Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю и отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Труновский"
на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 14.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.10.2022
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Труновского района Ставропольского края, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю и отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Труновский" о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителей административных ответчиков Яковенко И.В. и Васкенцовой Н.К, поддержавших доводы кассационных жалоб, а также возражения против их удовлетворения прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Труновского района Ставропольского края, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу МВД России "Труновский" и ГУ МВД России по Ставропольскому краю, с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению, просил суд возложить на ОМВД России "Труновский" обязанность получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи.
Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 14.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.10.2022, заявленные требования удовлетворены, на ОМВД России "Труновский" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона, а именно получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи.
Не согласившись с постановленными судебными актами административные ответчики обжаловали их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставят вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, отсутствии оснований для возложения испрашиваемых прокурором обязанностей, применением судами норм утратившего силу законодательства. Просят принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационные жалобы поступили в Пятый кассационный суд общей юрисдикции Управления 17.01.2023, отдела 13.01.2023.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Прокуратурой Труновского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения исполнения законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России "Труновский", в ходе которой установлено, что в деятельности изолятора временного содержания ОМВД России "Труновский" имеются нарушения закона в части непредставления качественного медико-санитарного обеспечения, лечебно-профилактическая работа и медико-санитарное обеспечение не отвечает требованиям статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, в нарушение требований пункта 96 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 медико-санитарное обеспечение сотрудником учреждения осуществляется при отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи.
По выявленным нарушениям 10.12.2021 прокуратурой Труновского района Ставропольского края в адрес начальника ОМВД России "Труновский" внесено представление об устранении выявленных нарушений.
По итогам рассмотрения которого Отделом 11.01.2022 прокурору представлена информация, что рассматривается вопрос на получение такой лицензии.
30.05.2022 прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи в ИВС организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц.
Совместным Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 определены основные задачи медицинских работников ИВС, содержание медицинской помощи, процедуры первичного и иных медицинских осмотров, опросов, извещений об инфекционном заболевании, о пищевом отравлении, процедуры реанимационных и иных необходимых мероприятий, направленных на сохранение жизни больного, доставления заболевшего в ближайшее государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, приема медикаментов, примерный табель оснащения медицинским имуществом здравпункта и средств, входящих в аптечку (приложения N 1 и 3).
Приказом Минздрава России от 19.08.2021 N 866н утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в соответствии с которым оказываемая в ИВС медицинская помощь относится к доврачебной медицинской, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 подлежит лицензированию, тогда как у ИВС, находящегося в ведении ОМВД России "Труновский" такая лицензия отсутствовала.
Установленные обстоятельства послужили обоснованным основанием для удовлетворения требований прокурора.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
То обстоятельство, что в настоящее время административными ответчиками заключено соглашение со специализированным лечебным учреждением, имеющим соответствующую лицензию на оказание рассматриваемой медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе, - не влияет на установленные судами обстоятельства и не влечет отмену правильных судебных актов.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Труновского районного суда Ставропольского края от 14.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18.10.2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю и отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Труновский" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.