Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иорга Ирины Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "данные изъяты", к Администрации с. п. Русскинская о признании незаконным постановления администрации сельского поселения Русскинская о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по кассационной жалобе Иорга Ирины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иорга И.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "данные изъяты", обратилась в суд с иском к администрации с. п. Русскинская о признании незаконным постановления администрации с.п. Русскинская от 31 марта 2022 г. N "данные изъяты" "О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", возложении обязанности восстановить семью истца в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в полном составе.
Указав в обоснование иска, что на основании ст. 17 Закона ХМАО-Югры от 06 июля 2005г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", протокола общественной жилищной комиссии от 08 июля 2019 г..N 6, и постановления администрации с.п. Русскинская "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 29 марта 2019 г..N 38 истец, а также ее несовершеннолетние дети: "данные изъяты", 03 апреля 2007 г..р. и "данные изъяты", 04 июня 2018 г..р, были включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи из 3-х человек, с даты подачи заявления от 31 мая 2019 г.... На основании постановления администрации с.п. Русскинская от 31 марта 2022 г..N 60 семья истца была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и исключены из списка очередников в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения. Истец считает указанное решение ответчика незаконным, поскольку при определении размера среднемесячного дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества в целях признания граждан малоимущими не должны учитываться суммы полученных алиментов. Соответственно, установленные пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации основания снятия граждан с учета в качестве, нуждающихся в жилых помещениях у ответчика, отсутствовали, поскольку семья истца продолжает оставаться малоимущей, а среднемесячный доход не превышает установленную величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2021 год и составляет: 39 580, 73 руб, исходя из расчета: 474 968, 78 / 12. Кроме того, с 01 апреля 2016 г..между истцом и администрацией с.п.
Русскинская был заключен договор N "данные изъяты" найма служебного жилого помещения, согласно условиям которого истцу и ее детям в связи с трудовыми отношениями в МУП "Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", в котором истцы проживают свыше 15 лет и до настоящего времени в порядке пролонгации. В связи с чем, жилищные условия семьи истца с момента постановки на учет и по день снятия с учета не изменились, не улучшились, семья истца продолжает проживать в служебном жилом помещении, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности ни истец, ни члены ее семьи не имеют.
Решением Сургутского районного суда от 31 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены. Постановление администрации сельского поселения Русскинская от 31 марта 2022 г. N 60 "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части снятия с учета Иорга И.В, действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей "данные изъяты" 2007 г. рождения и "данные изъяты" 2018 г. рождения, признано незаконным
На администрацию сельского поселения Русскинская возложена обязанность восстановить Иорга И.В, действующую за себя и за своих несовершеннолетних детей "данные изъяты" 2007 г. рождения и "данные изъяты" 2018 г. рождения, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, расположенного на территории сельского поселения Русскинская исходя из даты подачи заявления 31 мая 2019 г..
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2022 г. решение отменено с принятием нового решения, которым в удовлетворении иска Иорга И.В, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей Иорга Элины, 2007 г. рождения, и Шестерякова Богдана, 2018 г. рождения, к Администрации с.п. Русскинская о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете, отказать.
В кассационной жалобе заявитель просит судебное постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Указывает на нарушение судом порядка судопроизводства, поскольку настоящий спор подлежал разрешению в порядке административного судопроизводства. Ссылается на нарушение со стороны администрации порядка перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся, поскольку в силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2005г. N 57-оз, предоставление гражданином сведений о доходах при отсутствии изменения состава семьи не обязательно. Указывает на то, что при определении размера среднемесячного дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества в целях признания граждан малоимущими не должны учитываться суммы полученных алиментов. Также ссылается на то, что жилищные условия семьи не изменились. Считает, что право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не утратила.
В своих возражениях администрация с.п.Русскинская относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иорга И.В. и ее несовершеннолетние дети "данные изъяты", 03 апреля 2007 г. рождения, и "данные изъяты", 04 июня 2018 г. рождения, проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "данные изъяты", на основании договора найма жилого помещения N "данные изъяты" от 01 апреля 2016 г, на период трудовых отношений с МУП ТО УТВиВ N1".
Согласно Протоколу общественной жилищной комиссии от 08 июля 2019г. N "данные изъяты" и постановления администрации с.п. Русскинская "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" N105 от 08 июля 2019 г. истец, а также ее несовершеннолетние дети "данные изъяты" и "данные изъяты" были включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи из 3-х человек, с даты подачи заявления от 31 мая 2019 г..
На основании постановления администрации с.п. Русскинская N 60 от 31 марта 2022 г. истец и ее дети были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в полном составе и исключены из него в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения.
Основанием для снятия с учета, явилось, то, что доходы семьи истца за 2021 год согласно справки 2- НДФЛ составили 474 968, 78 руб, а также то, что истцом были получены алименты на двоих несовершеннолетних детей за 2021 год в размере 306 657, 99 руб. (237 088, 90 + 69 569, 09), итого: 781 626, 77 рублей ввиду чего сумма дохода в месяц на состав семьи из 3-х человек составила 65 135, 57 руб, что превышает установленную величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ХМАО-Югре на 2021 год (для трудоспособного населения - 17 500 руб, для детей - 16 306 руб.), исходя из расчета: 17 500 + (16 306 x2) = 50 112 руб.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Иорга И.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "данные изъяты", "данные изъяты" суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 06 июля 2005 г.N 57-оз, исходил из того, что доход семьи истца в 2021 году превысил установленную величину прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год на 15 023, 56 руб, при этом расчет размера дохода и стоимости имущества с учетом оценки возможностей по приобретению семьей истца жилых помещений за счет собственных средств произведены жилищной комиссией с.п. Русскинская не в полном объеме, и пришел к выводу о том, что решение ответчика о снятии истца и ее несовершеннолетних детей с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, расположенного в с.п. Русскинская, является преждевременным.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав на законность постановления администрации с.п. Русскинская от 31 марта 2022 г. N 60 "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части снятия с учета Иорга И.В. и ее несовершеннолетних детей "данные изъяты", поскольку уровень дохода семьи истца в 2021 году превысил установленный размер, при котором граждане признаются малоимущими, статус малоимущей семьи утрачен.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Доводы кассационной жалобы, направленные на обоснованность заявленных требований, со ссылкой на нарушение со стороны администрации порядка перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся, поскольку в силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2005 г. N 57-оз, поскольку предоставление гражданином сведений о доходах при отсутствии изменения состава семьи не обязательно, при определении размера среднемесячного дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества в целях признания граждан малоимущими не должны учитываться суммы полученных алиментов, жилищные условия семьи не изменились, в связи с чем, право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не утрачено, основанием для отмены судебных актов не являются.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Статьей 14 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют учет граждан, отнесенных к категории малоимущих и признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Отнесение граждан в категории малоимущих осуществляет орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом утверждаемого настоящим Законом порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению.
Постановлением Администрации с.п. Русскинская от 18 декабря 2013 г. N33 "Об установлении размера среднемесячного дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений из муниципального жилищного фонда с.п. Русскинская" утвержден порядок расчета малоимущности граждан с.п. Русскинская в целях как постановки на учет, так и снятия с учета.
Пунктом 2.1 раздела 2 Постановления Администрации с.п. Русскинская от 18 декабря 2013 г. N33 установлено, что среднемесячный доход приходящийся на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), в размере величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, установленного в среднем на душу населения на дату подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно п.2.2. раздела 2 Постановления Администрации с.п. Русскинская от 18 декабря 2013 г. N33 последний устанавливает предельную стоимость имущества, подлежащего налогообложению, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) в размере, определяемом по формуле.
При этом решение о признании граждан малоимущих для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда сельского поселения Русскинская, принимается при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктах 2.1, и 2.2 данного постановления (раздел 3 Постановления Администрации с.п. Русскинская от 18 декабря 2013 г. N 33).
Согласно п.1-3 ст.20 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2005 г. N 57-оз уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие принятие на учет, ежегодно в срок с 1 февраля по 1 апреля текущего г. проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин должен представить новые соответствующие документы, подтверждающие данные изменения, в течение 30 календарных дней.
В ходе перерегистрации органы, осуществляющие принятие на учет, вправе дополнительно проверять сведения о жилищных условиях очередников, кроме того, у состоящих на учете малоимущих граждан - сведения о размерах дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, и по результатам перерегистрации уточнять списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, с учетом приведенных норм права, а также руководствуясь Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 05 февраля 2021 г. N 29-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год", суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об утрате истцом оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень дохода семьи истца в 2021 году превысил установленный размер, при котором граждане признаются малоимущими.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 08.2003 N 512, правомерно и обоснованно указал на то, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.
Правильно судом определен и вид судопроизводства при разрешении настоящего спора, с учетом заявленных требований и необходимости установления права истца состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, судом апелляционной инстанции верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом апелляционной инстанции доказательств, с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Иорга Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.