Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства образования Саратовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Б. к министерству образования Саратовской области о признании незаконным протокола заседания Аттестационной комиссии.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя министерства образования Саратовской области К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным протокол заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 23 апреля 2021 года N в части отказа в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель"; признать за ней право на установление высшей квалификационной категории по должности "учитель" с 30 марта 2017 года на основании заключения экспертной группы по результатам экспертной оценки портфолио от 30 января 2017 года; возложить на Аттестационную комиссию Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории обязанность принять решение об установлении ей высшей квалификационной категории по должности "учитель" с 30 марта 2017 года на основании заключения экспертной группы по результатам экспертной оценки портфолио от 30 января 2017 года и заявления от 22 декабря 2016 года; возложить на министерство образования Саратовской области обязанность по изданию распорядительного акта - приказа об установлении квалификационной категории педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", высшей квалификационной категории по должности "учитель" с 30 марта 2017 года на основании решения Аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников и размещению на официальном сайте министерства образования Саратовской области в сети "Интернет" в течение 10 рабочих
дней со дня принятия решения Аттестационной комиссией Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории.
В обоснование заявленных требований указано, что она работает учителем химии в муниципальном казенном образовательном учреждении "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N" "адрес". Согласно протоколу заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории от 23 апреля 2021 года N ей отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель", поскольку количество баллов по результатам анализа профессиональной деятельности составляет 14, что не соответствует требованиям, установленным для высшей квалификационной категории. С данным решением она не согласна, так как судебным актом на министерство образования Саратовской области возложена обязанность организовать в установленном порядке рассмотрение ее заявления о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию на основании представленных документов и заявления от 22 декабря 2016 года. При этом 23 января 2017 года ею было представлено на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия высшей квалификационной категории по должности "учитель". 30 января 2017 года была проведена всесторонняя экспертиза представленного портфолио и заключением экспертной группы по результатам экспертной оценки портфолио (экспертная оценка портфолио 46 баллов) признан уровень профессиональной квалификации соответствующим требованиям высшей квалификационной категории. Все требования, предъявляемые к аттестуемому, были выполнены, сроки соблюдены.
Таким образом, по мнению административного истца, именно на основании данного заключения экспертной группы должен быть рассмотрен вопрос об установлении ей высшей квалификационной категории по должности "учитель" с 30 марта 2017 года.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 2 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года, административный иск удовлетворен частично; признан незаконным протокол заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, от 23 апреля 2021 года N, в части отказа Б. в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель"; признано право на установление высшей квалификационной категории Б. по должности "учитель" с 30 марта 2017 года; на Аттестационную комиссию Саратовской области возложена обязанность по принятию решения об установлении Б. высшей квалификационной категории по должности "учитель" с 30 марта 2017 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 декабря 2022 года, министерство образования Саратовской области просит отменить судебный акт апелляционной инстанции как принятый при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что экспертное заключение от 30 января 2017 года не является документом, подтверждающим результат всестороннего анализа деятельности педагогического работника и, соответственно, факт всесторонней экспертизы профессиональных достижений Б, представленных ею в портфолио.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (часть 1).
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 3).
Согласно пункту 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276 (далее - Порядок), высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Б. работает учителем химии в муниципальном казенном образовательном учреждении "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N" "адрес".
22 декабря 2016 года с целью подтверждения высшей квалификационной категории Б. подано заявление в отдел аттестации педагогических работников ГАУ СО "РЦОКО" и получено уведомление о дате проведения заседания аттестационной комиссии с указанием срока предоставления на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям высшей квалификационной категории.
23 января 2017 года административным истцом представлено на экспертизу портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия высшей квалификационной категории по должности "учитель".
30 января 2017 года проведена экспертиза представленного портфолио, и экспертной группой признан уровень профессиональной квалификации Б. соответствующим требованиям высшей квалификационной категории заключением с экспертной оценкой портфолио 46 баллов.
Решением Аттестационной комиссии (протокол от 27 апреля 2017 года N) Б. отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель".
Указанное решение Аттестационной комиссии в судебном порядке признано незаконным, как и последующее решение Аттестационной комиссии от 30 января 2018 года об отказе Б. в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель", на министерство образования судом возлагалась обязанность организовать в установленном законом порядке рассмотрение заявления Б. о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию.
Вступившим в законную силу решением Волжского районного суда г. Саратова от 10 декабря 2020 года протокол заседания Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, в целях установления квалификационной категории от 23 апреля 2021 года N, в части отказа Б. в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель" признан незаконным, на министерство образования Саратовской области возложена обязанность организовать в установленном порядке рассмотрение заявления Б. о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию от 22 декабря 2016 года.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что при рассмотрении данного административного иска следует руководствоваться нормами законодательства, имеющими высшую юридическую силу, которые не предполагают такую форму проведения аттестации педагогических работников как "тестирование"; требование о прохождении Б. профессионального тестирования при прохождении аттестации на установление высшей квалификационной категории по должности "учитель" является незаконным; решение об установлении Б. квалификационной категории должно быть принято на основании представленных ею первоначально заявления и документов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, при этом указал, что ранее принятые судебные решения об организации в установленном законом порядке рассмотрения заявления Б. от 22 декабря 2016 года о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию административным ответчиком не исполнены. Уничтожив портфолио Б, представленное 23 января 2017 года с заявлением от 22 декабря 2016 года с целью подтверждения высшей квалификационной категории, министерство образования Саратовской области, зная о неоднократных судебных спорах, лишило себя возможности предоставить доказательства в опровержение доводов административного истца.
Доказательств и оснований, по которым не могла быть учтена экспертиза представленного портфолио от 30 января 2017 года, в которой экспертной группой признан уровень профессиональной квалификации Б. соответствующим требованиям высшей квалификационной категории с экспертной оценкой портфолио 46 баллов, при проведении аттестации педагогических работников, в целях установления квалификационной категории от 23 апреля 2021 года N, не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Доводы кассационной жалобы фактически не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, а сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой имеющихся по делу доказательств. Между тем суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства образования Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.