Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" генерального директора Кастырина А.И. (далее - Кастырин А.И.) на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 11 января 2022 г., решение судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г. и решение судьи Воронежского областного суда от 12 июля 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" (далее - ООО "МЕДЭКСПЕРТ") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 11 января 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г. и решением судьи Воронежского областного суда от 12 июля 2022 г, ООО "МЕДЭКСПЕРТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "МЕДЭКСПЕРТ" генеральный директор Кастырин А.И, приводя доводы о незаконности, просит отменить решение судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г. и решение судьи Воронежского областного суда от 12июля 2022 г, изменить постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 11 января 2022 г, исключив из него следующие вменяемые нарушения: 1) в медицинских центрах ООО "МЕДЭКСПЕРТ, расположенных в домах N 117 и N 30 на Ленинском проспекте, N 4 по улице Пушкинской, N 28 по улице Кирова, N 30 по улице Южно-Моравской, N 85 по улице Генерала Лизюкова, N 53 по улице Плехановской в городе Воронеже Воронежской области отсутствуют туалеты для детей; 2) в кабинете N 6 (кабинете оториноларинголога) ООО "МЕДЭКСПЕРТ" по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Кирова, дом N 28, риноскопия и дезинфекция трубки оптической осуществляются в кабинете приема N 6, отсутствует набор вспомогательных помещений (моечно-дезинфекционные помещения); 3) в медицинском центре ООО "МЕДЭКСПЕРТ" по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Плехановская, дом N 53, риноскопия и дезинфекция трубки оптической осуществляются в кабинете приема N 22, отсутствует набор вспомогательных помещений (моечно-дезинфекционные помещения).
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "МЕДЭКСПЕРТ" к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью среди прочего обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В развитие вышеуказанных положений среди прочего приняты следующие нормативные документы: санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44, (далее - СП 2.1.3678-20); санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, (далее - СанПиН 3.3686-21); санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, 9 ноября 2021 г. в 18 часов 00 минут составлен акт, согласно которой выявлены допущенные ООО "МЕДЭКСПЕРТ" нарушения требований вышеуказанного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований в эксплуатируемых им помещениях, а именно:
- в медицинских центрах, расположенных в домах: N 117 и N 30 на Ленинском проспекте, N 4 по улице Пушкинской, N 28 по улице Кирова, N 30 по улице Южно-Моравской, N 85 по улице Генерала Лизюкова, N 53 по улице Плехановской в городе Воронеже Воронежской области отсутствуют туалеты для детей, чем нарушен пункт 4.22.1 СП 2.1.3678-20;
- в медицинских центрах, расположенных в домах: N 28 по улице Кирова, N 30 по улице Южно-Моравской, N 53 по улице Плехановской, N 1 по улице Электросигнальной в городе Воронеже Воронежской области панели потолков типа "Армстронг" сдвигаются (не зафиксированы), что не соответствует требованиям пункта 4.3.3 СП 2.1.3678-20;
- в медицинском центре, расположенном в доме N 30 по улице Южно-Моравской города Воронежа Воронежской области хранение уборочного инвентаря и наведение дезинфицирующих средств осуществляется в помещении, в котором стены, пол, потолок не имеют гигиенического покрытия, позволяющего осуществлять влажную уборку (пол - бетонные плиты, стены - гипсокартон, материал основания стен - кирпич), в данном помещении отсутствует раковина, что не соответствует требованиям пунктов 2.7, 4.4.5, 4.3.3 СП 2.1.3678-20;
- в кабинете N 6 (кабинете оториноларинголога) медицинского центра, расположенного в доме N 28 по улице Кирова города Воронежа Воронежской области, риноскопия и дезинфекция трубки оптической осуществляются в кабинете приема N 6, отсутствует набор вспомогательных помещений (моечно-дезинфекционные помещения), что не соответствует требованиям пунктов 3660, 3662 СанПиН 3.3686-21;
- в медицинском центре, расположенном в доме N 53 по улице Плехановской города Воронежа Воронежской области: 1) во всех помещениях часть плиток представлена декоративной решеткой, панели сдвигаются (не зафиксированы), что не соответствует требованиям пункта 4.3.3 СанПиН 2.1.3678-20; 2) в процедурном кабинете имеются повреждения плиточного покрытия (трещины от пола до потолка), что не соответствует требованиям пункта 4041 СанПиН 3-3686-21; 3) в кабинете N 22 (кабинете оториноларинголога) риноскопия и дезинфекция трубки оптической осуществляются в кабинете приема N 22, отсутствует набор вспомогательных помещений (моечно-дезинфекционные помещения), что не соответствует требованиям пунктов 3660, 3662 СанПиН 3.3686-21;
- в клинико-диагностической лаборатории, расположенной в доме N 1 по улице Электросигнальной города Воронежа Воронежской области: 1) проводятся исследования: клинический анализ крови, биохимический анализ крови, эндокринологические исследования, иммунологические, серологические исследования крови (на гепатиты В и С, гельминты, антитела к коронавирусу SARS-СоV-2/СОVID-19/IgG, SARS-СоV-2/СОVID-19/IgM, концентрация антител к S белку коронавируса SARS-СоV-2/СОVID/IgG+IgM, концентрация антител к коронавирусу SARS-СоV-2/СОVID-19/IgG), онкомаркеры, ПЦР крови (НВV, НВV качественно, НСV, НСV и т.д.), аллергологические исследования, ПЦР - исследования (инфекции урогенитальные), офтальмологические, микроскопические исследования на уро-генитальную флору, бактериологические исследования на золотистый стафилококк, дифтерию, чувствительность к препаратам, цитологические исследования, исследования мочи (общий анализ с микроскопией, анализ по Ничепоренко, бак. посев мочи), исследование кала (бак. посев на патогенную кишечную флору, паразитологические исследования кала.
Объемно-планировочные решения и размещение оборудования не обеспечивают поточность движения ПБА III-IV групп и соблюдение санитарно - гигиенического и противоэпидемического режима, что не соответствует требованиям пункта 302 СанПиН 3.3686-21; 2) отсутствует полный набор помещений, необходимых для проведения микробиологических, иммуносерологических, иммуно - биологических, гематологических, биохимических исследований (исследования проводятся в одном помещении площадью 62 кв.м, нет помещения для паразитологических исследований), в грязной зоне отсутствуют отдельные боксированные помещения с предбоксами, помещения для проведения бактериологических исследований, помещения для проведения иммунологических исследований, что не соответствует требованиям пунктов 306, 327 СанПиН 3.3686-21; 3) помещения лаборатории не разделены на "чистую" и "заразную" зоны (в коридоре грязной зоны находятся холодильники с питательными средами), что не соответствует требованиям пунктов 307, 308 СанПиН 3.3686-21; 4) не выделен санитарный пропускник на границе "чистой" и "заразной" зон (сани тарный пропускник состоит из одного помещения с душевой кабиной, отсутствуют помещения для снятия и надевания одежды), что не соответствует требованиям пунктов 324, 325 СанПиН 3.3686-21; 5) отсутствует помещение для хранения питательных сред и диагностических препаратов, помещение для хранения и одевания рабочей одежды, что не соответствует требованиям пункта 326 СанПиН 3.3686-21; 6) помещения ПЦР-лаборатории не изолированы от других помещений, отсутствует набор расположенных самостоятельных помещений (рабочих зон) в соответствии с этапами проведения анализа, отсутствуют боксированные помещения с предбоксниками, помещения не промаркированы с названием рабочих зон, что не соответствует требованиям пункта 327 СанПиН 3.3686-21; 7) на участке по обращению с отходами отсутствует разделение на чистую и грязную зоны. В помещении участка отсутствует раковина для мытья рук персонала, поверхности стен помещения
участка имеют дефекты (трещины, сколы штукатурки), что не соответствует требованиям соответственно подпунктов "в", "е", "г" пункта 211 СанПиН 2.1.3684-21.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 декабря 2021 г. (т. 1 л.д. 46-50); решением о проведении плановой выездной проверки от 1 октября 2021 г. N 224 (т. 2 л.д. 31-32); решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 27 октября 2021 г. N 224 (т. 1 л.д. 184-185); актом выездной плановой проверки от 9 ноября 2021 г. N 224 с фотоматериалом к нему (т. 1 л.д. 75-144), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "МЕДЭКСПЕРТ" верно квалифицировано по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации отмеченных помещений, не представлено.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо и судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ООО "МЕДЭКСПЕРТ" в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1, 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы об исключении перечисленных в ней пунктов вмененных нарушений противоречат указанным выше конкретным санитарно-эпидемиологическим требованиям, не опровергают наличие в деянии ООО "МЕДЭКСПЕРТ" состава вмененного административного правонарушения, они аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки судов предыдущих судебных инстанций, получили оценку с привидением подробных мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Из доводов, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не содержащей правовых аргументов, свидетельствующих о незаконности обжалуемых актов, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "МЕДЭКСПЕРТ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса. Постановление о назначении административного наказания по настоящему делу исполнено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 11 января 2022 г, решение судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г. и решение судьи Воронежского областного суда от 12 июля 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" генерального директора Кастырина А.И. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.