Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" генерального директора Кастырина А.И. (далее - Кастырин А.И.) на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 11 января 2022 г., решение судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г. и решение судьи Воронежского областного суда от 21 июня 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" (далее - ООО "МЕДЭКСПЕРТ") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 11 января 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г. и решением судьи Воронежского областного суда от 21 июня 2022 г, ООО "МЕДЭКСПЕРТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 500 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "МЕДЭКСПЕРТ" генеральный директор Кастырин А.И, приводя доводы о незаконности, просит отменить решение судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г..и решение судьи Воронежского областного суда от 21 июня 2022 г, изменить постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 11 января 2022 г, исключив из него следующие вменяемые нарушения: 1) сведения о профпрививках против гепатита В представлены только на 55 сотрудников (всего 294); 2) на момент проверки 11, 12 и 13 октября 2021 г..медицинские отходы класса Б в подразделениях ООО "МЕДЭКСПЕРТ" собираются в кабинетах в пакеты желтого цвета, в конце рабочей смены отходы из кабинетов упаковываются в дополнительный пакет желтого цвета (не обеззараженные), далее пакет с отходами помещается в контейнер серого цвета без маркировки (цветовой и текстовой). Документы о том, что данный контейнер предназначен для упаковки и транспортирования медицинских отходов класса Б не представлены, контейнер используется многоразово.
На момент проведения проверки 27 октября 2021 г..временное хранение отходов класса Б проводится в подсобном помещении по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Электросигнальная, дом N 1, где имеются промаркированные, герметично закрытые емкости для отходов класса Б, в которых находятся предварительно обеззараженные отходы класса Б, в пакетах желтого цвета, не имеющих маркировку (сведения об ответственном лице, дате образования, адресе образования и др.); 3) в медицинском центре ООО "МЕДЭКСПЕРТ" по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Плехановская, дом N 53, медицинские отходы класса Б собираются в кабинетах в пакеты желтого цвета, в конце рабочей смены отходы из кабинетов упаковываются в дополнительный пакет желтого цвета, далее пакет с отходами помещается в контейнер серого цвета без маркировки (цветовая и текстовая маркировка, отсутствуют наименование структурного подразделения, дата образования отходов, ФИО ответственного лица). Документы о том, что данный контейнер предназначен для упаковки и транспортирования медицинских отходов класса Б не представлены, контейнер используется многоразово.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "МЕДЭКСПЕРТ" к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью среди прочего обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрены обязательные медицинские осмотры и медицинское освидетельствование, согласно которой: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры) (пункт 1); в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников (пункт 2); индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками (пункт 3); работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (пункт 4); данные о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 7); документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа (пункт 8).
На основании статьи 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В развитие вышеуказанных положений среди прочего приняты следующие нормативные документы: санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г..N 44, (далее - СП 2.1.3678-20); санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г..N 4, (далее - СанПиН 3.3686-21); санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г..N 15, (далее - СП 3.1.3597-20); санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г..N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21); "МУ 1.3.2569-09 1.3. Эпидемиология. Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I - IV групп патогенности.
Методические указания", утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 декабря 2009 г, (далее - МУ 1.3.2569-09); Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденный приказом Минздрава России от 28 января 2021 г..N 29н, (далее - Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников).
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, 9 ноября 2021 г. в 18 часов 00 минут составлен акт, согласно которой выявлены допущенные ООО "МЕДЭКСПЕРТ" нарушения требований вышеуказанного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
- сведения профпрививках против гепатита В представлены только на 55 сотрудников (всего 294), что не соответствует требованиям пункта 3465 СанПиН 3.3686-21;
- в медицинских центрах, расположенных в домах: N 117 и N 30 на Ленинском проспекте, N 4 по улице Пушкинской, N 28 по улице Кирова, N 30 по улице Южно-Моравской, N 25 и N 85 по улице Генерала Лизюкова, N 53 по улице Плехановской, N 1 по улице Электросигнальной в городе Воронеже Воронежской области: 1) в схемах движения отходов (схемы уборок и работы с медицинскими отходами) отсутствуют сведения об образовании и обращении отходов класса Г (перегоревшие/вышедшие из строя ртутьсодержащие УФ лампы, просроченные лекарственные средства, использованные дез.растворы), организация гигиенического обучения работников, осуществляющих работы с медицинскими отходами, что не соответствует требованиям пункта 168 СанПиН 2.1.3684-21; 2) на момент осмотров 11, 12 и 13 октября 2021 г. медицинские отходы класса Б собираются в кабинетах в пакеты желтого цвета, в конце рабочей смены отходы из кабинетов упаковываются в дополнительный пакет желтого цвета (не обеззараженные). Далее пакет с отходами помещается в контейнер серого цвета без маркировки (цветовой маркировки и текстовой маркировки), документы о том, что данный контейнер предназначен для упаковки и транспортирования медицинских отходов класса Б не представлены, контейнер используется многоразово, что не соответствует требованиям пунктов 181, 179, 175 СанПиН 2.1.3684-21; 3) на момент осмотра 27 октября 2021 г. в медицинском центре по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Электросигнальная, дом N 1, временное хранение отходов класса Б проводится в подсобном помещении, где имеются промаркированные, герметично закрытые емкости для отходов класса Б, в которых находятся предварительно обеззараженные отходы класса Б, в пакетах желтого цвета, не имеющих маркировку (сведения об ответственном лице, дате образования, адресе образования и др.), что не соответствует требованиям пункта 176 СанПиН 2.1.3684-21;
- в клинико-диагностической лаборатории, расположенной в доме N 1 по улице Электросигнальной города Воронежа Воронежской области: 1) для сотрудников не выделена специальная одежда для работы в каждой зоне (при проведении ПЦР исследований), что не соответствует требованиям пункта 316 СанПиН 3.3686-21, пунктов 5.14, 7.2 МУ 1.3.2569-09; 2) не выделен уборочный инвентарь для уборки в каждой зоне (при проведении ПЦР исследований), что не соответствует требованиям пункта 232 СанПиН 3.3686-21; пунктов 5.14, 8.4 МУ 1.3.2569-09; 3) на емкостях с дезинфицирующими растворами не имеется четких надписей с указанием препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности, что не соответствует требованиям пунктов 3548, 3549 СанПиН 3.3686-21; 4) для транспортирования материала (пробирки с кровью) для обеззараживания внутри подразделения не используются контейнеры, что не соответствует требованиям пункта 228 СанПиН 3.3686-21; 5) в помещениях лаборатории установлены раковины для мытья рук, оборудованные смесителями с кистевым управлением, что не соответствует требованиям пункта 4.4.6 СП 2.1.3678-20; 6) на участке по обращению с отходами отсутствует устройство обеззараживания воздуха, что не соответствует требованиям подпункта "ж" пункта 211 СанПиН 2.1.3684-21; 7) на участке по обращению с отходами отсутствует журнал проведения генеральных уборок помещений, что не соответствует требованиям пункта 3560 СанПиН 3.3686-21;
- в медицинском центре, расположенном в доме N 249 по улице Ленина в селе Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области: 1) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работником пункта приема анализов при выполнении своих трудовых обязанностей не пройден периодический медицинский осмотр (обследование) с периодичностью 1 раз в год (в личной медицинской книжке допуск к работе у медицинской сестры ФИО4 до 4 февраля 2021 г.), что не соответствует требованиям пунктов 5, 58, 61 СанПиН 3.3686-21, пункта 27 приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников; 2) у консультанта ФИО5, медицинской сестры ФИО6 отсутствуют сведения о прохождении профилактического медицинского обследования на туберкулез в целях его раннего выявления (флюорографического обследования), в личной медицинской книжке у медицинской сестры ФИО4 флюорографическое обследование на туберкулез - 17 февраля 2020 г, что не соответствует требованиям пункта 799 СанПиН 3.3686-21.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 декабря 2021 г. (т. 1 л.д. 50-54); решением о проведении плановой выездной проверки от 1 октября 2021 г. N 224 (т. 2 л.д. 42-46); решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 27 октября 2021 г. N 224 (т. 1 л.д. 184-185); актом выездной плановой проверки от 9 ноября 2021 г. N 224 с фотоматериалом к нему (т. 1 л.д. 78-146), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "МЕДЭКСПЕРТ" верно квалифицировано по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению отмеченных санитарно-эпидемиологических требований, не представлено.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо и судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ООО "МЕДЭКСПЕРТ" в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1, 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы об исключении перечисленных в ней пунктов вмененных нарушений противоречат указанным выше конкретным санитарно-эпидемиологическим требованиям, не опровергают наличие в деянии ООО "МЕДЭКСПЕРТ" состава вмененного административного правонарушения, они аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки судов предыдущих судебных инстанций, получили оценку с привидением подробных мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Из доводов, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не содержащей правовых аргументов, свидетельствующих о незаконности обжалуемых актов, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "МЕДЭКСПЕРТ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса. Постановление о назначении административного наказания по настоящему делу исполнено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 11 января 2022 г, решение судьи Советского районного суда города Воронежа от 13 апреля 2022 г. и решение судьи Воронежского областного суда от 21 июня 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДЭКСПЕРТ" генерального директора Кастырина А.И. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.