Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Узловского районного суда Тульской области от 5 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об обязании организовать водоотведение.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском об обязании администрации муниципального образования Узловский район Тульской области принять меры для обеспечения надлежащего водоотведения в п. Каменецкий Узловского района Тульской области в срок до 1 июля 2024 года.
Требования мотивированы тем, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области законодательства в сфере ЖКХ, законодательства об охране окружающей среды. В ходе комиссионного обследования с выходом на место 9 июня 2020 года, проведенного министерством природных ресурсов и экологии Тульской области по поручению прокурора с участием сотрудников администрации муниципального образования Узловский район, ООО "Сток-Транзит", установлено, что на расстоянии примерно 300 м от дома 2 по ул. Пролетарская пос. Каменецкий Узловского района Тульской области находится канализационный колодец, из которого на момент обследования происходило вытекание канализационных стоков на рельеф местности и дальнейшее их растекание. Указанные канализационно-насосные станции находятся в аварийном состоянии, не пригодном для эксплуатации. По результатам проверки главе администрации муниципального образования Узловский район внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены.
Решением Узловского районного суда Тульской области от 5 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 12 декабря 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2023 года, администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты. Указывает, что организация водоотведения на территории сельского поселения в полномочия муниципального района не входит, бездействия органа местного самоуправления не допущено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования Узловский район находится сооружение с кадастровым номером N, назначение: 10.3 Сооружение канализации, наименование: сеть канализации, протяженностью 8155 м, адрес: "адрес"
23 марта 2020 года глава администрации муниципального образования г. Новомосковск проинформировал Тульскую природоохранную прокуратуру, Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, министерство природных ресурсов и экологии Тульской области о поступлении жалобы жителей д. Гремячево Новомосковского района на резкий запах канализационных стоков в ручей и пруд в районе д. Гремячево. В результате осмотра местности оперативной группой администрации в присутствии жителей деревни обнаружено, что вдоль колодцев канализационной сети пос. Каменецкий Узловского района происходит растекание канализационных стоков по рельефу местности с последующим попаданием в пруд возле д. Гремячево и далее в Любовское водохранилище. Вода мутная с резким канализационным запахом. Глава администрации муниципального образования просил принять меры в рамках установленных полномочий. К обращению приложены фотоматериалы в подтверждение указанных обстоятельств.
На основании данного обращения 29 апреля 2020 года Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора, 1 июня 2020 года комиссией в составе должностных лиц администраций муниципальных образований Узловский район и Каменецкое Узловского района, 9 июня 2020 года министерством природных ресурсов и экологии Тульской области проведены обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований. Установлено, что на рельефе местности в пос. Каменецкий Узловского района находятся канализационные колодцы, из которых происходит вытекание канализационных стоков и их растекание по местности. Канализационные насосные станции (КНС), расположенные на территории пос. Каменецкий Узловского района, находятся в аварийном состоянии, не пригодном для эксплуатации.
Узловской межрайонной прокуратурой на основании обращения главы администрации муниципального образования г. Новомосковск проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ, законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой главе администрации муниципального образования Узловский район 16 июня 2020 года внесено представление с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере ЖКХ и природоохранного законодательства.
Данное предписание рассмотрено 16 июля 2020 года на заседании комиссии по рассмотрению протестов, представлений и требований прокурора об изменении нормативного правового акта в администрации муниципального образования Узловский район с участием помощника Узловского межрайонного прокурора Черных Н.Г.
Из ответа главы администрации муниципального образования Узловский район от 31 июля 2020 года N следует, что 13 января 2020 года заключено соглашение о передаче осуществления и части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования Узловский район органам местного самоуправления и муниципального образования Шахтерское Узловского района на 2020 год, в соответствии с которым полномочия по водоотведению переданы муниципальному образованию Шахтерское Узловского района. Указано также на то, что администрация муниципального образования Узловский район не является собственником канализационных сетей в п. Каменецкий, не осуществляет полномочия по водоотведению в указанном поселении, следовательно, представление от 16 июня 2020 года не подлежит удовлетворению.
Старшим помощником Узловского межрайонного прокурора 29 декабря 2021 года проведена проверка на территории п. Каменецкий Узловского района Тульской области состояния КНС, которой установлено, что КНС находятся в аварийном состоянии, не пригодном к эксплуатации, что приводит к выходу канализационных стоков на рельеф.
Разрешая дело по существу и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установилфакт допущенного административным ответчиком незаконного бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании канализационной насосной станции, находящейся в аварийном состоянии, не соответствующей установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 1.1. статьи 6 данного Закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции указал, что орган местного самоуправления как собственник системы водоотведения, обязан решить вопрос о приведении канализационных сетей пос. Каменецкий в соответствие с требованиями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, в силу статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на собственнике лежит обязанность по принятию мер по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, что может быть вызвано ненадлежащей организацией водоотведения в пос. Каменецкий Узловского района Тульской области.
Ссылки на ошибочность выводов о бездействии органов местного самоуправления отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку судами достоверно установлено, что исчерпывающих мер по организации водоотведения в пос. Каменецкий органом местного самоуправления не предпринято, доказательства надлежащего исполнения обязанности по организации водоотведения не представлены.
По своей сути, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на их переоценку, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования нижестоящих судов.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Узловского районного суда Тульской области от 5 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.