Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Улановой Е.С, Тарасовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (в настоящее время Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике) на решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 01 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-129/2022 по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" об обязании предоставить в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике уточненные индивидуальные сведения за 2017-2019 года и устранить расхождения в отношении застрахованных лиц лабораторно - диагностического отделения, занятых в должностях "фельдшер-лаборант", "лаборант"; исключить из Перечней рабочих мест, профессий и должностей за 3 квартал 2014-2019 гг. профессии "фельдшер-лаборант", "лаборант", Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республике обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что в ходе проверки установлено, что страхователем необоснованно представлены индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц по должностям "фельдшер-лаборант", "лаборант" с указанием кода особых условий труда 27-2, 2260000а, т.к. представленные ответчиком документы не подтверждают характер и условия труда этих работников, дающие права на досрочное пенсионное обеспечение.
Истец просил суд обязать ответчика представить в пенсионный орган уточненные индивидуальные сведения за 2017-2019 г.г. и устранить расхождения в отношении застрахованных лиц лабораторно - диагностического отделения, занятых в должностях "фельдшер-лаборант", "лаборант" и исключить из Перечней рабочих мест, профессий и должностей за 3 квартал 2014 - 2019г.г. профессии "фельдшер-лаборант", "лаборант".
Определением суда от 14 декабря 2021 г. ввиду реорганизации истца в порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республике на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике.
Определениями суда от 14 декабря 2021 г, от 29 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, работающие ответчика в должностях лаборанта и фельдшера-лаборанта.
Решением Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 01 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05 сентября 2022 г, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии со статьёй 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. 9 часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения"(подраздел 22600000-17546, позиция 2260000а) Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2012г. N1183н, к среднему медицинскому персоналу отнесены, в т.ч, фельдшеры и лаборанты.
Согласно Указанию Минсоцзащиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации разработаны примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных. Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, отнесено к полномочиям администрации, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.
Так, согласно Приложению 1 к данным Указаниям, к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 относятся следующие виды деятельности среднего медицинского персонала: приём больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), набор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объёме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В Приложении 2 к данным Указаниям приведен примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в которых лаборант и фельдшер-лаборант не поименованы.
Согласно п 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Страхователи обязаны выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (абз.5 п.2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ).
Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта в целях обеспечения реализации прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования установлены Федеральным законом от 01 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Статьей 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учётным данным.
Согласно ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно учредительным документам БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ" предметом деятельности данного учреждения является проведение профилактических противоэпидемических мероприятий в отношении ВИЧ инфекции, оказание лечебно- диагностической помощи по ВИЧ-инфекции, СПИД - ассоциируемыми заболеваниями иммунодефицитными состояниями, проведение иммунопрофилактики населения Удмуртской Республики, оказание организационно - методической и практической помощи лечебно-профилактическим учреждениям Удмуртской Республики по вопросам ВИЧ- инфекции и иммунопрофилактики.
Имеющееся в структуре БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ" лабораторно - диагностическое отделение согласно Положению о лабораторно-диагностическом отделении от 03 июня 2013г. осуществляет организацию и проведение лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции, СПИД-индикаторных и других инфекционных заболеваний методом иммуноферментного анализа (далее-ИФА), выполнение научно-практических работ, внедрение новых технологий диагностики ВИЧ-инфекции, методическую помощь учреждениям здравоохранения в УР, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ инфекции.
Первичными документами работодателя подтверждается наличие в штате лабораторно - диагностическое отделения должностей "лаборант" "фельдшер-лаборант".
Должностными инструкциями "лаборанта" и "фельдшера-лаборанта" лабораторно-диагностического отделения БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ", подтверждается, что указанные должности относятся к категории специалистов, работающими с возбудителями 3- 4-й групп патогенности, в непосредственном контакте с кровью и другим материалом от ВИЧ-инфицированных, что расценивается как контакт с больным, так как ВИЧ-инфекция и парентеральные вирусные гепатиты передаются через контакт с инфицированной кровью, кроме того, тест-системы, на которых проводятся исследования, включают в себя микропланшеты с встроенным вирусным инфицированным белком и положительную контрольную сыворотку и рассматриваются как инфицированный материал.
По итогам проведенной БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ" в 2014 году аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в 2018, 2019 г.г. должности "лаборант" и "фельдшер-лаборант" лабораторно-диагностического отделения учреждения установлен класс условий труда по вредным (опасным) факторам - 3.3. По результатам аттестации и специальной оценки условий по должности "лаборант" и "фельдшер-лаборант" лабораторно-диагностического отделения подтверждено право указанных лиц на досрочное пенсионное обеспечение по Список N 2, раздел XXIV код позиции 2260000а.
По результатам специальной оценки условий труда, установившей вредный класс условий труда по должности лаборант, фельдшер-лаборант лабораторно-диагностического отделения БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ", ответчиком за указанных работников в спорные периоды уплачивался дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В ноябре 2020 г. истцом в отношении БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" проведена документальная проверка обоснованности включения страхователем в "Перечни рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и выслугу лет" (далее - Перечень) за 3 квартал 2014-2019 г.г. профессий по лабораторно-диагностическому отделению: фельдшер-лаборант (27-2 2260000а) и лаборант (27-2 2260000а), представленных по Списку N 2 от 26 января 1992 г. N 10, раздел XXIV "Учреждение здравоохранения и социального обеспечения, код позиции 2260000а, результаты которой отражены в акте от 16 ноября 2020 г. N138.
По результатам проведенной проверки на основании представленных страхователем документов истец пришёл к выводу, что работа фельдшера-лаборанта и лаборанта лабораторно-диагностического отделения БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" не относится к работам по непосредственному обслуживанию больных, поскольку не предполагает непосредственного контакта с пациентами, в связи с чем не может рассматриваться как основание для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10 (раздел XXIV, код позиции 2260000а). Индивидуальные сведения за спорный период, представленные с кодом льготы 27-2, 2260000а на застрахованных лиц, занятых в должностях "фельдшер-лаборант", "лаборант" лабораторно-диагностического отделения, признаны недостоверными и подлежащими корректировке.
В составленном по итогам проверки акте от 16 ноября 2020 г. N 138 БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" предложено в срок до 23 ноября 2020 г. представить уточненные Перечни за 3 квартал 2014-2019 г.г. и поименные списки к Перечням с исключением кода льготы по Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10 "фельдшера-лаборанта" и "лаборанта" лабораторно-диагностического отделения; представить корректирующие формы индивидуальных сведений на лиц, занятых в указанных должностях. Данный акт получен страхователем 26 ноября 2020 г.
04 декабря 2020 г. истец направил БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными им сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 03 декабря 2020 г, которое получено страхователем 11 декабря 2020 г.
Поскольку в соответствии с уведомлением пенсионного органа БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ" корректировку индивидуальных сведений не произвело, Управлением составлен Акт от 28 декабря 2020 г. N 019S18200015879 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании которого руководителем Управления было принято решение от 05 февраля 2021 г. N 019S19210000876 о привлечении БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде финансовых санкций в размере 16 000 рублей.
Считая данное решение Управления противоречащим закону и нарушающим его права, БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" обратилось в суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2021 г, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 г, заявление БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" удовлетворено, признано незаконным решение Управления от 05 февраля 2021 г. N 019S19210000876, вынесенное в отношении БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республике (межрайонное) возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями". В удовлетворении встречного заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республике (межрайонного) о взыскании БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" 16 000 руб. финансовых санкций отказано.
Данным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики установлено, что представленные БУЗ УР "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" за 3 квартал 2014-2019 г.г. индивидуальные сведения на застрахованных лиц по должности "фельдшера-лаборанта" и "лаборанта лабораторно-диагностического отделения" с кодом льготы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10 (раздел XXIV, код позиции 2260000а), являются достоверными и не подлежат корректировке работодателем.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта постоянной полной занятости в спорные периоды сотрудников БУЗ УР Удмуртский Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" по должностям "фельдшер-лаборант" и "лаборант" лабораторно-диагностического отделения по непосредственному обслуживанию инфекционных больных, что соответствует Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10 и даёт право на досрочное пенсионное обеспечение, признал достоверными и не подлежащими корректировке представленные страхователем по указанным лицам индивидуальные сведения с кодом особых условий труда, а также принял во внимание, что данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2021 г. и являющими для участников данного спора обязательными в силу пункта 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы жалобы о том, что в дело представлены доказательства отсутствия контакта работников и пациентов, доказательств выполнения лабораторных исследований в непосредственном контакте с пациентами стороной не представлено, выводы суда противоречат нормам материального права, письменным доказательствам и установленным обстоятельствам, работники лабораторий инфекционных учреждений при отсутствии контакта с больными правом на льготное пенсионное обеспечение не пользуются, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установление по делу иных обстоятельств, на ином толковании норм права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В целом доводы заявителя жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, повторяют позицию истца, заявленную в исковом заявлении и поддержанную в апелляционной жалобе, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены состоявшихся по делу решения и апелляционного определения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 01 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.С. Уланова
С.М. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.