Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шостак Р.Н, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к Горбачеву В.И. о сносе строений
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" на решение Коломенского городского суда Московской области от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А, выслушав объяснения представителя ООО "Газпром трансгаз Москва" Роговой Н.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ООО "Газпром трансгаз Москва" обратилось в суд с иском к Горбачеву В.И, в котором просило обязать ответчика снести хозяйственную постройку общей площадью 30 кв.м, с кадастровым номером N и колодец из бетонных колец, расположенные на принадлежащем ответчику на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Иск обоснован тем, что ООО "Газпром трансгаз Москва" является газотранспортной организацией, эксплуатирует газовую распределительную станцию (далее ГРС) " "данные изъяты"", "данные изъяты" года постройки, расположенную на территории "адрес" "адрес". В границах земельного участка ГРС с кадастровым номером N размещены оборудование и устройства, необходимые для регулирования давления, распределения и передачи газа от ГРС до газораспределительных сетей потребителей газа "адрес". Земельный участок под объектом ГРС " "данные изъяты"" поставлен на кадастровый учет. Сведения об охранной зоне ГРС " "данные изъяты"" внесены в государственный кадастр недвижимости 26 февраля 2015 г. с присвоением номера N.
Ответчик на принадлежавшем ему на праве собственности земельном участке площадью 1 500 кв.м, с кадастровым номером N, в 2015 г. возвел хозяйственную постройку общей площадью 30 кв.м, на расстоянии 88.52 м от границ участка ГРС "данные изъяты"", а также колодец из бетонных колец на расстоянии 83, 45 м от границ участка ГРС " "данные изъяты"". Указанная хозяйственная постройка возведена и зарегистрирована ответчиком в мае 2015 г, позднее даты внесения истцом сведений об охранной зоне ГРС " "данные изъяты"" в ГКН. Таким образом, спорные постройки полностью попадают в охранную зону ГРС "данные изъяты"". Ответчику дважды направлялись претензии о добровольном устранении нарушения охранной зоны - 3 февраля 2017 г. и 17 февраля 2021 г, ответы на которые не поступали.
Нахождение строений и сооружений в запретной зоне препятствует осуществлению истцом основного вида деятельности по безопасной эксплуатации объекта системы газоснабжения, а также создает опасность для ГРС и находящихся в строениях людей.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 29 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 августа 2022 г, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела и обжалуемых судебных постановлений следует, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на данный земельный участок возникло у ответчика в ДД.ММ.ГГГГ. на основании постановления Главы администрации Непецинского сельского Совета Коломенского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N. Данное право в установленном законом порядке зарегистрировано в ЕГРН, при этом какие-либо сведения об ограничении прав на указанный земельный участок и наличие у него обременений в ЕГРН отсутствуют. Отсутствуют такие ограничения относительно использования земельного участка и наличия какого-либо обременения и в его первичных правоустанавливающих документах, в том числе, в вышеуказанном постановлении органа местного самоуправления. Согласно выписке из ЕГРН, в 2015 г. ответчиком в порядке подачи декларации было также зарегистрировано право собственности на возведенное им на вышеуказанном земельном участке являющееся предметом настоящего спора строение, которое представляет собой нежилое здание: 2-х этажную хозяйственную постройку, с кадастровым номером N, площадью 30 кв. м.
Около принадлежащего ответчику вышеуказанного земельного участка проходит газовая распределительная станция - ГРС " "данные изъяты"" высокого давления протяженностью 8 500 м, которая была построена и введена в эксплуатацию 28 декабря 1979 г. Согласно выписке из ЕГРН, право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1 287+/- 25 кв.м, для размещения и эксплуатации вышеуказанной ГРС " "данные изъяты"" было зарегистрировано за Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ Сведения об охранной зоне ГРС "Непецино" внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с присвоением номера 50.3 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному истцом суду первой инстанции актам проверки соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон и зон минимальных расстояний от магистральных газопроводов ГРС от 22 июня 2021 г. и от 26 ноября 2021 г, спорные постройки ответчика расположены на расстоянии 88, 52 м и 83, 45 м от ограждения ГРС " "данные изъяты"" и на расстоянии 91, 78 м и 88, 30 м от оси газопровода-отвода ГРС " "данные изъяты"", при предусмотренной нормативно-правовыми актами охранной зоне в 100 метров.
Принимая при вышеизложенных обстоятельствах решение об отказе в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 2, 17, 18, 35 Конституции Российской Федерации, статей 2, 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г..N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктов 7, 14, 46 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г..N 878, пункта 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 24 апреля 1992 г..и Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 г..N 9, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, которым относительно применения правовых норм, касающихся сноса строений, находящихся в границах охранных зон газопроводов неоднократно указывалось на то, что наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не был осведомлен о наличии вышеуказанного газопровода, его местоположении, охранных зонах и минимально допустимых расстояниях на момент предоставления ему земельного участка ответчику в собственность в ДД.ММ.ГГГГ г, а также на момент строительства спорных объектов недвижимости на таком земельном участке; газопровод, его охранные зоны и минимальные допустимые расстояния на местности обозначены не были; какие-либо сведения в доступных источниках официальной информации о такой охранной зоне отсутствовали; при регистрации ответчиком права собственности на спорные объекты каких-либо ограничений (обременений) зарегистрировано не было; ответчик при предоставлении ему земельного участка и возведении на нем спорных объектов не мог знать о местоположении газопровода, наличии охранной зоны и минимально допустимых расстояниях, а, следовательно, вина ответчика, в нарушении минимально допустимых расстояний до газопровода, а также его охранной зоны в
данном случае отсутствует, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Согласно статьям 28, 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлен запрет на возведение каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Как следует из положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 6 и 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу требований пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
До утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации такого положения с учетом переходных норм, содержащихся в статье 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1083; Сводом правил СП 36.13330.2012.
Согласно статье 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ переходные положения, связанные с правовыми последствиями установления охранных зон и минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов до утверждения Правительством Российской Федерации положения о них в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе вопросы возмещения убытков, выкупа земельных участков, возмещения за прекращение прав на земельные участки.
До 1 января 2022 г. положения части 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ, предусматривающей снос зданий, строений и сооружений, построенных ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, применяются с учетом положений, содержащихся в частях 38 - 43 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ (часть 58 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ).
Частями 38 - 43 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ, в частности, установлен запрет на снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) в связи с нахождением в пределах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) до внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний таких трубопроводов. Здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием указанных зданий, сооружений, объектов обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта) и такие решения не отменены), могут быть снесены при условии возмещения убытков.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г, самовольной постройкой признавалось здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
С учетом приведенных положений закона здание, сооружение или другое строение, возведенное, созданное в пределах установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, могло признаваться самовольной постройкой без учета осведомленности лица о наличии соответствующих ограничений в отношении его земельного участка.
С 4 августа 2018 г. вступило в силу новое правовое регулирование правоотношений, связанных с самовольным строительством. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" изменена редакция статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В новой редакции указанной статьи закреплена презумпция защиты добросовестного создателя самовольного объекта: в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с частью 37 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г..N 342-ФЗ публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и границах такой зоны считается обеспеченным, если на дату начала создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, соблюдалось хотя бы одно из следующих условий: 1) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) в документах, выданных в отношении земельного участка при его государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на него, отображены сведения о нахождении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории; 3) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории указаны в градостроительном плане земельного участка; 4) решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и границ такой зоны опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 5) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 6) правообладатель земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, был уведомлен об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона); 7) сведения о
здании, сооружении, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, включены в документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части.
В свою очередь, как следует из вышеизложенных обстоятельств дела, какое-либо из предусмотренных частью 37 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ условий, в данном случае отсутствует. В частности, из декларации ответчика, поданной в регистрирующий орган для регистрации права собственности на спорное строение площадью 30 кв.м следует, что годом его создания является 2014 г. (т.3, л.д.10). Допустимые и относимые доказательства, которые бы опровергали данное обстоятельство, в материалах дела отсутствуют. Таким образом, на момент фактического строительства ответчиком спорных построек сведения в ЕГРН о наличии охранной зоны ГРС "данные изъяты"" отсутствовали. В документах, выданных ответчику в отношении земельного участка, на котором расположены спорные постройки, при его государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на него, не отображены какие-либо сведения о нахождении такого земельного участка полностью или частично в границах охранной зоны. Ответчик до фактического осуществления строительства не был уведомлен об ограничениях использования земельного участка в границах охранной зоны.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы о строительстве спорных объектов в 2015 г, когда были размещены сведения об охранной зоне газопровода не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку опровергаются материалами дела.
Спор разрешен судом исходя из установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также с учетом закона, который подлежит применению по данному делу.
Всем собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка.
Предусмотренных пунктом 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Коломенского городского суда Московской области от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.