Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Сапрыкиной Н.И, Коренева А.С. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-776/2022 по иску исполняющего обязанности Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральному казённому учреждению "Колония-поселение N 45" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 20.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16.09.2022.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения прокурора Павловой О.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор предъявил иск к ФКУ "Колония-поселение N 45" ГУФСИН России по Свердловской области (далее - Колония), ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России с требованиями
- возложить на Колонию обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности с указанием подлежащих устранению недостатков по перечню (всего 9 позиций);
- возложить на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обязанность в случае недостаточности у Колонии денежных средств в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением суда второй инстанции, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области просят отменить обжалуемые судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела и законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, поскольку пришёл к выводу, что нарушаются законные интересы неопределённого круга лиц и их право на безопасность.
Суд исходил из того, что Колония как орган уголовно-исполнительной системы не создала условий, при которых неопределённый круг лиц, в частности, осуждённые и персонал, будут защищены в соответствии с техническими правилами и требованиями о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых подлежит возложению на Колонию как на лицо, обязанное соблюдать требования пожарной безопасности (ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
При этом на ФСИН России, как на главного распорядителя бюджетных средств, лицо, обеспечивающее финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы от имени Российской Федерации, не обеспечившее данное финансирование, и на ГУФСИН России по Свердловской области, как на лицо, имеющее обязанность при недостаточности денежных средств у Колонии отвечать по её обязательствам, подлежит возложению субсидиарная ответственность по обязательствам Колонии (п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9, абзац 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подп. 3 п. 3, п. 6, 7 Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5.12 Устава Колонии, утверждённый Приказом ФСИН России от 03.05.2011 N 270).
Определяя срок устранения нарушений - один год с момента вступления решения в законную силу, суд исходил, что он является разумным.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда.
В кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области полагают, что у суда не было оснований для возложения на ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области субсидиарной ответственности, поскольку колония как казённое учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам, тогда как ФСИН России осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Обязанность должна быть возложена на Минфин России. ФСИН России может отвечать по обязательствам, только когда имеются лимиты бюджетных средств, при их отсутствии ФСИН России не может нести ответственности. Принятыми постановлениями суды вмешались в хозяйственную деятельность ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет изложенные доводы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права как по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности со стороны исправительного учреждения, так и обеспечения надлежащего финансирования для реального исполнения данных требований.
Требования обоснованно предъявлены к основному должнику - Колонии, при том, что главный распорядитель средств и территориальный орган являются субсидиарными должниками в части исполнения обязательств Колонии как казенного учреждения.
Реальное исполнение требований, заявленных по настоящему делу, обеспечивается необходимым и достаточным финансированием со стороны ФСИН России и соответствует положениями ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, тогда как ГУФСИН России по Свердловской области отвечает по обязательствам Колонии при недостаточности денежных средств (абзац 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Соответственно, удовлетворение требований по обеспечению такого финансирования не может рассматриваться как недопустимое вмешательство в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области.
Таким образом, по настоящему делу отсутствуют основания для отмены судебных постановлений по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 20.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.