Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 июня 2022 года по административному делу по административному иску Х.И.В, П.О.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.А.И.2, Х.К.И. и Х.А.И, П.В.И, П.А.И. к Центру специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Х.И.В, П.О.В, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.А, И, Х.К.И. и Х.А.И, П.В.И, П.А.И.2 обратились в суд с названным административным иском, в котором просили признать незаконным решение жилищной комиссии Центру специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации (далее также - ЦСН СР Росгвардии) от 4 марта 2021 года (протокол N 4), утвержденное распоряжением ЦСН СР Росгвардии от 16 марта 2021 года N 37р, в части снятия с учета очередников ЦСН СР Росгвардии на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - совершеннолетних дочерей Х.И.В. - П.В.И. и П.А.И. и оставления Х.И.В. на учете ЦСН СР Росгвардии на предоставление социальной выплаты с составом семьи из пяти человек; возложить на жилищную комиссию ЦСН СР Росгвардии отменить оспариваемое решение в указанной части, оставив П.В.И. и П.А.И. на учете очередников ЦСН СР Росгвардии на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи семь человек, включая совершеннолетних дочерей П.В.И. и П.А.И.
В обоснование административного иска указано, что Х.И.В, являясь сотрудником ЦСН PC Росгвардии, состоял на учете очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе из 7 человек.
4 марта 2021 года жилищной комиссией ЦСН СР Росгвардии принято решение об изменении количественного состава его семьи на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения путем исключения из состава его семьи совершеннолетних дочерей П.В.И. и П.А.И, поскольку П.В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является курсантом 5 курса Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя по очной форме обучения, а дочь П.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является студенткой 3 курса Московского гуманитарно-экономического университета по заочной форме обучения. Считают оспариваемое решение незаконным и нарушающим их права.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 31 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым административный иск удовлетворен частично, признано незаконным решение жилищной комиссии ЦСН СР Росгвардии от 4 марта 2021 года (протокол N 4), утвержденное распоряжением ЦСН СР Росгвардии от 16 марта 2021 года N 37р в части снятия с учета очередников ЦСН СР Росгвардии на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения совершеннолетних дочерей Х.И.В. - П.В.И. и П.А.И. и оставления Х.И.В... на учете ЦСН СР Росгвардии на предоставление социальной выплаты с составом семьи из 5 человек. В удовлетворении административного иска в части возложения обязанности на жилищную комиссию ЦСН СР Росгвардии отменить решение жилищной комиссии ЦСН СР Росгвардии от 4 марта 2021 года (протокол N4) отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 ноября 2022 года, ЦСН СР МВД России просит отменить судебный акт апелляционной инстанции как принятый при неправильном применении норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Административными истцами поданы письменные возражения относительно кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Х.И.В... - майор полиции, командир оперативного взвода 3 оперативной роты "данные изъяты" Росгвардии, решением жилищной комиссии ЦСН СР МВД России от 18 мая 2015 года (протокол N 8), утвержденным распоряжением ЦСН СР МВД России от 18 мая 2015 года N 30р, как проходивший службу в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ, и имеющий стаж службы (выслуги лет) на момент принятия решения более 10 лет, принят на учет очередников ЦСН СР МВД России на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов его семьи в составе из 6 человек, в том числе: его супруги П.О.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочери П.В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочери П.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочери П.А.И.3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочери Х.К.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с указанием на то, что для обеспечения Х.И.В. с семьей требуется социальная выплата из расчета: 6 чел.* 18 кв. м - 108 кв. м.
На основании решения жилищной комиссии ЦСН СР МВД России от 29 февраля 2016 года (протокол N 2), утвержденного распоряжением ЦСН СР МВД России от 2 марта 2016 года N 16р, в связи с рождением 6 ноября 2015 года дочери административного истца - Х.А.И, и изменением состава семьи в учетное дело Х.И.В. внесено изменение: указано, что для обеспечения Х.И.В. с семьей требуется социальная выплата из расчета: 7 чел.* 18 кв. м = 126 кв. м.
Местом жительства административного истца с семьей в составе 7 человек с 2015 года и по настоящее время является трехкомнатная квартира N 129, общей площадью 85, 9 кв. м и жилой площадью 47, 4 кв. м в общежитии, находящемся в федеральной собственности, расположенном по адресу: "адрес", на основании договора найма жилого помещения от 3 февраля 2015 года N 75-ю.
До 1 февраля 2021 года местом постоянной регистрации Х.И.В. с семьей в составе 7 человек являлось жилое помещение в жилом доме "адрес", по месту постоянной регистрации отца административного истца - Х.В.Г, собственника 14 доли данного жилого дома.
С 1 февраля 2021 года Х.И.В. с семьей в составе 7 человек (он, его супруга и 5 дочерей) постоянно зарегистрированы в комнате N 1 площадью 14, 5 кв. м, расположенной в коммунальной квартире "адрес", приобретенной в собственность супругой Х.И.В. - П.О.В. за счет привлеченных средств, при этом местом постоянного проживания административных истцов в составе 7 человек является квартира "адрес".
4 марта 2021 года по результатам рассмотрения заявления и представленных Х.И.В. документов, связанных с приобретением в собственность комнаты N 1 в коммунальной квартире "адрес", регистрацией всех членов семьи Х.И.В. в составе 7 человек по месту нахождения данного жилого помещения, принимая во внимание, что дочь П.В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является курсантом 5 курса Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя по очной форме обучения (справка от 17 сентября 2020 года N ФООП 4661), а дочь П.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является студенткой 3 курса Московского гуманитарно-экономического университета по заочной форме обучения (справка от 9 ноября 2020 года N 72ф), жилищная комиссия ЦСН СР Росгвардии приняла решение о приобщении представленных документов к учетному делу Х.И.В. на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, определив преимущественное право перед сотрудниками ЦСН СР Росгвардии, принятыми в 2015 году, и указав, что для обеспечения Х.И.В. с семьей в составе 5 человек (он, супруга П.О.В., дочь П.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Х.К.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Х.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) требуется социальная выплата из расчета: 5 чел.*18 кв. м = 90 кв. м (протокол от 4 марта 2021 года N 4).
Данное решение было утверждено распоряжением ЦСН СР Росгвардии от 16 марта 2021 года N37 р.
О принятом решении жилищной комиссии ЦСН СР Росгвардии от 4 марта 2021 года о внесении изменения в учетное дело по предоставлению единовременной социальной выплаты в связи с изменением жилищных условий Х.И.В. уведомлен письмом ЦСН СР Росгвардии от 19 марта 2021 года N 958/726, врученным 12 марта 2021 одновременно со справкой ЦСН СР Росгвардии N 958/ОК - б/н для предоставления в ВК г. Щелково Московской области.
Отказывая в удовлетворении административного иска, городской суд исходил из того, что оспариваемое решение соответствует требованиям Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормы жилищного законодательства, на что указывали административные истцы в административном исковом заявлении, к возникшим правоотношениям неприменимы.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая оспариваемое решение незаконным, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации и подзаконных актов, указал, что на момент принятия оспариваемого решения законодательством не были предусмотрены основания для снятия с учета граждан в связи с достижением определенного возраста и определенных условий, кроме тех, которые установлены законодательством.
Вместе с тем с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
В силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеровзанимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 названного Закона).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 названной статьи.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Исходя из пункта 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты размера единовременной выплаты рассчитывается на день принятия соответствующего решения о предоставлении такой выплаты.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении заявления Х.И.В. жилищной комиссией ЦСН СР Росгвардии было установлено, что дочь Х.И.В. П.В.И,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является курсантом 5 курса Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя по очной форме обучения, а дочь П.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является студенткой 3 курса Московского гуманитарно-экономического университета по заочной форме обучения, в связи с чем жилищной комиссией было принято решение от 4 марта 2021 года об изменении численного состава семьи Х.И.В. на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (определен состав семьи для предоставления указанной выплаты - 5 человек, без учета совершеннолетних дочерей П.А.И. и П.А.И.), что соответствует приведенным выше положениям Федерального закона N 247-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции на этот счет мотивированы в судебном акте и являются правильными.
Вместе с тем, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для снятия с учета к качестве нуждающихся в жилых помещениях совместно проживающих с сотрудником органа внутренних дел членов его семьи, в том числе по основаниям достижения 23-летнего возраста при условии обучения по очной форме обучения либо до достижения 23-летнего возраста при условии обучения по заочной форме обучения, не основаны на установленных по делу обстоятельствах, и сделаны при неправильном применении норм материального права.
Так, в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты на учет для получения единовременной выплаты принимаются сотрудники органов внутренних дел), лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, а не члены их семей. При этом в силу положений части 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Частью 2 статьи 1 названного Федерального закона установлен исчерпывающий перечень членов семьи сотрудника, к которым относятся, в том числе несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Х.И.В. как сотрудник ЦСН СР Росгвардии с 2015 года и по настоящее время состоит на учете для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом жилищной комиссией ЦСН СР Росгвардии вопрос о снятии его или членов его семьи с учета на предоставление единовременной выплаты не разрешался, административным ответчиком с учетом изменения количественного состава семьи Х.И.В. оспариваемым решением внесены изменения в учетное дело сотрудника ЦСН СР Росгвардии Х.И.В. применительно к положениям части 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таком положении обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 июня 2022 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 июня 2022 года отменить, оставить в силе решение Щелковского городского суда Московской области от 31 августа 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.