Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-289/2022 по иску Довганя Евгения Владимировича к областному государственному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, начислении и выплате заработной платы за период незаконного отстранения от работы, выплате денежной компенсации и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Довганя Евгения Владимировича на решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения истца Довганя Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика областного государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" Маевой Н.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Довгань Е.В. обратился в суд с иском к Областному государственному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" (далее - ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области", Учреждение), о признании приказа N 14 от 10 декабря 2021 года об отстранении от работы незаконным, взыскании оплаты вынужденного прогула с 11 декабря 2021 года до дня отмены приказа N 14, неустойки в размере 1/150 действующей в соответствующие периоды ключевой ставки банковского процента за каждый день задержки, компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб.
В обоснование требований указал, что с 12 августа 2021 года на основании трудового договора он работает в ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" г. Катав-Ивановска в должности специалиста, приказом от 10 декабря 2021 года он был отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием прививки от новой коронавирусной инфекции COVID-19. С действиями работодателя не согласен, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для отстранения от работы, Указал, что действия ответчика незаконны, они нарушают его трудовые права, чем причинили ему моральный вред.
Решением Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 сентября 2022 года решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2022 года отменено в части отказа Довганю Е.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании среднего заработка, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, принято в данной части новое решение.
Исковые требования Довганя Е.В. удовлетворены частично.
С ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" в пользу Довганя Е.В. взысканы средний заработок в размере 493, 54 руб, проценты за нарушение сроков выплаты в размере 27, 43 руб, компенсация морального вреда 500 руб.
С ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 700 руб.
В остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Довгань Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда по Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Довгань Е.В. с 12 августа 2021 года принят на работу в ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" в должности специалиста ИТ на 0, 5 ставки, что подтверждается приказом о приеме работника на работу, должностной инструкцией, трудовым договором.
Как следует из Устава ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области", целью деятельности учреждения является оказание государственных и муниципальных услуг физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Приказом исполняющего обязанности руководителя ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" N 184 от 14 октября 2021 года приказано руководителям структурных подразделений: организовать и провести разъяснительную работу с работниками учреждения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции; уведомить работников о проведении вакцинации против новой коронавирусной инфекции; обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) всех работников, не имеющих противопоказаний к профилактической прививке в соответствии с пунктами 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" в следующие сроки: до 11 ноября 2021 года проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины, до 11 декабря 2021 года - проведение профилактических прививок вторым компонентом вакцины; предоставить 12 ноября 2021 года и 13 декабря 2021 года в отдел по работе с персоналом отчет о проведении профилактических прививок, с приложением подтверждающих документов. Работникам, прошедшим вакцинацию, приказано предоставить руководителям структурных подразделений и территориальных отделов в срок до 12 ноября 2021 года и 12 декабря 2021 года документ, подтверждающий прохождение вакцинации.
О предстоящей вакцинации Довгань Е.В. был предупрежден, ему разъяснены сроки вакцинации, последствия отказа от вакцинации без уважительной причины, с приказом руководителя о вакцинации он был ознакомлен, что подтверждено листом ознакомления с уведомлением и не оспаривалось истцом.
10 декабря 2021 года Довгань Е.В. был вновь уведомлен об обязанности пройти профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и предоставить подтверждающие документы, либо медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению иммунизации, а также о последствиях отказа от вакцинации, что подтверждено его подписью на уведомлении об отстранении от работы.
Приказом руководителя ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" N 14 от 10 декабря 2021 года, в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 и на основании частей 1, 2, 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", в соответствии с приказом руководителя ОГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области" N 184 от 14 октября 2021 года "О мероприятиях по проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Довгань Е.В. отстранен от работы с 11 декабря 2021 года на весь период эпидемиологического неблагополучия либо до устранения причин, явившихся основанием для отстранения, без сохранения заработной платы. В этот же день, 10 декабря 2021 года, Довгань Е.В. под роспись был ознакомлен с приказом, указал, что не согласен, имеются возражения.
Истец предоставил письменные заявления, выражающие несогласие с отстранением от работы, на что ему были даны мотивированные ответы, в которых разъяснялись причины и основания отстранения от работы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", статьями 5, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что для работодателей установлена обязанность при отсутствии профилактических прививок принимать меры, в том числе по отстранению работников от работы по правилам статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации. Установив, что истец работает в сфере обслуживания населения, не представил документов о вакцинации, о наличии противопоказаний к вакцинации, при этом указал, что такую прививку не делал и не желает делать, поскольку проведение прививки считает экспериментом, установив также, что о последствиях отказа от вакцинации истец был уведомлен, пришел к выводу о правомерности издания работодателем приказа об отстранении истца от работы.
Установив, что отстранение истца от работы произведено ответчиком на законных основаниях, суд первой инстанции в удовлетворении требования о взыскании оплаты вынужденного прогула, неустойки в размере 1/150 действующей в соответствующие периоды ключевой ставки банковского процента за каждый день задержки, компенсации морального вреда отказал.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о правомерности отстранении Довганя Е.В. от работы на основании приказа работодателя N 14 от 10 декабря 2021 года и их правовым обоснованием.
Установив, что постановлением главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 06 июня 2022 года N 3 "О признании утратившими силу постановлений главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям" и от 30 ноября 2021 года N 5 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также лиц старше 60 лет в Челябинской области по эпидемическим показаниям" признано утратившим силу постановление главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям", согласно пункту 3 указанного постановления от 06 июня 2022 года оно вступило в силу со дня его подписания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец должен быть допущен к работе с 07 июня 2022 года.
Установив, что истец был допущен к работе 08 июня 2022 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования истца о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, а решение суда в указанной части отмене.
Руководствуясь положениями статей 234, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции взыскал с ответчика в пользу истца средний заработок в размере 493, 54 руб, проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 10 июня 2022 года по 12 сентября 2022 года в размере 27, 43 руб, компенсацию морального вреда в сумме 500 руб.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15 следует, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года N 1122н.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Постановлением главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", утратившим силу с 06 июня 2022 года в связи с изданием постановления главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 06 июня 2022 года N 3, указано, что с 11 октября 2021 года необходимо обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Челябинской области в сфере обслуживания населения, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 1).
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктами 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19".
Согласно пункту 6 указанного постановления руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям необходимо организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего постановления. В срок до 11 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до 11 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции с охватом в соответствии с планом.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания; решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов; если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении работником своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о законности отстранения истца от работы соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец указывает на то, что судами не правильно применена статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не применены положения статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации; отстранение было осуществлено с нарушением порядка и процедуры отстранения работника (работодателем не зафиксирован факт непрохождения вакцинации работником, в приказе об отстранении не указаны реквизиты акта или иных документов, которыми это зафиксировано); работодателем не запрошен письменный отказ от вакцинации или объяснительная; санкция за отсутствие профилактической прививки прописана только в статье 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ, а именно отказ в приеме на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, другие последствия для граждан, тем более выполняющих работы, не входящие в Перечень постановления Правительства N 825, законом не предусмотрены; отстранение от работы и лишение заработка на длительный срок является чрезмерным; нарушен принцип баланса публичного и частного интересов; постановление главного государственного санитарного врача по Челябинской области N 3 от 08 октября 2021 года в части обязательной иммунизации работников Учреждения применено быть не может, поскольку оно не соответствует Федеральному закону от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", имеющему наибольшую юридическую силу.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на неправильном понимании положений нормативно-правовых актов, регламентирующих обязанность по прохождению вакцинации отдельных категорий работников, порядок прохождения такой вакцинации, права и обязанности работодателя в связи с прохождением (непрохождением) работниками вакцинации.
Ссылки в кассационной жалобе на наличие по данной категории дел иной судебной практики, правового значения не имеют, ввиду того, что юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Довганя Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.