Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Батулиной Е.Н, судей Яготинцева В.Н. и Евстигнеевой О.В, при секретаре Перовой А.П, с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Богословской И.П, защитника осужденного Сумина И.Ю. - адвоката Пономаревой В.П, представившей удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Сумина И.Ю. на приговор Новомосковского городского суда Тульской области от 8 июля 2019 года.
По приговору Новомосковского городского суда Тульской области от 8 июля 2019 года
Сумин И.Ю, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, зарегистрированный и проживавший по адресу: "адрес", несудимый, осужден:
по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 1 октября 2018 года) к 10 годам 6 месяцам лишения свободы;
по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 4 октября 2018 года) к 10 годам лишения свободы.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Сумину И.Е. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 8 июля 2019 года, зачтено в срок лишения свободы время содержания под стражей с 5 октября 2018 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешены вопросы о мере пресечения и судьбе вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу.
Заслушав доклад судьи Яготинцева В.Н, изложившего содержание приговора, доводы кассационной жалобы осужденного, основания ее передачи с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выступление защитника осужденного Сумина И.Ю. - адвоката Пономаревой В.П, поддержавшей доводы жалобы об изменении приговора, переквалификации действий Сумина И.Ю. и смягчении наказания, зачете в срок наказания даты фактического задержания, мнение прокурора Богословской И.П, полагавшей приговор подлежащим изменению по доводам кассационной жалобы, кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
по приговору Сумин И.Ю. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств, совершенном с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере; в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, совершенном с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступления совершены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Сумин И.Ю. выражает несогласие с приговором. Считает, что его действия по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ подлежат переквалификации на ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, поскольку информация о сделанных им "тайниках" не была доведена до приобретателей наркотических средств, они были изъяты из незаконного оборота. Указывает о неверном исчислении срока отбывания наказания с 5 октября 2018 года, поскольку фактически был задержан 4 октября 2018 года. Просит изменить приговор, переквалифицировать его действия с п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, смягчить наказание, исчислить срок отбывания наказания с 4 октября 2018 года.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, основания ее передачи с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб, представления суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Постановленный приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к его содержанию.
Выводы суда о виновности Сумина И.Ю. в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре, а именно: показаниями свидетелей Д.Д.И, Г.С.С. об обстоятельствах участия в качестве представителей общественности в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе личного досмотра Сумина И.Ю, обнаружения и изъятия пакетов с веществом светло-розового цвета, пакета с частицами вещества, мобильных телефонов, банковской карты; показаниями свидетелей Ш.В.М, К.В.А. об обстоятельствах проведения личного досмотра осужденного Сумина И.Ю, очевидцами которого они являлись; показаниями свидетеля П.Е.А. - сотрудника полиции, о наличии оперативной информации причастности Сумина И.Ю. к незаконному сбыту наркотических средств, обстоятельствах проведения личного досмотра, в ходе которого изъяты наркотические средства; заключениями эксперта о виде и массе изъятых наркотически средств; протоколом осмотра предметов, другими доказательствами, полно и правильно изложенными в приговоре.
Доказательства, положенные в основу приговора, собраны с соблюдением требований ст. 86 УПК РФ и сомнений в достоверности не вызывают.
Все доказательства, положенные в основу приговора, непосредственно исследованы судом в соответствии со ст. 240 УПК РФ, оценены с соблюдением требований ст.ст. 17, 87, 88 УПК РФ с точки зрения достоверности и допустимости, относимости к данному делу, а в совокупности - достаточности для рассмотрения дела по существу и постановления на их основе приговора.
Приведенные в приговоре показания свидетелей обвинения правильно оценены как достоверные и правомерно положены в основу обвинительного приговора.
Нарушений положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" при проведении оперативно-розыскных мероприятий в связи с проверкой оперативной информации о причастности Сумина И.Ю. к незаконному обороту наркотических средств, которой оперативные сотрудники органа внутренних дел располагали, суд не выявил. Не находит таковых и судебная коллегия.
Совокупность приведенных в приговоре доказательств обоснованно признана судом достаточной для признания Сумина И.Ю. виновным в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и постановления в этой части обвинительного приговора.
В ходе предварительного и судебного следствия нарушений требований уголовно - процессуального закона допущено не было. Предусмотренные законом процессуальные права Сумина И.Ю. на всех стадиях уголовного процесса, в том числе его право на защиту, были реально обеспечены. Все ходатайства, заявленные сторонами, были разрешены в установленном законом порядке, по ним приняты обоснованные и мотивированные решения.
Квалификация действий Сумина И.Ю. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 4 октября 2018 года) является правильной, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Наказание Сумину И.Ю. за указанное преступление назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Кроме того, при назначении наказания Сумину И.Ю. за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, суд назначил наказание с учетом требований ч. 3 ст. 66 УК РФ.
Вместе с тем приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения закона по настоящему уголовному делу допущены при квалификации действий Сумина И.Ю. по преступлению, совершенному 1 октября 2018 года.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, и основан на правильном применении уголовного закона.
Из приговора следует, что Сумин И.Ю, действуя группой лиц по предварительному сговору с неустановленным в ходе предварительного следствия лицом - куратором "Интернет" - сайта " "данные изъяты"" под ником " "данные изъяты"", получил от него указания с фотографиями и координатами места нахождения "тайника" с наркотическими средствами, которые он в дальнейшем забрал и 1 октября 2018 года осуществил "закладки" наркотических средств в "тайники" в Богородицком районе Тульской области, отправив на "Интернет"-сайт " "данные изъяты"" неустановленному лицу фотографии с геолокацией местонахождения "тайников-закладок" для последующей передачи данных сведений покупателям наркотических средств.
Однако информация о месте нахождения "закладок" не была доведена до потребителей по независящим от осужденного обстоятельствам, так как наркотические средства были изъяты в ходе проведения осмотра места происшествия сотрудниками УКОН УМВД России по Тульской области.
Указанные действия Сумина И.Ю. квалифицированы по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Между тем, согласно ст. 29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
По смыслу закона, незаконный сбыт наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем. Если же лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по независящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
Из приговора следует, что место нахождения "тайников" с наркотическим средством было сообщено Суминым И.Ю. неустановленному лицу, при этом данных о том, что последний информировал приобретателей наркотических средств об этом месте, либо место "тайников" заранее с ними было согласовано, материалы дела не содержат; свертки с наркотическим средством были обнаружены и изъяты сотрудниками правоохранительных органов.
Таким образом, установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства совершения Суминым И.Ю. преступления 1 октября 2018 года указывают на неправильное применение судом уголовного закона при квалификации его действий как оконченного состава преступления, предусмотренного п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, что существенно повлияло на исход дела.
Действия Сумина И.Ю. по преступлению, предусмотренному п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 1 октября 2018 года), подлежат квалификации по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенном с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Учитывая изменения, внесенные в квалификацию действий осужденного Сумина И.Ю, судебная коллегия полагает необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 1 октября 2018 года) с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности, установленных судом смягчающих наказание обстоятельств, отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание, с учетом правил назначения наказания, предусмотренных ч. 3 ст. 66 УК РФ.
Учитывая фактические обстоятельства и степень общественной опасности совершенного Суминым И.Ю. преступления, оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 64 УК РФ судебная коллегия не усматривает.
Поскольку оба совершенных Суминым И.Ю. преступления, входящие в совокупность, являются неоконченными - покушениями на особо тяжкое преступление, при назначении окончательного наказания судебная коллегия руководствуется положениями ч. 2 ст. 69 УК РФ, применяя принцип частичного сложения наказаний.
Вид исправительного учреждения назначен осужденному правильно, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Кроме того, суд неправильно указал дату фактического задержания Сумина И.Ю. Как следует из материалов дела 4 октября 2018 года сотрудники полиции пресекли незаконную деятельность Сумина И.Ю. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, проведя его личный досмотр и фактическое задержание. После этого Сумин И.Ю. из-под контроля сотрудников полиции не выбывал, не освобождался, несмотря на то, что протокол задержания составлен только 5 октября 2018 года.
При таких обстоятельствах, поскольку срок задержания включается в срок содержания под стражей, то есть меры пресечения, которая засчитывается в срок лишения свободы в соответствии со ст. 72 УК РФ, необходимо в срок лишения свободы зачесть время содержания Сумина И.Ю. под стражей с 4 октября 2018 года на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Других нарушений закона, влекущих отмену или изменение приговора, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного Сумина И.Ю. удовлетворить.
Приговор Новомосковского городского суда Тульской области от 8 июля 2019 года в отношении Сумина И.Ю. изменить:
переквалифицировать действия Сумина И.Ю. с п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 1 октября 2018 года), по которой назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет;
на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 1 октября 2018 года) и ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1УК РФ (преступление от 4 октября 2018 года), путем частичного сложения назначенных наказаний, назначить Сумину И.Ю. окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
зачесть в срок лишения свободы Сумину И.Ю. время фактического задержания и содержания под стражей с 4 октября 2018 года по день вступления приговора в законную силу - 19 июля 2019 года на основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор в отношении Сумина И.Ю. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.