Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С. на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению С. к правительству Белгородской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконным бездействие правительства Белгородской области по необеспечению неукоснительного выполнения в медицинских учреждениях Белгородской области требований Федерального закона "О ветеранах" о внеочередном оказании медицинской помощи ветеранам боевых действий путем осуществления регулярного контроля, издания нормативного акта от утверждении такого Порядка, самостоятельно либо путем возложения такой обязанности на Министерство здравоохранения Белгородской области; возложить обязанность устранить нарушение закона, обеспечить издание нормативного акта об утверждении Порядка реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории Белгородской области, обеспечить осуществление без заявительного регулярного контроля за соблюдением на территории области права ветеранов.
В обоснование административного иска указал, что он, являясь ветераном боевых действий, неоднократно обращался за медицинской помощью в медицинские организации Белгородской области, однако медицинскими организациями игнорировалось выполнение требований федерального закона и не оказывалась внеочередная медицинская помощь.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 22 сентября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 ноября 2022 года, С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Правительством Белгородской области на кассационную жалобу С. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, С. имеет статус ветерана боевых действий и право на получение льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Правительство Белгородской области является постоянно действующим органом исполнительной власти, возглавляет систему органов исполнительной власти Белгородской области в которую входят, в том числе министерства Белгородской области, руководит работой исполнительной власти Белгородской области и контролирует их деятельность (статьи 37, 38 Устава Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 108, принятого Белгородской областной Думой 24 декабря 2003 года).
К полномочиям Правительства Белгородской области относится, в том числе утверждение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования и контроль в сфере охраны здоровья в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 4, статья 5 Закона Белгородской области от 24 декабря 2012 года N 166 "Об охране здоровья населения Белгородской области").
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые административным истцом действия (бездействие) Правительства Белгородской области не содержат какого-либо властного волеизъявления, непосредственно порождающего правовые последствия для административного истца, и не нарушают права и свободы С, поскольку не создают препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации его законных интересов, на него не возложена незаконно какая-либо обязанность, либо другим образом не нарушены его права. В связи с этим пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Согласно положениям части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Частью 4 статьи 81 названного Закона предусмотрен порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Белгородской области от 11 января 2021 года N 5-пп "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов" в соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2021 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 927 внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, определен Порядок и условия оказания медицинской помощи, порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права, в том числе внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
В разделе 3 (пункт 1) постановления правительства Белгородской области от 11 января 2021 года N 5-пп указано, что правом внеочередного получения медицинской помощи пользуются "ветераны боевых действий"; контроль за организацией внеочередного получения медицинской помощи гражданам осуществляется Департаментом.
Постановлением Правительства Белгородской области от 13 декабря 2021 года N 603-пп утверждено Положение о министерстве здравоохранения Белгородской области, в соответствии с которым Министерством здравоохранения Белгородской области в целях реализации полномочия по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в отношении подведомственных Министерству организаций ежегодно утверждаются приказы о проведении плановых проверок и осуществляются плановые проверки в соответствии с утвержденным планом - графиком.
С учетом изложенного, суды, проанализировав положения Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 927, постановлений правительства Белгородской области от 11 января 2021 года N 5-пп, от 13 декабря 2021 года N 603-пп, пришли к правильным выводам, о том, что порядок и условия реализации установленного законодательством Российской Федерации, в том числе права на внеочередное оказание медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории Белгородской области разработан и утвержден постановлением правительства Белгородской области от 11 января 2021 года N 5-пп, при этом на территории Белгородской области осуществляется контроль медицинской деятельности, в том числе по оказанию медицинской помощи отдельным категориям граждан.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе об отсутствии утвержденного порядка реализации права на внеочередное оказание медицинской помощи отдельным категориям граждан, отсутствие контроля оказания такой медицинской помощи, являлись предметом проверки судов нижестоящих инстанций и получили судебную оценку в обжалуемых судебных актах.
Доводы жалобы о несогласии заявителя с выводами судов не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении норм материального и процессуального права и не влекут отмену судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.