Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Федотовой Е.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2803/2022 по иску Дмитриева Сергея Юрьевича к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл и взыскании невыплаченной части единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, объяснения представителя кассаторов Александрова А.А. "данные изъяты"), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев С.Ю. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл), в котором с учетом уточнения просил признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, и утвержденное распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл N от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Дмитриеву С.Ю.; взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в свою пользу единовременную социальную выплату в размере 1388746 руб. 05 коп, расходы по уплате государственной пошлины. В обоснование исковых требований указал, что является пенсионером МВД по Республике Марий Эл с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ состоял с членами семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Центральной жилищно-бытовой комиссией Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл) принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему на состав семьи 3 человека единовременной социальной выплаты в размере 1575375 руб. 96 коп. На основании распоряжения МВД России от ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма ему перечислена.
Между тем, он не согласен с принятым ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл решением в части произведенного расчета единовременной социальной выплаты, полагая, что комиссией при расчете необоснованно была учтена площадь двух комнат N и N в коммунальной "адрес". В связи с неправильным расчетом он не дополучил единовременную социальную выплату в размере 1388746 руб. 05 коп, которую просил взыскать с ответчика Российской Федерации в лице МВД России за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Дмитриева Сергея Юрьевича к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл и взыскании невыплаченной части единовременной социальной выплаты удовлетворены. Признано незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, и утвержденное распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл N от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Дмитриеву Сергею Юрьевичу. С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пользу Дмитриева Сергея Юрьевича взыскана единовременная социальная выплата в размере 1388746 руб. 05 коп.; судебные расходы по оплате государственной пошлины 15143 руб. 73 коп.
Этим же судебным постановлением с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл в пользу Дмитриева Сергея Юрьевича взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Дмитриев С.Ю. является пенсионером МВД по Республике Марий Эл с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев С.Ю. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека (он, жена Дмитриева С.В, дочь Дмитриева Т.С. и дочь Дмитриева И.С.) с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем внесены изменения в учетное дело Дмитриева С.Ю, в связи с достижением дочерью Дмитриевой Т.С. возраста 23 лет, она исключена из состава семьи, что подтверждается решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл принято решение, утвержденное распоряжением МВД по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ Nр, о ходатайстве предоставления пенсионеру МВД по Республике Марий Эл на семью в составе 3-х человек (он, супруга Дмитриева С.В, дочь Дмитриева И.С.) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 575 375 руб. 96 коп.
На основании распоряжения МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении пенсионеру МВД России Дмитриеву С.Ю. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ N перечислены денежные средства в размере 1 575 375 руб. 96 коп.
Из решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией произведен следующий расчет единовременной социальной выплаты: 28, 7кв.м*33 057 руб. 1, 23* 1, 35=1 575 375, 96 руб, где: 28, 7 кв.м - общая площадь жилого помещения, положенная на данную семью (пункт 29 Правил); 33057 руб. - размер средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Республике Марий Эл (применяется в размере, установленном нормативными правовыми актами Минстроя России, утверждающими среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади по субъектам РФ); 1, 23 - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья с учетом места прохождения службы в Республике Марий Эл на момент расчета; 1, 35 поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы на момент расчета (22 года 6 месяцев 8 дней).
Расчет ответчиком произведен в соответствии с положением пункта 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, исходя из разницы между нормой предоставления общей площади на жилого помещения на семью из трех человек (54 кв.м.) и общей площади имеющихся жилых помещений (25, 3 кв.м).
С момента постановки на учет и до принятия комиссией решения о предоставлении единовременной социальной выплаты истец с семьей проживал в комнате N по адресу: "адрес", общей площадью 13, 2 кв.м, которая была предоставлена Дмитриеву С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма жилого помещения на состав 4 человека, впоследствии в 2014 году жилое помещение приобретено в собственность дочерями Дмитриевой Т.С. и Дмитриевой И.С. в равных долях в порядке приватизации на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N.
Также на основании договора купли-продажи комнаты от ДД.ММ.ГГГГ дочерям Дмитриева С.Ю. - Дмитриевой И.С. (члену семьи) и Козловой (Дмитриевой) Т.С. на праве общей долевой собственности по 1/2 доли принадлежало жилое помещение - комната N по адресу: "адрес", общей площадью 12, 1 кв.м.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и принимая решение о их удовлетворении, руководствуясь частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 4, пунктом 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, статьями 57, 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что произведенный ответчиком расчет единовременной социальной выплаты является неверным. Признавая подлежащей взысканию в пользу Дмитриева С.Ю. недоплаченную сумму единовременной социальной выплаты в размере 1388746 руб. 05 коп, указав, что размер единовременной социальной выплаты, право на получение которой имеет истец, подлежит определению исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что составляет 54 кв.м общей площади жилого помещения для семьи из трех человек.
Установив на основании представленных истцом технического паспорта, акта жилищно-бытовых условий, договора социального найма жилого помещения, договоров на передачу квартиры в собственность граждан, что комнаты 45 и 46 по адресу: "адрес", являются коммунальными, суд пришел к выводу, что расчет единовременной социальной выплаты должен быть произведен без учета общей площади двух комнат в коммунальной квартире, принадлежащих членам семьи истца на праве собственности.
Принимая во внимание, что нашел подтверждение факт незаконного лишения Дмитриева С.Ю. части единовременной социальной выплаты, суд взыскал с ответчика в пользу истца единовременную социальную выплату в размере 1 388 746 руб. 05 коп.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов сомнений в их законности не вызывают.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ) данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
На основании пункта 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует законодательное определение коммунальной квартиры, однако анализ статей 57, 59 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения, когда она не предназначена для заселения членами одной семьи. При этом собственники (наниматели) комнат в коммунальной квартире пользуются помещениями в данной квартире, предназначенными для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальной квартире), к которым, как правило, относится кухня, коридор, ванная комната, туалет.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции и с его выводами согласился суд апелляционной инстанции, на основании представленных истцом технического паспорта, акта жилищно-бытовых условий, договора социального найма жилого помещения, договоров на передачу квартиры в собственность граждан, пришел к выводу, что комнаты N по адресу: "адрес", являются коммунальными.
При установленных обстоятельствах, выводы судов о том, что расчет единовременной социальной выплаты Дмитриеву С.Ю. должен быть произведен без учета общей площади двух комнат в коммунальной квартире, принадлежащих членам семьи истца на праве собственности, следует признать, вопреки доводам кассационной жалобы, не противоречащим требованиям материального закона, регулирующего спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы, направлены на оспаривание выводов судов по существу спора. При их разрешении учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Принимая во внимание, что, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права, ни один из доводов кассационного представления не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Федотова
Судьи: Н.В. Бросова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.