Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Светланы Ивановны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца
по кассационной жалобе Гончаровой Светланы Ивановны
на решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 18 августа 2022 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Гончарова С.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 12 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 18 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Гончаровой С.И. отказано.
В кассационной жалобе Гончарова С.И. просит отменить решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 18 августа 2022 г, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 14.12.1974г. Гончарова С.И. состояла в зарегистрированном браке с Гончаровым И.В.
6 февраля 2017г. Гончаров И.В. умер.
Гончаров И.В. имел удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, выданное 23 марта 2000г.
Гончарова С.И. является инвалидом 2 группы 3 степени бессрочно с причиной "заболевание и инвалидность связаны с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радиационными отходами в результате аварии на ЧАЭС", имеет удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, выданное 25 марта 1999г, и получателем государственной пенсии по инвалидности в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 18 данного Федерального закона. С 1 апреля 2021 г. размер государственной пенсии по инвалидности Гончаровой С.И. составляет 28 983, 95 рублей.
29 июня 2021 г. на обращение Гончаровой С.И. в ГУ - УПФ РФ в г.Нововоронеже Воронежской области от 1 июня 2021 г. дан ответ об отсутствии оснований на одновременное получение двух пенсий в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а при переходе на страховую пенсию по старости и государственную пенсию по потери кормильца общий размер двух пенсий составил бы 27737, 91 рублей, что менее размера установленной ей государственной пенсии по инвалидности (28 983, 95 рублей).
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьями 12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав положения пенсионного законодательства, в частности Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с пунктом 3 статьи 29 которого пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что Гончарова С.А. является вдовой умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалида 2 группы с причиной "увечье связано с аварией на ЧАЭС", а следовательно, имеет право на установление двух пенсий: государственной пенсии по случаю потери кормильца (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) и страховой пенсии по старости (инвалидности) (по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) или социальной пенсии (подпункт 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ). В настоящее время Гончарова С.И. является получателем государственной пенсии по инвалидности (заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС), с 1 апреля 2021 г. размер государственной пенсии по инвалидности составляет 28 983, 95 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (ст.29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.3, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрен перечень граждан, которым предоставляется право на одновременное получение двух пенсий.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1, 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте): нетрудоспособным родителям по достижении возраста, предусмотренного пенсионным законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 г, независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца; детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет; супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет; супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Как обоснованно указано судами, право на получение двух пенсий одновременно регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы Гончаровой С.И. о том, что вместе с получаемой государственной пенсией по инвалидности по ЧАЭС ей должна быть назначена вторая пенсия по потере кормильца, противоречат положениям ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приведенные в кассационной жалобе Гончаровой С.И. доводы о том, что пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, основаны на неправильном понимании норм материального права, противоречат правилам назначения второй пенсии, указанным в ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ и приведенным выше обстоятельствам.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 18 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гончаровой Светланы Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.