Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике
на решение Нальчикского городского суда от 15.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Cуда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Мирзаева Рамазана Магомедовича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, Информационному Центру МВД по Кабардино-Балкарской Республике в лице врио начальника Информационного Центра Ермакова В.А. о признании решения незаконным, понуждении удалить записи из учетных автоматизированных персональных данных.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя кассатора Кувшиновой М.Х, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения представителя Мирзаева Р.М. Эргашевой М.Я, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мирзаев Р.М. обратился в Нальчикский городской суд КБР с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Кабардино- Балкарской Республике (далее - МВД по КБР), Информационному Центру МВД по КБР (далее ИЦ МВД по КБР), в лице врио начальника ИЦ Ермакова В.А, о признании незаконными действия МВД по КБР об отказе в изъятии с учета ИЦ МВД по КБР сведений о его аресте 12.03.1993, внесенных на основании поступившей из ФКУ СИЗО-1 КБР информации, просил возложить обязанность на МВД по КБР изъять с учета ИЦ МВД по КБР названных сведений.
Заявленные требования мотивированы тем, что 12.03.1993 он был арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, в дальнейшем подозрение не подтвердилось, в отношении него уголовное дело возбуждено не было, уголовное дело прекращено на стадии предварительного следствия. Вместе с тем, сведения о его аресте не были изъяты из ИЦ МВД по КБР и до настоящего времени находятся в базе МВД по КБР, на его обращение ответом от 24.03.2022 в удалении сведений из ИЦ МВД по КБР отказано.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 15.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КБР от 16.09.2022, требования удовлетворены, признано незаконным решение МВД по КБР от 24.03.2022 N 3/222601392029 об отказе в снятии с учета сведений об аресте Мирзаева Р.М, 12.03.1993 г.р, внесенных на основании поступившей из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КБР информации, на МВД по КБР возложена обязанность по изъятию с учета ИЦ МВД по КБР сведений об аресте Мирзаева Р.М, внесенные на основании поступившей из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КБР.
Не согласившись с постановленными судебными актами, МВД по КБР обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств, настаивает на отсутствии оснований по исключению таких сведений до представления соответствующего документа, подтверждающего прекращение уголовного преследования, указывает также на пропуск административным истцом процессуального срока для обращения в суд, поскольку о своем аресте ему было известно еще в 1993 г.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10.01.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о ее рассмотрении по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 Статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Предметом рассмотрения судами по настоящему делу являлся отказ органа внутренних дел в исключении с учета ИЦ МВД по КБР сведений об аресте Мирзаева Р.М. в 1993 г, внесенных на основании поступившей из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КБР информации.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информационный центр использует в своей деятельности федеральную информационную систему, созданную в целях реализации полномочий органов государственной власти по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и предназначенную для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Персональные данные субъекта, находящиеся на оперативно-справочном учете Информационного центра, не являются общедоступной информацией, их обработка осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон "О персональный данных").
Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона "О персональных данных".
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утв. Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29.12.2005 N 39/1070, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В силу подпунктов 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по не реабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
В силу пункта 43 Положения снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по основаниям, перечисленным в этом пункте.
Судами установлено, что Мирзаев Р.М. был арестован 12.03.1993 СО МВД г. Нальчика по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 218 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобожден 06.04.1993 под подписку о невыезде, сведений о принятом решении не имеется, судимость у Миразаева Р.М. отсутствует, сведения о возбуждении в отношении него дела, а также о прекращении, не имеется.
24.02.2002 Мирзаев Р.М. обратился в МВД по КБР об удалении таких сведений, уведомлением от 24.03.2022 в удовлетворении заявления отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию.
Судами также установлено, что в отношении Мирзаева Р.М. не выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, уголовное дело не направлялось прокурором в суд с обвинительным заключением, обвинительный приговор в отношении него не выносился. В настоящее время личное дело Мирзаева Р.М. следственным изолятором уничтожено.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу, что имеющаяся в ИЦ МВД по КБР запись нарушает права Мирзаева Р.М, в том числе на трудоустройство, при том, что получить документы - основания для аннулирования записи об аресте, в настоящее время, с учетом давности данного ареста, невозможно.
Равно судами дана оценка отсутствию факта пропуска административным истцом процессуального срока для обращения в суд, поскольку им оспаривался отказ от 24.03.2022, а в суд он обратился 17.05.2022, т.е. в пределах установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда от 15.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Cуда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.