Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Шабанова С.Г.
судей Иванова А.В, Речич Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ермолова Владимира Степановича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу N по иску ФИО6 к ООО "Электрические сети Удмуртии", АО "ЭнергосбыТ Плюс" о признании незаконными действий ООО "Электрические сети Удмуртии" по прекращению подачи электрической энергии, обязании АО "ЭнергосбыТ Плюс" произвести перерасчет за потребляемую электроэнергию.
Заслушав доклад судьи Шабанова С.Г, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО7. обратился в суд с иском к ООО "Электрические сети Удмуртии" о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии, обязании восстановить подачу электроэнергии и сделать перерасчет задолженности по электрической энергии.
Требования мотивировал тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором находился ИПУ электроэнергии N, введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и опломбированный в соответствии с действующим законодательством. Истец производил оплату электроэнергии по показаниям указанного прибора. Указанный прибор учета бракованным не признан, срок работы прибора учета не истек.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Электрические сети Удмуртии" был составлен акт о допуске прибора учета в эксплуатацию N, о чем он не был уведомлен.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Электрические сети Удмуртии" был составлен акт N о допуске прибора учета в эксплуатацию. Истцу вручили акт приема-передачи индикаторного устройства от ДД.ММ.ГГГГ
Истец не согласен с задолженностью за поставленную электроэнергию в размере "данные изъяты". поскольку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не мог потребить такое количество электроэнергии.
ДД.ММ.ГГГГ подача электроэнергии в дом истца была прекращена.
Истец полагает, что отключение электроэнергии незаконно.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил объяснить образование задолженности и подключить электроэнергию.
Ответа на претензию не получил.
С учетом уточнений исковых требований просил признать незаконными действия ООО "Электрические сети Удмуртии" по прекращению подачи электрической энергии по адресу: "адрес", в связи с тем, что замена ИПУ N на N выполнена с нарушением пункта 136 Основных положений функционирования розничных рынков и пункта 80 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"; обязать АО "ЭнергосбыТ Плюс" произвести перерасчет за потребляемую электроэнергию за минусом суммы "данные изъяты". по указанному адресу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ обязать АО "ЭнергосбыТ Плюс" произвести перерасчет за потребляемую электроэнергию по данному адресу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N354), сначала начисление за ресурс по среднему потреблению, затем по нормативу п. 56 (2) ПП354.
Определением Сарапульского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
Определением Сарапульского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ АО "ЭнергосбыТ Плюс" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Сарапульского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, исковых требований ФИО8 ФИО9 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений. Полагал, что судами не дана оценка его доводам о том, что он не был уведомлен о введении в эксплуатацию нового прибора учета электроэнергии и о прекращении подачи электроэнергии. Местом проживания и регистрации спорное домовладение, используемое под дачу, не является.
Судами не дана оценка представленным им расчетам оплаты за поставленную электроэнергию по показаниям ранее действовавшего прибора учета N
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы имеются.
Из материалов дела следует, и судами установлено, что ООО "Электрические сети Удмуртии" зарегистрировано в качестве юридического лица 10 августа 2004 года. Основным видом деятельности организации является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Из договора аренды электросетевого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением имущественных отношений г. Сарапула (арендодатель) и ООО "Электрические сети Удмуртии" (арендатор), следует, что арендодатель сдает, а арендатор принимает во владение и пользование имущество, согласно приложению N1 (далее - имущество) для использования в целях передачи (транспортировки) электрической энергии на основании постановления администрации г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ N "О заключении договора аренды электросетевого имущества" (пункт 1.1.).
Срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.2.).
В перечне электрических сетей значится комплектная трансформаторная подстанция - N, протяженностью 2, 5 км, силовой трансформатор N, по адресу: "адрес" (пункт 81).
Истец ФИО10. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации права N выданным Управлением Росреестра по Удмуртской Республике от "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ потребителю ФИО11. в доме по адресу: "адрес" был установлен и опломбирован счетчик электроэнергии N зав. N.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Электрические сети Удмуртии" по месту домовладения ФИО18 был направлен вызов на проверку группы учета N, с целью допуска представителей сетевой организации к проверке прибора учета, установленного в доме, и допуска в эксплуатацию нового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес"
Письмо не было получено истцом и возвращено отправителю.
Согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ о допуске прибора учета в эксплуатацию, на основании заявки энергосбытовой компании по лицевому счету N по адресу: г "адрес" на опоре был установлен счетчик электроэнергии N, зав. "адрес", ДД.ММ.ГГГГ, класс точности 1 с показаниями N с межповерочным интервалом 16 лет.
Ранее установленный прибор учета N снят с коммерческого расчета с расчетными показаниями "данные изъяты"
ООО "Электрические сети Удмуртии" ДД.ММ.ГГГГ направило истцу сообщение о приемке в эксплуатацию нового прибора учета, копию акта N от ДД.ММ.ГГГГ уведомление о необходимости получения устройства считывания счетчика. Письмо возвращено сетевой организации.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки потребителя была проведена внеплановая проверка счетчика электроэнергии N зав. N ДД.ММ.ГГГГ, установленного на опоре ВЛ по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Электрические сети Удмуртии" передало ФИО12. индикаторное устройство N к прибору учета N, установленному по адресу: "адрес"
Согласно платежному документу за ДД.ММ.ГГГГ направленному поставщиком электроэнергии АО "ЭнергосбыТ Плюс" ФИО13, задолженность истца перед гарантирующим поставщиком по услуге электроснабжение составила "данные изъяты". На дату формирования квитанции долг за предыдущие расчетные периоды - "данные изъяты".
В платежном документе содержится уведомление о приостановлении подачи электрической энергии в случае неоплаты образовавшейся задолженности в полном объеме в течение 20 дней со дня его доставки.
В перечне потребителей, задолженность которых перед АО "ЭнергосбыТ Плюс" превышает сумму 2 месячных размеров платы за электричество, исчисленных исходя из норматива потребления электроэнергии значится ФИО14 лицевой счет N адрес: г. "адрес"
Из письма ООО "Электрические сети Удмуртии" N от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес АО "ЭнергосбыТ Плюс", следует, что возможность ограничения коммунальной услуги путем временного уменьшения объема (количества) подачи электрической энергии и (или) путем ввода графика подачи электрической энергии с 00-00 часов до 08-00 часов в течение суток указанным в Вашем письме потребителям - физическим лицам отсутствует.
Согласно акту о введении ограничения режима потребления объектов электросетевого хозяйства исполнителя или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, представителем филиала ООО "Электрические сети Удмуртии" осуществлены действия по вводу ограничений режима потребления электрической энергии в отношении дома ФИО15 по адресу: "адрес", дата и время введения ограничений ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ электроснабжение объекта истца по адресу: "адрес" восстановлено.
В соответствии с абонентной книжкой N абоненту ФИО16 по адресу: "адрес" разрешено пользоваться газовым оборудованием ДД.ММ.ГГГГ
Из справки о расчетах за жилищно-коммунальные услуги электроснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету N следует, что сумма начислений по лицевому счету за ДД.ММ.ГГГГ составила - "данные изъяты"; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты".; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты".; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты". и т.д.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 539, 540, 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями пункта 6, подпункта "а" пункта 117, пунктов 118, 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктов 136, 137, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и исходил из того, что правоотношения сторон основаны на договоре энергоснабжения с момента первоначального подключения жилого дома истца к сетям, индивидуальный прибор учета электроэнергии, установленный в домовладении истца N снят с коммерческого расчета, задолженность по оплате потребленной электроэнергии, рассчитанная на основании показаний установленного на опоре ВЛ прибора учета N, ДД.ММ.ГГГГ выпуска истцом, превышает 2 месячных размера оплаты за коммунальную услугу, рассчитанную исходя из норматива потребления, а истец, будучи надлежащим образом уведомленным о приостановлении подачи электроэнергии, задолженность не погасил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на АО "ЭнергосбыТ Плюс" обязанности произвести перерасчет за потребленную истцом электроэнергию с исключением начисленной суммы задолженности "данные изъяты", поскольку судебные акты в указанной части подробно мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам, установленным судами на основании представленных сторонами доказательств, получивших оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 указанной статьи перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (часть 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей, в том числе: собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354).
В силу пункта 154 Основных положений N 442 процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором в том числе указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия. В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу пункта 80 Правил N354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно пункту 136 Основных положений N 442 гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования. Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в настоящем разделе, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей. В случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за исключением установленного настоящим документом порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов, установки и ввода в эксплуатацию и проведения проверок коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно пункту 80 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абзаца второго пункта 80(1) настоящих Правил.
Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Таким образом, из положений действующего законодательства следует, что согласие потребителя на замену прибора учета, осуществляемого за счет средств гарантирующего поставщика и сетевой организации, а также заключение договора на замену прибора учета, не требуется.
Определение мест установки приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, установленном Основными положениями N 442.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, установка и использование для расчетов за потребленную электроэнергию показаний прибора учета N, ДД.ММ.ГГГГ выпуска соответствуют закону и, в связи с чем основания для исключения из расчетов суммы задолженности отсутствуют.
В то же время судебная коллегия находит обоснованными доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в признании незаконным действий по прекращению подачи электрической энергии в домовладение истца.
Так, согласно подпункту "а" пункта 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
В силу подпункта "д" пункта 32 Правил исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном данными правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов, в том числе с использованием соответствующих функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности).
Раздел XI Правил устанавливает основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Так, пунктом 114 Правил предусмотрено, что при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида (абзацы первый и второй).
В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг (абзац третий пункта 114 Правил).
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами.
В соответствии с абзацем первым пункта 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Пунктом 2(1) Правил предусмотрено, что уведомления, предусмотренные данным постановлением, подлежат направлению в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, пункт 119 Правил, закрепляя в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги право исполнителя при соблюдении определенного порядка действий ограничить или приостановить предоставление этой услуги, в подпункте "а" установилспециальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные (диспозитивные) способы предупреждения (уведомления): путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем.
Следует отметить, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются различные сведения, в том числе о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы и размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правила также регулируют сроки предоставления платежных документов (пункт 67 Правил), при этом не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), но и не освобождают исполнителя от обязанности удостовериться в факте и времени его получения потребителем, поскольку в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1).
Материалы дела не содержат сведений о направлении платежного документа за июль 2021 года, содержащего предупреждение истцу о приостановлении подачи электрической энергии в случае неоплаты задолженности в течение 20 дней со дня его доставки по месту жительства, регистрации истца, либо данных подтверждающих его вручение потребителю любым иным способом.
При этом, как следует из представленного суду заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ г, потребитель, обращаясь в ООО "Электрические сети Удмуртии" с требованием о перерасчете платы за электроэнергию, сообщал ответчику - сетевой организации место жительства: г. "адрес" и номер телефона.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции оставлены без внимания, а недостатки судебного акта судом апелляционной инстанции не устранены.
Так, по смыслу части 2 статьи 56, частей 1- 4 статьи 67, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не могут быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии преждевременными, противоречащими материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон.
Принимая во внимание, что правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), постановленные по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и постановить решение в соответствии с результатами оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сарапульского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу N по иску ФИО17 к ООО "Электрические сети Удмуртии", АО "ЭнергосбыТ Плюс" отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Сарапульский городской суд Удмуртской Республики.
Председательствующий С.Г. Шабанов
Судьи: А.В. Иванов
Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.