Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж, судей Саулиной В.В, Рудых Г.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Тула, публичному акционерному обществу "Косогорский металлургический завод" о возложении обязанности организовать надлежащую эксплуатацию очистных сооружений, исключении фактов сброса сточных вод в водный объект, по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Тула, Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 9 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 31 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Саулиной В.В, выслушав прокурора Лаптева О.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО г. Тула, ПАО "КМЗ" о возложении обязанности в срок до 1 декабря 2023 года организовать в установленном законом порядке водоотведение и надлежащую санитарную очистку сточных вод из очистных сооружений, расположенных по адресу: "адрес" путем восстановления, модернизации либо строительства новых очистных сооружений; о возложении обязанности на ПАО "КМЗ" исключить факты сброса сточных вод в водный объект - река Воронка с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ после выполнения администрацией МО г. Тула мероприятий по восстановлению, модернизации либо строительства новых очистных сооружений, расположенных по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО г..Тула, ПАО "КМЗ" законодательства о собственности, об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства при эксплуатации очистных сооружений, по адресу: "адрес". Комплекс указанных очистных сооружений находится в казне муниципального образования г..Тула. ПАО "КМЗ" эксплуатирует вышеуказанный комплекс биологических очистных сооружений на основании договора аренды недвижимого имущества от 6 декабря 2005 года N 71/04-01-064/0-05, заключенного с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тульской области, и дополнительного соглашения к договору от 30 декабря 2015 года, заключенного с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г..Тулы. Обязанности по проведению капитального ремонта очистных сооружений и организации водоотведения в соответствии с Уставом МО г..Тула возложены на администрацию МО г..Тула. В ходе проверки установлено, что в целях сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод после очистных сооружений ПАО "КМЗ" на основании решения о предоставлении водного объекта используется водный объект - река Воронка. Между тем, вышеуказанные очистные сооружения не обеспечивают надлежащую очистку сточных вод, допустимое содержание загрязняющих веществ, установленное разрешением на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты, превышает фактическое содержание загрязняющих веществ, сбрасываемых с очистных сооружений ПАО "КМЗ" в водный объект - реку Воронка. Аналогичные нарушения были выявлены по результатам ранее проведенной проверки Тульской природоохранной прокуратурой 1 сентября 2020 года, по результатам которой в адрес главы администрации МО г..Тула 16 апреля 2021 года было внесено представление об устранении нарушений закона.
Данное представление было рассмотрено, признано обоснованным, однако выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не были устранены. В результате сброса сточных вод с указанных очистных сооружений происходит загрязнение водного объекта - реки Воронка. Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией МО г..Тула полномочий в сфере содержания муниципальной собственности, что приводит к ненадлежащему водоотведению канализационных стоков, загрязнению водного объекта и нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг и благоприятную окружающую среду.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 9 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 31 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация МО г. Тула, Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы ставят вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что комплекс очистных сооружений, расположенных по адресу: "адрес", находится в собственности муниципального образования г.Тула.
Очистные сооружения по указанному адресу переданы в аренду ПАО "Косогорский металлургический завод", что подтверждено договором N71/04-01-064/0-05 о передаче в аренду недвижимого имущества от 6 декабря 2005 года, а также дополнительным соглашением к указанному договору, приложением N1 к договору N71/04-01-064/0-05 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, от 6 декабря 2005 года, актом приема- передачи имущества от 1 декабря 2005 года.
Согласно условиям вышеуказанного договора аренды и дополнительного соглашения на арендатора не возложена обязанность по проведению капитального ремонта очистных сооружений, а также не переданы полномочия по организации водоотведения.
Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования г. Тула, ПАО "КМЗ" законодательства о собственности, об охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства при эксплуатации очистных сооружений, расположенных по адресу: "адрес".
В ходе проверки установлено, что в целях сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод после очистных сооружений ПАО "КМЗ" используется водный объект - река Воронка. Использование указанного водного объекта осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24 декабря 2015 года N288, согласно которому в целях сброса сточных вод предприятию предоставлен водный объект - река Воронка. Между тем, вышеуказанные очистные сооружения не обеспечивают надлежащую очистку сточных вод, о чем свидетельствуют неоднократные проверки, в том числе, проведенные в ПАО "КМЗ". Допустимое содержание загрязняющих веществ, установленное разрешением на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты, превышает фактическое содержание загрязняющих веществ, сбрасываемых с очистных сооружений ПАО "КМЗ" в водный объект - реку Воронка. Превышения установлены при сбросе сточных вод с очистного сооружения типа БОС следующих видов загрязняющих веществ: фосфаты: допустимое содержание загрязняющих веществ составляет 0, 20 мг/дм3, в то время как фактический сброс составляет 0, 66 мг/дм3; нитраты: допустимое содержание загрязняющих веществ составляет 40, 0 мг/дм3, в то время как фактический сброс составляет 92, 3 мг/дм3; железо общ.: допустимое содержание загрязняющих веществ составляет 0, 10 мг/дм3, в то время как фактический сброс составляет 0, 21 мг/дм3; марганец: допустимое содержание загрязняющих веществ составляет 0, 01 мг/дм3, в то время как фактический сброс составляет 0, 019 мг/дм3.
Аналогичные нарушения были выявлены по результатам проведенной проверки Тульской природоохранной прокуратурой 1 сентября 2020 года. По результатам количественного химического анализа воды отобранных проб в нарушение законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ: по фосфатам в 12 раз, по взвешенным веществам в 5, 19 раз, по марганцу в 8, 6 раз.
16 апреля 2021 года по результатам проведенной проверки Тульским природоохранным прокурором на имя главы администрации муниципального образования г.Тула внесено представление об устранении нарушений закона.
Судом установлено, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены до настоящего времени.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 212, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 44 Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", принимая во внимание условия договора аренды N71/04-01-064/0-05 от 6 декабря 2005 года, исходил из того, что администрация муниципального образования г. Тула, являясь собственником очистных сооружений, не предприняла достаточных мер к реконструкции и ремонту инженерных сооружений по очистке сточных вод.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит изложенные в обжалуемых судебных актах выводы основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, на установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для разрешения возникшего между сторонами спора.
Доводы кассационной жалобы о том, что договор аренды с ПАО "КМЗ" не расторгнут, ремонт арендованного имущества осуществляется арендатором, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Утверждения в кассационной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с неуказанием того, кто, какие конкретно действия в чью пользу должен совершить, противоречат содержанию решения суда первой инстанции, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или моги привести к неправильному разрешению данного дела, не допущены. Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390.1, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 9 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Тула, Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья В.В. Саулина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.