Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Пашкульской Т.Д, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-619/2022 по иску Каслинского городского прокурора, действующего в интересах Резепина Кирилла Сергеевича, к администрации Каслинского муниципального района о предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе администрации Каслинского муниципального района на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чаус И.А, заключение прокурора Пятого отдела (с дислокацией в г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каслинский городской прокурор, действующий в интересах Резепина К.С, обратился в суд с иском к администрации Каслинского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению Резепину К.С. отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 15 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения в границах Каслинского муниципального района Челябинской области, отвечающего санитарным и техническим нормам, за счет средств бюджета Челябинской области, мотивируя тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 29 августа 2018 года Резепин К.С. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Решением Каслинского городского суда Челябинской области от 03 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены. На администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области возложена обязанность предоставить Резепину К.С. отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. метров по договору найма специализированного жилого помещения в границах Каслинского муниципального района Челябинской области по месту постановки на учет, отвечающее санитарным и техническим нормам.
В кассационной жалобе администрация Каслинского муниципального района просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального прав. Указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку администрация не наделена правомочиями собственника муниципального имущества, распорядителем имущества не является, отсутствует финансирование, принятое решение суда приводит бюджет Каслинского муниципального района к дополнительным финансовым затратам в связи с неисполнением решения суда в установленный законом срок в виде исполнительского сбора.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела было установлено, что Резепин К.С, "данные изъяты" года рождения, уроженец "данные изъяты" области, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В свидетельстве о рождении "данные изъяты" года в графе "отец" указан "данные изъяты", в графе "мать" указана "данные изъяты"
Согласно свидетельству об установлении отцовства от 10 марта 2017 года, выданному администрацией Свободненского сельского поселения Октябрьского района Челябинской области N 1, установлено, что "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения признан отцом ребенка Мильке К.С, "данные изъяты" года рождения, родившегося у "данные изъяты" и ему присвоена фамилия Резепин.
Согласно свидетельству о смерти, выданному "данные изъяты" года отделом ЗАГС г. Кировграда Свердловской области "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, умерла "данные изъяты" года.
Согласно свидетельству о смерти, выданному "данные изъяты" года отделом ЗАГС администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения умер "данные изъяты" года.
Распоряжением временно исполняющего полномочия главы Каслинского муниципального района Челябинской области от 16 марта 2017 года N 139-р Резепин К.С. направлен в муниципальное бюджетное учреждение "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" Каслинского муниципального района Челябинской области.
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области N 10938 от 29 августа 2018 года Резепин К.С. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Каслинскому муниципальному району.
На момент рассмотрения дела Резепин К.С. не имеет жилого помещения на праве собственности или на праве пользования по договору социального найма.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 40, 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Челябинской области N 447-ЗО от 31 января 2013 года "О внесении изменений в статью 17 Закона Челябинской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" и Законом Челябинской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье", ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Резепин К.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, достиг возраста 18 лет, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Резепину К.С. должна быть возложена на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Челябинской области.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными.
Законом Челябинской области N 447-ЗО от 31 января 2013 года на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых муниципальному району на осуществление переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, вопреки мнению заявителя, именно на администрацию, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы кассационной жалобы о невозможности предоставления жилого помещения в рамках выделенных субъектом федерации субвенций и невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия дополнительного финансирования из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий.
Отвечая на аналогичные доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Гарантированное законом право истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента формирования специализированного жилищного фонда, а также от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда приводит бюджет Каслинского муниципального района к дополнительным финансовым затратам по выплате исполнительского сбора в связи с неисполнением решения суда в установленный законом срок, не влияют на правильность оспариваемых судебных актов, поскольку указанные обстоятельства для разрешения данного спора юридического значения не имеют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Каслинского городского суда Челябинской области от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каслинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.