Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Колпаковой Т.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Колпаковой Т.В. к комитету по управлению имуществом Курской области, администрации Курской области об оспаривании решении.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Колпакова Т.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение комитета по управлению имуществом Курской области от 17 марта 2022 года N 01.01 -32/397 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
В обоснование требований указала, что решением Щигровского районного суда Курской области за ней было признано право на бесплатное получение в собственность двух земельных участков по 7, 76 га каждый, расположенных на территории "адрес" из фонда перераспределения земель в порядке наследования. В последующем был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 155200 кв.м с кадастровым номером N и административным истцом подано заявление на предоставление его в собственность, однако административным ответчиком в предоставлении административному истцу названного земельного участка в собственность бесплатно было отказано, поскольку отсутствует решение суда о возложении на комитет по управлению имуществом Курской области такой обязанности и разъяснено право на обращение в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права собственности на него с приложением решения суда.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 5 июля 2022 года административные исковые требования Колпаковой Т.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение комитета по управлению имуществом Курской области, оформленное письмом от 17 марта 2022 года N 01.01-32/397 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N, сельскохозяйственного назначения, площадью 155 200 кв.м, по адресу: "адрес".
На комитет по управлению имуществом Курской области возложена обязанность рассмотреть заявление Колпаковой Т.В. от 8 февраля 2022 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 ноября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной 20 декабря 2022 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 января 2023 года, Колпакова Т.В. просит отменить апелляционное определение, удовлетворив административные исковые требования. В доводах жалобы ссылается на существенное нарушение норм материального права, в частности, не учтены положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Полагает, что к спорному правоотношению подлежит применению закон, действующий в момент его возникновения. Вопреки утверждениям суда апелляционной инстанции оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права административного истца.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Администрацией Курской области на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Удовлетворяя административные исковые требования в части признания незаконным решения комитета по управлению имуществом Курской области, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение противоречит требованиям действующего законодательства и фактически обращение административного истца не рассмотрено по существу, в связи с чем пришел к выводу, что заявление административного истца подлежит повторному рассмотрению административным ответчиком.
Отменяя решение суда первой инстанции в связи с допущенными существенными нарушениями норм материального права, и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что на момент обращения административного истца с заявлением о предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов с ссылкой на статью 14 Закона Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указанная норма не могла быть применена, так как действовала до 4 января 2012 года. Заявление Колпаковой Т.В. рассмотрено уполномоченным лицом, с соблюдением установленной законом процедуры, в пределах установленного срока, заявителю направлен ответ. При этом форма ответа правового значения не имеет. Несогласие административного истца с полученным ответом не свидетельствует о незаконности действий или бездействия административных ответчиков при рассмотрении заявления с возложением обязанности дать другой ответ, а также о нарушении прав заявителя, поскольку не препятствует к осуществлению его прав и свобод.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что решением Щигровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО5 признано право на бесплатное получение в порядке приватизации земельного участка в размере двух земельных долей - по 7.76 га каждая, установленном по колхозу им. Чапаева на момент реорганизации в СХК им. Чапаева из фонда перераспределения земель на территории "адрес" как наследника после смерти родителей, имевших право на получение в собственность земельных долей в порядке приватизации, пропущенных в первоначальных списках лиц, имеющих право на получение земельных долей.
Решением Щигровского районного суда Курской области от 9 июня 2020 года за Колпаковой Т.В. в порядке наследования имущества ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ признано право на бесплатное получение в собственность двух земельных участков в виде земельных долей в размере по 7, 76 га каждая, из фонда перераспределения земель на территории "адрес".
Постановлением администрации Щигровского района Курской области от 11 января 2021 года N 24 утверждена схема расположения земельного участка площадью 155200 кв.м категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: "адрес" в кадастровом квартале N.
Земельный участок площадью 155200 кв.м был поставлен на кадастровый учет 24 февраля 2021 года с присвоением кадастрового номера N.
16 февраля 2022 года представитель Колпаковой Т.В. - ФИО7 обратился в комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением, в котором просил на основании статьи 14 Закона Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и решения Щигровского районного суда Курской области от 9 июня 2020 года предоставить в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок площадью 155200 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 17 марта 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктами 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 14 Закона Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (действующей до 3 января 2012 года) гражданам, пропущенным в первоначальных списках лиц, имеющих право на получение земельной доли, передаются бесплатно в собственность земельные участки в размерах земельной доли, установленной по данному хозяйству на момент его реорганизации на основании решения суда о праве граждан на земельную долю из фонда перераспределения земель (часть 1). Граждане, заинтересованные в передаче земельного участка из фонда перераспределения земель в собственность подают заявление в уполномоченный орган или в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в орган местного самоуправления. В указанном заявлении должны быть определены предполагаемые размеры земельного участка, его местоположение и испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагается решение суда о праве гражданина на земельную долю (часть 2). Уполномоченный орган или в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно и извещает заявителя не позднее одного месяца с момента получения заявки (часть 3). Формирование земельного участка для целей настоящей статьи производится за счет средств заявителя (часть 4).
4 января 2012 года вступил в силу Закон Курской области от 19 декабря 2011 года N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области", согласно статье 7 которого администрация субъекта РФ управляет и распоряжается земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения находящимися в государственной собственности Курской области.
В соответствии с Законом Курской области от 2 июня 2020 года N 32-3KO "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено" орган исполнительной власти Курской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере имущественно - земельных отношений, управления и распоряжения собственностью Курской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов, за исключением:
1) садовых, огородных земельных участков;
2) земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства;
3) земельных участков, предназначенных для гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд);
4) земельных участков, предназначенных для размещения объектов недвижимого имущества (в редакции на момент обращения заявителя).
На момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении на основании статьи 14 Закона Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и решения Щигровского районного суда Курской области от 9 июня 2020 года в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, закон субъекта РФ не действовал и данная норма не могла быть основанием для предоставления земельного участка, в связи с чем апелляционная инстанция пришла к правильному выводу о законности оспариваемого отказа комитета по управлению имуществом Курской области от 17 марта 2022 года и не нарушении прав административного истца.
Довод кассационной жалобы о нарушении судом второй инстанции статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 января 2005 года N 7-0, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
Законом Курской области от 19 декабря 2011 года N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" признан утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Закона, в том числе Закон Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Ни Законом Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ни Законом Курской области от 19 декабря 2011 года N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" не установлены положения, устанавливающие правила действия закона во времени.
При таких обстоятельствах, статья 14 Закона Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к рассматриваемым отношениям применению не подлежит.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, являлись предметом исследования и получили правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колпаковой Т.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.