Дата вступления в законную силу - 5 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции VideoMost 8 августа 2022 года гражданское дело по иску Золотухина Эдуарда Евгеньевича к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости
по кассационной жалобе Золотухина Эдуарда Евгеньевича
на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 1 декабря 2021 г. по гражданскому делу N 2-4019/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 марта 2022 года по гражданскому делу N33-9463/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения по доводам кассационной жалобы представителя истца Золотухина Э.Е. - Золотухина Р.Э, действующего на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Золотухин Э.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ-УПФР N 7 по г.Москве и Московской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 1 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований Золотухина Э.Е. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Золотухин Э.Е. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая на наличие оснований для досрочного назначения пенсии по старости, поскольку работал в аварийно-спасательных службах спасателем, в связи с чем, ведомственная принадлежность службы правового значения не имеет.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанцией по делу допущено не было.
Как установлено судом, 2 октября 2020 года Золотухину Э.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого стажа, поскольку для досрочного пенсионного обеспечения лицо должно работать спасателем профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Согласно трудовой книжке, Золотухин Э.Е. в период с 21 июня 2004 года по 21 сентября 2020 года работал спасателем в газоспасательной службе Заполярного филиала ПАО "Норильский Никель".
Согласно справке, предоставленной Заполярным филиалом ПАО "Норильский Никель", газоспасатели Газоспасательной службы Управления ЗФ ПАО "ГМК "Норильский никель" правом на досрочное назначение страховой пенсии не пользуются.
В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений (не формирований МЧС России) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях.
Разрешая спор, и отказывая Золотухину Э.Е. в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к данным правоотношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что должность спасателя в газоспасательной службе Заполярного филиала ПАО "Норильский Никель" не относится к штатным единицам организационной структуры МЧС России, в связи с чем, прав на назначение досрочной страховой пенсии по старости работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, в том числе, в газоспасательной службе Заполярного филиала "Норильский никель", не имеют.
Поскольку на момент обращения Золотухина Э.Е. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, стаж на соответствующих видах работ у него составил менее 15 лет, судами правомерно в назначении досрочной пенсии по старости истцу отказано.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 22 августа 1995 года N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федерального закона 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылку истца в кассационной жалобе на работу в должности спасателя в аварийно-спасательных службах, тождественной работе в МЧС России, которая предоставляет право на досрочное назначение пенсии, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку установление тождественности должностей не входит в компетенцию суда.
Указание в кассационной жалобе истца на наличие права на досрочное назначение пенсии независимо от ведомственной принадлежности, судебная коллегия находит не основанным на нормах закона, поскольку таким правом обладают только специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель".
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 1 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Золотухина Эдуарда Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.