Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу А. на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению А. к администрации городского округа город Воронеж, управлению административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
А. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконными действия должностных лиц управления административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж по отнесению принадлежащего ему транспортного средства ГАЗ 33021 "Газель", государственный регистрационный знак N, к категории брошенных, разукомплектованных, бесхозяйных транспортных средств; акт обследования брошенного, разукомплектованного, бесхозяйного транспортного средства от 8 апреля 2020 года; акт о принудительном перемещении транспортного средства от 31 июля 2020 года.
В обоснование административного иска указал, что принадлежащий ему автомобиль был признан брошенным, сотрудниками управления осуществлена эвакуация автомобиля от дома N 11"а" по ул. Кропоткина г. Воронежа с перемещением на специализированную стоянку.
Однако в акте обследования транспортного средства от 8 апреля 2020 года отсутствует описание признаков, позволяющих отнести машину к категории "брошенная", указаны повреждения, также не позволяющие отнести автомобиль к категории брошенных, вместе с тем отмечено, что транспортное средство стоит на учете, владельцем является А. В акте от 31 июля 2020 года о принудительном перемещении транспортного средства также отсутствует подробное описание технического состояния транспортного средства. В связи с этим считает внесенные в указанные акты сведения неполными и не соответствующими действительности; полагает, что оснований для отнесения принадлежащего ему автомобиля, оставленного им в месте, не предназначенном для парковки, к категории брошенных, не имеется.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 ноября 2022 года, А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, изложенные в судах первой и апелляционной инстанций, заявитель жалобы указывает на отсутствие оснований для отнесения принадлежащего ему транспортного средства к категории брошенных, следовательно, принудительное перемещение транспортного средства на специализированую площадку для его временного хранения являлось незаконным. Полагает вывод суда о пропуске им срока обращения в суд с административным иском ошибочным.
Администрацией городского округа город Воронеж на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, А. является собственником грузового (бортового) автомобиля ГАЗ 33021, ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак N.
8 апреля 2020 года управлением административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж в ходе комиссионного обследования выявлено транспортное средство ГАЗ, государственный регистрационный знак N, которое длительное время было припарковано по адресу: "адрес" на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено.
Согласно акту обследования транспортного средства и приложенным к нему фотоматериалам, автомобиль марки ГАЗ "Газель", государственный регистрационный знак N, размещенный по адресу: "адрес" имеет признаки брошенного, с видимыми повреждениями: спущены колеса, отсутствуют щетки стеклоочистителя, отсутствует левое зеркало заднего вида.
20 мая 2020 года управлением административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж в адрес А. направлено уведомление о добровольном перемещении в срок до 21 июня 2020 года транспортного средства в место, предназначенное для ремонта, хранения или стоянки транспортных средств, с разъяснением, что по истечении указанного срока управлением будут приняты меры по принудительному перемещению автомобиля на специализированную стоянку, расположенную по адресу: "адрес" (МКП МТК "Воронежпассажиртранс".
В связи с непринятием А. мер по добровольному перемещению транспортного средства, 31 июля 2020 года специалистом отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж составлен акт о принудительном перемещении транспортного средства муниципальным предприятием МКП МТК "Воронежпассажиртранс", после чего приняты меры по принудительному перемещению указанного транспортного средства на площадку временного хранения по адресу: "адрес".
В тот же день в адрес А. направлено письменное сообщение о том, что принадлежащее ему транспортное средство, ранее размещенное по адресу: "адрес" "А", в соответствии в постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29 января 2018 года N 36 признано брошенным и в связи с непринятием мер по добровольному перемещению указанного транспортного средства 31 июля 2020 года осуществлено его принудительное перемещение на площадку временного хранения по адресу: "адрес".
Уведомление о принудительном перемещении транспортного средства на площадку временного хранения получено А. 7 августа 2020 года.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "О об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Положением, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29 января 2018 года N 36 (далее также - Положение), предусмотрены процедура выявления, обследования и установления владельцев брошенных, разукомплектованных, бесхозяйных транспортных средств, расположенных на территории городского округа город Воронеж, порядок перемещения, хранения и возврата перемещенных транспортных средств владельцам, а также взаимодействия всех заинтересованных организаций в ходе выполнения указанных мероприятий.
Уполномоченным органом по организации работ по перемещению брошенных, разукомплектованных, бесхозяйных транспортных средств на территории городского округа город Воронеж, проведению судебной работы по признанию транспортных средств в установленном гражданским законодательством порядке бесхозяйными определено управление административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж.
Согласно пункту 1.4 названого Положения запрещается хранение и (или) размещение брошенных, разукомплектованных, бесхозяйных транспортных средств на территории городского округа город Воронеж, за исключением мест, предназначенных для ремонта, обслуживания, утилизации транспортных средств, огороженных земельных участков индивидуальной жилой застройки, огороженных специальных мест для стоянки.
В случае хранения и (или) размещения брошенных, разукомплектованных, бесхозяйных транспортных средств на территории городского округа город Воронеж вне мест, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения, транспортные средства подлежат перемещению в соответствии с настоящим Положением (пункт 1.5 Положения).
При этом пунктом 1.3 Положения определено, что брошенным транспортным средством является аварийное, механически поврежденное транспортное средство либо частично или полностью разукомплектованное, непригодное к эксплуатации, имеющее свободный доступ внутрь транспортного средства (вследствие отсутствия дверей, элементов остекления кузова, иных элементов кузова, незапертых дверей, невозможности запирания дверей и т.п.), транспортное средство, от которого собственник отказался; разукомплектованным транспортным средством является транспортное средство, находящееся в состоянии, при котором невозможна его дальнейшая эксплуатация по конструктивным, техническим критериям или критериям безопасности, которые устанавливаются нормативно-технической документацией, а также перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, включая отсутствие предусмотренных конструкцией основных узлов (агрегатов), кузовных деталей элементов кузова (в том числе капот, крышка багажника, двери, стойки, крыша, фары, сигнальные огни, бамперы, элементы облицовки, стекла, колеса, какая-либо иная из частей транспортного средства), а также сгоревшее.
Указанным Положением предусмотрено, что выявление транспортных средств осуществляется управами районов городского округа город Воронеж, в том числе, при рассмотрении обращений, заявлений (жалоб) физических лиц (пункт 2.1); после выявления транспортного средства управа района в течение пяти рабочих дней направляет в управление административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж информацию о транспортном средстве, перечисленную в указанном пункте (пункт 2.2); после получения сведений, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, управление административно-технического контроля в течение пятнадцати рабочих дней организует комиссионное обследование транспортного средства; по результатам обследования транспортного средства Комиссия составляет акт обследования брошенного, разукомплектованного, бесхозяйного транспортного средства, который подписывается всеми членами Комиссии и утверждается руководителем управления административно-технического контроля (пункт 2.3).
В акте обследования отражаются признаки отнесения транспортного средства к брошенному, разукомплектованному, бесхозяйному транспортному средству, местонахождение транспортного средства, его состояние (внешнее и техническое с фиксацией фактов наличия признаков видимых повреждений), наличие или отсутствие государственных регистрационных знаков, а также другие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство (пункт 2.5 Положения).
Согласно пункту 3.2 Положения в случае установления собственника (владельца) транспортного средства управление административно-технического контроля в течение трех рабочих дней со дня установления собственника (владельца) обеспечивает направление (заказным письмом с уведомлением) по последнему известному адресу проживания (регистрации) собственника (владельца) транспортного средства уведомления о добровольном перемещении транспортного средства по форме согласно приложению N 2 к Положению о необходимости в течение тридцати календарных дней с момента отправки уведомления своими силами и за свой счет переместить транспортное средство в место, предназначенное для хранения транспортных средств, а также о сроке принудительного перемещения транспортного средства на специализированную стоянку.
В случае если собственник (владелец) транспортного средства установлен и не исполнил обязанности по перемещению транспортного средства в срок, установленный в уведомлении о добровольном перемещении, указанном в пункте 3.2 настоящего Положения, принудительное перемещение транспортного средства осуществляется в течение четырнадцати календарных дней со дня фиксации факта неперемещения транспортного средства в акте обследования (пункт 4.1 Положения).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией соблюдены требования, предъявляемые Положением о порядке выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, разукомплектованных, бесхозяйных транспортных средств на территории городского округа город Воронеж. Транспортное средство выявлено в связи с обращением гражданина, комиссионное обследование транспортного средства проведено уполномоченным органом в установленный срок, обследование транспортного средства произведено с использованием фотосъемки, акт обследования составлен уполномоченными должностными лицами. Имеющиеся у автомобиля технические повреждения (недостатки) в силу требований пунктов 4.1, 5.2, 7.1 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, "О перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", препятствовали эксплуатации транспортного средства и позволяли отнести его к категории брошенных (разукомплектованных). Административным ответчиком собственнику транспортного средства направлено уведомление о необходимости в течение тридцати календарных дней переместить транспортное средство в место для хранения транспортных средств с предупреждением о принятии мер по принудительному перемещению автомобиля на специализированную стоянку. В связи с непринятием собственником мер по самостоятельному перемещению автомобиля, осуществлено принудительное перемещение автомобиля на площадку временного хранения, о чем уполномоченным должностным лицом составлен соответствующий акт, а собственнику направлено уведомление, которое им получено.
Акт о принудительном перемещении транспортного средства от 31 июля 2020 года составлен с соблюдением установленной законом процедуры.
Правильно установив фактические обстоятельства по делу, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, подтверждаются имеющими в деле доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов нижестоящих инстанций, приведенными в обжалуемых судебных актах, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, изложенным административным истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана соответствующая правовая оценка.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые не были проверены и не учтены судами и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.