Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф, при участии прокурора Тепловой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-212/2020 по иску Грудниковой Любови Петровны к обществу с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс Авто", Государственной инспекции труда в Челябинской области об оспаривании акта расследования несчастного случая, заключения инспектора труда, признании несчастного случая, связанным с производством, возложении обязанностей
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс Авто" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс Авто" Болезновой С.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Лапшиной Е.В, полагавшей, что жалоба ответчика является обоснованной, Грудникову Л.П, ее представителя Мизгирева В.Н, просивших в удовлетворении жалобы отказать, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Грудникова Л.П. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс Авто" (далее - ООО "Мечел-Транс Авто"), Государственной инспекции труда в Челябинской области, в котором просила признать акт расследования несчастного случая со смертельным исходом от 29 апреля 2019 г, заключение Государственной инспекции труда в Челябинской области от 9 января 2020 г. недействительными; возложить на ООО "Мечел-Транс Авто" обязанность квалифицировать случай, произошедший с "данные изъяты", как несчастный случай, связанный с производством, составить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, выдать его копию истцу, возместить судебные расходы.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что её муж "данные изъяты" состоял в трудовых отношениях с ООО "Мечел-Транс Авто" с 19 февраля 2013 г. по 20 марта 2019 г. в качестве старшего водителя-экспедитора. 20 марта 2019 г. при исполнении трудовых обязанностей во время рабочей смены он скончался, предварительной причиной летального исхода явилось заболевание сердечно-сосудистой системы - кардиомиопатия. Полагала, что поскольку муж умер во время нахождения на работе, работодателем должны быть составлены документы о расследовании и учете несчастного случая на производстве. Однако ответчик не признал смерть "данные изъяты" связанной с производством. Государственным инспектором труда в Челябинской области проведено дополнительное расследование данного несчастного случая, по результатам которого сделан вывод, что смерть "данные изъяты" наступила в результате общего заболевания и квалифицируется как не связанная с производством. Не соглашаясь с такими выводами, полагала, что причиной смерти мужа, не страдавшего ранее сердечно-сосудистыми заболеваниями, явились тяжелые условия труда и нарушение со стороны работодателя установленного законом режима труда.
Решением Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 20 октября 2020 г. исковые требования Грудниковой Л.П. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 февраля 2021 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым акт о расследовании несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 29 апреля 2019 г. и заключение государственного инспектора труда от 09 января 2020 г. признаны незаконными, несчастный случай, произошедший 20 марта 2019 г. с "данные изъяты". старшим водителем-экспедитором ООО "Мечел-Транс Авто", признан связанным с производством, на ООО "Мечел-Транс Авто" возложена обязанность оформить по указанному факту акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 и выдать его Грудниковой Л.П. в установленные законом сроки.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 мая 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 9 февраля 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 марта 2022 г. решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 20 октября 2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 марта 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 октября 2022 г, решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 20 октября 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым акт о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 29 апреля 2019 г. и заключение государственного инспектора труда от 9 января 2020 г. по несчастному случаю, произошедшему 20 марта 2019 г. с "данные изъяты". признаны незаконными; несчастный случай со смертельным исходом, произошедший 20 марта 2019 г. с "данные изъяты", 27 ноября 1964 г. рождения, признан связанным с производством; на ООО "Мечел-Транс Авто" возложена обязанность составить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, произошедшем 20 марта 2019 г. с "данные изъяты", и выдать его экземпляр Грудниковой Л.П. в установленные сроки; с ООО "Мечел-Транс Авто" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлину в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ООО "Мечел-Транс Авто" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2022 г. произведена замена третьих лиц - Филиала N 5 Государственного Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на их правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, третьи лицо, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, заключение прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, Грудникова Л.П. являлась супругой "данные изъяты" с 6 ноября 1987 г.
"данные изъяты" с 19 февраля 2013 г. работал водителем-экспедитором в ООО "Мечел-Транс Авто", с 15 марта 2017 г. старшим водителем-экспедитором, имел водительское удостоверение категории С, Е.
С ним работодателем заключен трудовой договор N 253 от 19 февраля 2013 г. на неопределенный срок, по условиям которого работа является основной, режим рабочего времени определяется Правилами внутреннего трудового распорядка компании и трудовым договором с соблюдением требований трудового законодательства, сотруднику устанавливается сменный режим работы в соответствии с действующим законодательством. Выходные дни, время начала и окончания работы, время перерыва для отдыха и питания устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка компании и графиком сменности. Сотруднику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск с сохранением места работы и среднего заработка продолжительностью 28 календарных дней, а также дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством. Ежегодный отпуск может быть предоставлен полностью, либо по частям, при условии, что хотя бы одна из предоставляемых частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Согласно должностной инструкции старшего водителя-экспедитора, утвержденной генеральным директором ООО "Мечел-Транс Авто" 25 мая 2018 г, основными его задачами являются: представление интересов компании в среде водителей-экспедиторов и получение обратной связи о состоянии дел, проблем в коллективе; эффективная и безопасная эксплуатация автомобиля; обеспечение надлежащего технического состояния автомобиля; обеспечение сохранности вверенного имущества, в том числе автомобиля; грамотная и правильная работа с документами (товарно-сопроводительная и путевая документация).
Из карты специальной оценки условий труда от 21 декабря 2017 г..N 53, протоколов проведения исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды следует, что на рабочем месте водителя-экспедитора автоколонны N 1 ООО "Мечел-Транс Авто" установлен допустимый класс условий труда - 2 по факторам производственной среды: химическому, шуму, инфразвуку, вибрации общей.
При управлении автомобилем Вольво FM TRUCK 4х2 седельный тягач "данные изъяты" (кабина) установлены вредные факторы производственной среды и трудового процесса: общий уровень звукового давления - 80 дБЛин, время воздействия - 50 %, фактическое значение 77 при нормативном 110; общая вибрация: корректированный уровень (ось X) фактическое значение 113 при нормативном 112, корректированный уровень (ось Y) фактическое значение 112 при нормативном 112, корректированный уровень (ось Z) фактическое значение 114 при нормативном 115, время пребывания 50 %; локальная вибрация: корректированный уровень (ось X) фактическое значение 123 при нормативном 126, корректированный уровень (ось Y) фактическое значение 112 при нормативном 112, корректированный уровень (ось Z) фактическое значение 124 при нормативном 126, время пребывания 50 %; эквивалентный уровень звука - 58, 1 дБА, при нормативном 80; химического фактора: углерод оксид и азот диоксид в фактических значениях ниже нижнего предела обнаружения, время воздействия 50 %, масла минеральные нефтяные фактическое значение 2, при нормативном 5, время воздействия 12, 5 %; тяжесть трудового процесса, включая стереотипные рабочие движения, при локальной и региональной нагрузке, статическая нагрузка - величина статической нагрузки за рабочий день (смену) при удержании груза, приложении усилий: одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног, общей статической нагрузки; рабочая поза в течение рабочего дня: свободная 60 %, неудобная 15 %, поза "сидя" без перерывов 25 %; напряженности трудового процесса: сенсорных нагрузок, включая плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы фактическое значение 77 при нормативном до 175, число производственных объектов одновременного наблюдения фактическое значение 7 единиц, при нормативном до 10.
Согласно заключениям предварительного и периодических медицинских осмотров за 2013 - 2019 гг. "данные изъяты" признавался годным к работе по профессии водителя-экспедитора.
Так, "данные изъяты" 7 февраля 2019 г. прошел периодический медицинский осмотр (обследование), заболеваний, противопоказанных ему для исполнения обязанностей водителя-экспедитора, у него не выявлено, кардиолог в обследовании не участвовал. Отдельные медицинские карты и паспорта здоровья при прохождении медицинских осмотров "данные изъяты" не заводились.
16 марта 2019 г. он прошел предрейсовый медицинский осмотр, жалоб не предъявлял, артериальное давление 140/85 рт.ст, пульс 75 ударов в минуту, температура 36, 6 С, допущен к управлению транспортным средством.
В журналах регистрации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров ГАУЗ "Городская клиническая больница N 6", проводившего осмотры водителей по договору с ООО "Мечел-Транс Авто", отражены неоднократные случаи допуска "данные изъяты" к работе при наличии у него артериального давления, превышающего норму: 26 июня 2017 г. - 148/190, 19 июня 2017 г, 4 и 10 ноября 2017 г, 18 января 2018 г, 14 мая 2018 г, 3 сентября 2018 г. по 140/90, 27 декабря 2017 г. - 150/90, 19 февраля 2018 г. - 145/90, 28 февраля 2018 г. - 150/90, 30 марта 2018 г. - 152/80, 20 октября 2018 г. - 140/93, 8 ноября 2018г. - 145/80, 6 января 2019 г. - 145/90.
"данные изъяты". предоставлялись работодателю листки нетрудоспособности: с 25 апреля 2017 г. по 5 мая 2017 г. (стационарное лечение у терапевта), с 25 июля 2017 г. по 1 сентября 2017 г. (стационарное и амбулаторное лечение у кардиолога и терапевта), с 14 сентября по 12 октября 2018 г. (стационарное и амбулаторное лечение у хирурга).
Сведений о предоставлении "данные изъяты". работодателю справки о переводе на легких труд, а также диагностировании у него каким-либо медицинским учреждением при жизни заболевания кардиомиопатия не имеется.
"данные изъяты" ознакомлен с требованиями охраны труда, прошел вводный и повторный инструктажи на рабочем месте, о чем свидетельствуют записи в журналах проведения инструктажей по охране труда, протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
"данные изъяты" на основании путевого листа от 16 марта 2019 г. N 280 17 марта 2019 г. выехал в рейс Челябинск - Волгоград - Челябинск на автомобиле Вольво FM 4х2 "данные изъяты" с прицепом Тонар-97461 "данные изъяты", принадлежащим ответчику, 16 марта 2019 г. прошел предрейсовый медицинский осмотр в поликлинике МБУЗ ГКБ N 6, допущен к исполнению трудовых обязанностей.
20 марта 2019 г. в пути следования на перекрестке автомобильных дорог "Сызрань-Саратов-Волгоград" и "Апалиха-Алексеевка" в кабине указанного автомобиля обнаружен труп "данные изъяты"
Из справки о смерти и медицинского свидетельства о смерти от 21 марта 2019 г. следует, что причиной смерти (летального исхода) "данные изъяты" явилось заболевание - кардиомиопатия.
Согласно заключению судебно-медицинского исследования трупа ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Саратовской области от 4 мая 2019 г. N 10 смерть "данные изъяты" наступила от сердечнососудистой недостаточности, развившейся у больного с кардиомиопатией. Кроме того, обнаружены изменения головного мозга в лобной доле справа - очаговые скопления в толще и под мягкой мозговой оболочкой эритроцитарных масс из склеивающихся и выщелоченных эритроцитов, на фоне которых видны рассеянные лейкоциты, очаги фиброза, очаговый фиброз мягкой мозговой оболочки, склероз сосудов головного мозга, что свидетельствует о патологическом процессе в прошлом (возможно острое нарушение мозгового кровообращения - инсульт, инфаркт).
Расследование указанного несчастного случая со смертельным исходом проводилось в период с 21 марта 2019 г. по 29 апреля 2019 г. на основании приказа ООО "Мечел - Транс Авто" от 21 марта 2019 г. N 125 "О создании комиссии по расследованию несчастного случая со смертельным исходом в ООО "Мечел-Транс Авто" его работниками с участием главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, главного специалиста отдела по охране труда комитета экономики администрации г. Челябинска, главного специалиста правового отдела филиала N 3 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из акта о расследовании несчастного случая (несчастного случая со смертельным исходом) от 29 апреля 2019 г. следует, что 16 марта 2019 г. в 08 часов 50 минут старший водитель-экспедитор ООО "Мечел-Транс Авто" "данные изъяты" от диспетчера получил задание по доставке груза и путевой лист N 280. В 09 часов 30 минут "данные изъяты" прошел предрейсовый медицинский осмотр в МБУЗ "Городская клиническая больница N 6", на здоровье не жаловался. После подготовки автомобиля к рейсу, 17 марта 2019 г. автомобиль Вольво FM-TRUCK 4х2 с государственным номером "данные изъяты", под управлением "данные изъяты" был отправлен по маршруту Челябинск-Волгоград-Челябинск, с грузом - колесные пары. 19 марта 2019 г. в 21 час 45 минут "данные изъяты" остановился на ночной отдых на стоянке "Отель Сказка" в п. Алексеевка Саратовской области до утра 20 марта 2019 г. В 08 часов 26 минут 20 марта 2019 г. "данные изъяты" выехал со стоянки, а в 08 часов 29 минут совершил остановку на краю проезжей части. Около 12 часов 00 минут по Челябинскому времени в ООО "Мечел-Транс Авто" поступил звонок от сотрудников полиции о том, что водитель "данные изъяты" обнаружен мертвым. Согласно письму от 19 апреля 2019 г. N 1121 и.о. начальника ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Саратовской области" 21 марта 2019г. в Хвалынском районном отделении ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Саратовской области" было произведено судебно-медицинское исследование трупа "данные изъяты" Предварительной причиной летального исхода явилось заболевание сердечнососудистой системы - кардиомиопатия. При судебно-химическом исследовании крови от трупа "данные изъяты" этиловый спирт не обнаружен.
Причина, вызвавшая несчастный случай, указанная в акте: общее заболевание. На основании проведенного расследования комиссия пришла к заключению, что данный несчастный случай подлежит квалификации как несчастный случай, не связанный с производством, учету и регистрации не подлежит.
Заключением государственного инспектора труда от 9 января 2020 г. установлено, что состав комиссии по расследованию указанного несчастного случая соответствует требованиям частей 1, 2 статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации. В момент несчастного случая старший водитель-экспедитор "данные изъяты" исполнял обязанности, обусловленные заключенным с ним трудовым договором. Медицинский осмотр пройден "данные изъяты". 7 февраля 2019 г, последний допущен к работе по указанной профессии. При направлении в рейс 16 марта 2019 г. "данные изъяты" прошел предрейсовый медицинский осмотр. Предварительной причиной летального исхода явилось заболевание сердечнососудистой системы - кардиомиопатия. Каких-либо противопоказаний к исполнению последним трудовой функции в ходе медицинского осмотра не выявлено. Нарушений режима труда и отдыха, в том числе при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков не выявлено. В связи с чем, пришел к выводу, что данный несчастный случай подлежит квалификации как не связанный с производством, подлежит оформлению актом в произвольной форме, который учету и регистрации в ООО "Мечел-Транс Авто" не подлежит. Причинами, вызвавшими несчастный случай, являются: смерть вследствие общего заболевания, подтвержденная в установленном порядке ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Саратовской области" от 19 апреля 2019 г. Лица, ответственные за допущенные нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, комиссией не выявлены.
В период работы "данные изъяты" в ООО "Мечел-Транс Авто" действовало Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Положения время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9, 5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья) (пункт 17 Положения).
В силу пункта 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
Предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами особенности режима рабочего "данные изъяты" работодателем не соблюдались.
Согласно представленным в суд ответчиком копиям путевых листов "данные изъяты" находился в поездках: с 08 часов 30 минут 31 августа 2018 г. до 19 часов 00 минут 3 сентября 2018 г, с 21 часа 30 минут 3 сентября 2018 г. до 16 часов 35 минут 10 сентября 2018 г, с 10 часов 50 минут 20 октября 2018 г. по 03 часа 05 минут 24 октября 2018 г, с 10 часов 30 минут 24 октября 2018 г. до 23 часов 30 минут 30 октября 2018 г, с 17 часов 20 минут 31 октября 2018 г. до 23 часов 40 минут 8 ноября 2018 г, с 10 часов 05 минут 9 ноября 2018 г. до 13 часов 10 минут 17 ноября 2018 г, с 16 часов 30 минут 17 ноября 2018 г. до 15 часов 50 минут 24 ноября 2018 г, с 16 часов 50 минут 24 ноября 2018 г. до 18 часов 55 минут 3 декабря 2018 г, с 18 часов 25 минут 11 декабря 2018 г. до 16 часов 40 минут 18 декабря 2018 г, с 16 часов 40 минут 18 декабря 2018 г. 12 часов 30 минут 29 декабря 2018 г, с 17 часов 15 минут 6 января 2019 г. до 11 часов 15 минут 22 января 2019 г, с 18 часов 30 минут 22 января 2019 г. до 19 часов 20 минут 26 января 2019 г, с 19 часов 40 минут 26 января 2019 г. до 15 часов 15 минут 6 февраля 2019 г, с 10 часов 00 минут 11 февраля 2019 г. до 22 часов 15 минут 18 февраля 2019 г, с 11 часов 00 минут 19 февраля 2019 г. до 21 часа 50 минут 25 февраля 2019 г, с 11 часов 30 минут 26 февраля 2019 г. до 18 часов 30 минут 28 февраля 2019 г, что свидетельствует о несоблюдении режима междусменного и еженедельного непрерывного отдыха.
Из показаний тахографа за 19 марта 2019 г. следует, что "данные изъяты" находился за управлением транспортным средством более 11 часов.
При этом показания тахографа за иные поездки и графики сменности за запрошенный судом апелляционной инстанции период на "данные изъяты" ответчиком не представлены.
Согласно личной карточке формы Т-2 "данные изъяты" в период его работы в ООО "Мечел-Транс Авто" с 19 февраля 2013 г. по 20 марта 2019 г. отпуска в полном объеме (28 календарных дней) не предоставлялись, график отпусков не соблюдался, продолжительность отпусков преимущественно составляла от 3 до 7 дней, в некоторые годы отпуска предоставлялись с нарушением статьи 125 Трудового кодекса Российской Федерации, когда все части отпуска были менее 14 календарных дней, а именно в последний год жизни "данные изъяты" за отпускной период с 19 февраля 2018 г. по 18 февраля 2019 г. предоставлялись отпуска лишь продолжительностью 2, 7 и 5 дней.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 июля 2021 г. по ходатайству истца для установления причинной связи между возникшим у "данные изъяты" заболеванием, приведшим к смерти, с его профессиональной деятельностью, назначена судебная экспертиза профессиональной пригодности и связи заболевания с профессией, производство которой поручил Федеральному бюджетному учреждению науки "Екатеринбургский медицинский - научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий".
Согласно экспертному заключению N 2 от 11 февраля 2022 г, изучив информацию о вредных производственных факторах на рабочем месте "данные изъяты" (управление транспортным средством, углерода оксид, азота диогсиды, смеси углеводородов, производственный шум, инфразвук, локальная и общая вибрация, физические перегрузки, напряженность трудового процесса), заключения периодических медицинских осмотров "данные изъяты", комиссией отмечено, что в соответствии с Руководством "Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г, допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников, допустимые условия труда условно относят к безопасным. Учитывая уровень воздействия факторов, ни один из них не мог привести к развитию у "данные изъяты" какого-либо профессионального заболевания.
Привлечение работника к трудовым обязанностям сверх установленной временной нормы (работа за пределами нормального рабочего времени, несоблюдение режима труда и отдыха, не предоставление полноценно ежегодного отпуска) приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н отдельно не оговаривается и не влечет за собой расширения необходимого списка исследований в ходе профосмотра или расширения перечня дополнительных медицинских противопоказаний.
Также привлечение работника к трудовым обязанностям сверх установленной временной нормы отдельно не оговаривается приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. N 417н "Об утверждении перечня профессиональных заболеваний", то есть не влечет за собой расширения перечня профессиональных заболеваний.
Согласно медицинской документации у "данные изъяты" до 2011 г. заболеваний сердечно-сосудистой системы не имелось. В 2011 г. и в 2014 г. отмечены вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу и нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу, в связи с чем можно говорить о формировании начальных признаков развития патологии сердечно-сосудистой системы у Грудникова С.Н. с 2011 г. Оснований для определения противопоказаний в данный период не имелось.
26 сентября 2016 г. Грудникову С.Н. был выставлен диагноз ишемическая болезнь сердца, нарушение ритма сердца, проходил лечение, в 2017 году "данные изъяты" проведено стентирование.
В 2017-2019 "данные изъяты" за медицинской помощью с жалобами на боль за грудиной, повышение артериального давления, ему выставлялись диагнозы ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения 3 ф.к, гипертоническая болезнь III стадии, 2 степень, риск 4, хроническая сердечная недостаточность 1 степени, 3 ф.к, назначалось лечение.
Из архива электрокардиограмм "данные изъяты" за 2017 г, 2018 г. прослеживается фибриляция предсердий, нарушение процессов реполяризации, не исключается систолическая перегрузка левого желудочка и наличие рубцов по передне-перегородочной области, что сопоставимо с данными иной медицинской документации.
С учетом имевшихся заболеваний у "данные изъяты" имелись противопоказания для управления транспортным средством категории С, Е и к физическим перегрузкам (пункт 27.8, Приложение N 2, пункт 4.1, Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н).
Для работы с другими факторами производственной среды и трудового процесса, имевшихся на рабочем месте "данные изъяты", дополнительных медицинских противопоказаний в связи с заболеванием сердечно-сосудистой системы не имелось.
Диагноз артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца может быть заподозрен и установлен по совокупности клинических данных и инструментальных исследований. Проведение УЗИ сердца и коронароангиографии не входит в стандарт проведения периодических и предварительных медицинских осмотров.
Согласно заключениям периодических и предварительных медицинских осмотров за 2013 - 2019 г.г. "данные изъяты" был допущен к работе по профессии водителя-экспедитора, годен. Первичная медицинская документация (карты медицинских осмотров) экспертам не направлены, ввиду чего не представляется возможным уточнить наличие жалоб, изменений объективного статуса и данных лабораторного и инструментального обследования, наличие впервые или ранее установленных заболеваний у "данные изъяты" на момент осмотров.
Кардиомиопатия - это разнородная группа заболеваний миокарда, приводящих к нарушению механической и (или) электрической функции сердца, проявляющихся гипертрофией стенок сердца или дилатацией камер сердца. К кардиомиопатии могут приводить к сердечно-сосудистой смерти или у инвалидизации, обусловленной нарастающей сердечно-сосудистой недостаточностью. Кардиомиопатии подразделяются на первичные, в том числе генетически обусловленные, и вторичные, когда поражение миокарда обусловлено различными предшествующими заболеваниями и патологическими состояниями (тиреотоксикоз, сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и другие).
Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. N 417н "Об утверждении перечня профессиональных заболеваний".
Согласно данному приказу развитие кардиомиопатии, как проявления профессионального заболевания, возможно при остром отравлении пестицидами, хронической интоксикации пестицидами и как последствие острых отравлений, вызванных воздействием химических производственных факторов, в том числе углерода оксида, азота диоксида, масел минеральных нефтяных. Однако уровень указанных производственных факторов на рабочем месте "данные изъяты" отнесен ко второму (допустимому) классу. Указаний на перенесенное "данные изъяты". острое отравление не имеется.
С учетом изложенного эксперты пришли к выводу о том, что производственные факторы при выполнении "данные изъяты". обязанностей старшего водителя-экспедитора грузового автомобиля при движении на дальние расстояния (движущиеся транспортные средства, шум, вибрация, температура окружающей среды (при наличии в анамнезе у работника заболеваний) не могли привести к развитию кардиомиопатии, повлекшей смерть при наличии неудовлетворительных условий труда (работа за пределами нормального рабочего времени, несоблюдение режима труда и отдыха, не предоставление полноценно ежегодного отпуска).
В перечень профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. N 417н, не включено заболевание "кардиомиопатия", как проявление воздействия именно тех вредных производственных факторов, которые имелись на рабочем месте "данные изъяты" Кроме того, уровень воздействия всех факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте водителя-экспедитора являлся допустимым, то есть не мог вызвать развитие любого профессионального заболевания.
При этом у "данные изъяты" имелись противопоказания к выполнению трудовой функции на грузовом автомобиле в качестве старшего водителя-экспедитора на дальние расстояния.
Причинно-следственной связи между возникшим у "данные изъяты" заболеванием кардиомиопатия и неудовлетворительными условиями труда, в которых работал "данные изъяты" в ООО "Мечел-Транс Авто" с нарушением режима труда и отдыха с вредными и опасными условиями труда, не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статьей 2291, 2292, 227, 228, 229, 350, 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее также - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), установив, что смерть "данные изъяты" наступила в результате общего заболевания, не связанного с производством, пришел к выводу, что данное обстоятельство исключает признание указанного случая страховым. При этом судом не установлено противоправных действий со стороны работодателя, вины работодателя в смерти "данные изъяты", причинно-следственной связи между действиями работодателя и наступившими негативными последствиями в виде смерти работника.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г..N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в пункте 9 постановления от 10 марта 2011 г..N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также имеющимися в деле доказательствами, в том числе экспертным заключением, заслушав в судебном заседании суда апелляционной инстанции эксперта "данные изъяты", пояснившую, что фактор времени (работа за пределами нормального рабочего времени, в том числе с повышенным давлением, несоблюдение режима труда и отдыха, не предоставление полноценного ежегодного отпуска) в числе иных факторов может косвенно способствовать ухудшению состояния здоровья работника и привести к неблагоприятным последствиям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что "данные изъяты" с учетом имеющихся у него заболеваний была противопоказана работа по профессии водитель-экспедитор, а именно управление автомобилем (категории С, Е) и физические перегрузки, однако он длительное время работал по этой профессии с нарушениями режима труда и отдыха (превышениями продолжительности ежедневной работы, отсутствием положенного междусменного и еженедельного отдыха, не предоставлением полноценного ежегодного отпуска), после проведенных ему операций на сердце на легкий труд он не переводился; при увеличении рабочего времени сверх нормативного увеличивалось и время его нахождения во вредных условиях труда, предусмотренное картой специальной оценки условий труда (протоколами исследований), в отсутствие регламентированного отдыха невозможно восстановление функционального состояния организма; периодические медицинские осмотры проводились без изучения медицинской документации и установления имеющихся заболеваний,
препятствующих работе по его профессии, предрейсовый медицинский осмотр не исключал допуск к работе при повышенном артериальном давлении. Указанные производственные факторы в их совокупности способствовали ухудшению состояния здоровья "данные изъяты", поэтому находятся в косвенной связи с наступлением несчастного случая в виде смерти.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что несчастный случай со смертельным исходом "данные изъяты" может быть квалифицирован как несчастный случай на производстве, несмотря на то, что причиной его смерти являлось общее заболевание, поскольку несчастный случай произошел в течение рабочего времени, при исполнении трудовых обязанностей в месте выполнения работы (при управлении автомобилем по поручению работодателя), с работником, застрахованным от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производственные факторы, сопряженные с работой старшего водителя-экспедитора и допущенные работодателем нарушения труда и отдыха работника способствовали наступлению несчастного случая.
Тот факт, что работодатель не был осведомлен о наличии у "данные изъяты" противопоказаний к работе, необходимости перевода его на легкий труд и на другую должность, не влияет на квалификацию несчастного случая на производстве, поскольку вина работодателя не является обязательным условием для признания несчастного случая, связанным с производством.
Работодатель при проведении расследования несчастного случая, произошедшего с "данные изъяты". вышеуказанные обстоятельства не установил, специалистов-экспертов и медицинских работников к участию в расследовании не привлек, государственный инспектор труда при даче заключения исходил из не соответствующих действительности обстоятельств, а именно отсутствия противопоказаний к исполнению работником трудовой функции и нарушений режима труда и отдыха, в том числе при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе представитель ответчика приводит доводы о том, что выводы суда апелляционной инстанции о причинах смерти "данные изъяты" основаны на предположениях. Ссылаясь на пояснения эксперта, а также экспертное заключение указывает, что экспертами сделаны однозначные выводы о том, что факторы производственной среды и трудового процесса, имевшиеся на рабочем месте "данные изъяты" не могли вызвать у него кардиомиопатию, также дан конкретный ответ на отсутствие причинно-следственной связи между возникшим у "данные изъяты" заболеванием кардиомиопатия и неудовлетворительными (по мнению истца) условиями труда, в которых работал "данные изъяты" Настаивает на том, что сам факт нахождения "данные изъяты" на рабочем месте в момент смерти не дает оснований полагать, что указанный несчастный случай должен быть связан с производством, в рассматриваемом случае смерть произошла в результате общего заболевания, которое прогрессировало в течение долгих лет жизни "данные изъяты", что подтверждается медицинской документацией, имеющейся в материалах рассматриваемого дела.
Судебная коллегия отклоняет указанные доводы, как необоснованные, учитывая, что выводы экспертов об отсутствии связи между возникновением заболевания и условиями труда "данные изъяты", не опровергают правильность обжалуемого судебного постановления.
По данному делу для проверки законности акта от 29 апреля 2019 г. о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, происшедшего со старшим водителем-экспедитором ООО "Мечел-Транс Авто" "данные изъяты", а также заключения государственной инспекции труда от 9 января 2020 г, с учетом исковых требований Грудниковой Л.П, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права суду необходимо было установить следующие юридически значимые обстоятельства:
- какие, помимо информации, указанной в письме исполняющего обязанности ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Саратовской области" от 19 апреля 2019 г. N 1121 (о том, что смерть "данные изъяты" наступила от кардиомиопатии), конкретные обстоятельства несчастного случая, произошедшего с "данные изъяты". 20 марта 2019 г. при исполнении им трудовых обязанностей по совершению поездки с грузом на транспортном средстве работодателя, дали основания комиссии квалифицировать его как не связанный с производством;
- являются ли обоснованными выводы, изложенные в акте о расследовании несчастного случая, о том, что работодателем в отношении "данные изъяты" в период его работы не допущено нарушений труда и отдыха, в том числе при предоставлении оплачиваемых отпусков;
- состоял ли "данные изъяты" на учете в медицинской организации по поводу заболевания кардиомиопатия, обращался ли с жалобами по причине этого заболевания в медицинскую организацию;
- было ли у "данные изъяты" при прохождении периодических медицинских осмотров медицинской организацией диагностировано заболевание кардиомиопатия, в том числе при прохождении медицинского осмотра (обследования) в феврале 2019 г.;
- могли ли производственные факторы, сопряженные с работой старшего водителя-экспедитора, а также с учетом допущенных работодателем нарушений труда и отдых работника (в случае, если такие нарушения судом установлены) способствовать наступлению несчастного случая с "данные изъяты". 20 марта 2019 г. при исполнении им трудовых обязанностей по совершению поездки с грузом на транспортном средстве работодателя.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции названные обстоятельства установил, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу, что квалификация несчастного случая, как не связанного с производством, изложенная в оспариваемых Грудниковой Л.П. акте расследования несчастного случая и заключении Государственной инспекции труда в Челябинской области, конкретным обстоятельствам дела не соответствует; условия труда "данные изъяты" могли способствовать наступлению его смерти при исполнении трудовых обязанностей. Аналогичную позицию высказала судебный эксперт "данные изъяты", допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс Авто" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.