе по Республике Татарстан", дающего право для назначения пенсии.
Решением Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 10 статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются, в том числе периоды работы гражданина в федеральной противопожарной службе (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующий назначению на должность, замещаемую сотрудником.
Как следует из пункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Пункт "б" статьи 13 Закона содержит условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. При этом, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Порядком исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941 (часть 3 статьи 18 Закона Российской Федерации N 4468-1).
Согласно Порядка N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы засчитывается время работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, противопожарных и аварийно-спасательных служб, пожарной охраны).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 был принят на службу в органы внутренних дел в штат Государственной противопожарной службы 01 сентября 1998 года и по 30 ноября 2012 года проходил службу на должностях среднего и старшего начальствующего состава.
30 ноября 2012 года ФИО1 уволен из Государственной противопожарной службы приказом N 201-НС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 27 ноября 2012 года по пункту "е" части первой, статьи 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет на момент увольнения составила 14 лет 02 месяца 29 дней.
01 декабря 2012 года ФИО1 принят работником на должность заместителя начальника 78 пожарной части ФКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан" (договорной)" приказом N 298-к от 30 ноября 2012 года.
02 октября 2019 года ФИО1 уволен по пункту 3 части первой статьи 77 (по собственному желанию) Трудового кодекса Российской Федерации приказом N 394-к от 1 октября 2019 года.
В период с 30 октября 2019 года по 29 апреля 2020 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ "Центр занятости населения" города Нижнекамска и являлся получателем пособия по безработице.
06 мая 2020 года приказом от 30 апреля 2020 года N 135-НС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан ФИО1 вновь принят на службу и назначен на должность начальника караула 89 пожарно-спасательной части 15 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия возможности включения в стаж службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы периода работы с 1 декабря 2012 года по 2 октября 2019 года в ФКУ "Первый Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан (договорной)", так как с 30 октября 2019 года по 29 апреля 2020 года истец был зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ ЦЗН города Нижнекамска. То есть назначению на должность, замещаемую сотрудником спорный период работы непосредственно не предшествовал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы что значимым является не наличие временного перерыва, а отсутствие аттестации на прохождение иной трудовой деятельности основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены приятных судебных постановлений. Судебная коллегия также учитывает, что период регистрации в качестве безработного входит в страховой стаж для назначения страховой пенсии на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в данный период выплачивается пособие по безработице.
Доводы заявителя жалобы о том, что постановка на учёт в качестве безработного являлась вынужденной, поскольку в связи с пандемией прием на службу был приостановлен, выводов суда не опровергают.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 24 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.