Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2655/2022 по иску Чобанян Силвы Сергеевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) об оспаривании решения, о включении периодов в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чобанян С.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости от 28 июня 2021 года N 3792, о включении в страховой стаж периода работы с 10 мая 1989 года по 25 февраля 2000 года, периодов ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, о назначении страховой пенсии по старости с даты обращения с 16 марта 2021 года, о возмещении судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что 28 октября 2020 года обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от 28 июня 2021 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием страхового стажа. При этом вышеуказанный период работы, подтвержденный записями в трудовой книжке, а также периоды ухода за детьми до достижения возраста полутора лет, в страховой стаж необоснованно не включены, что повлияло на реализацию ею права на пенсионное обеспечение.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2022 года исковые требования Чобанян С.С. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 3792 от 28 июня 2021 года об отказе в установлении пенсии. Установлен факт принадлежности Чобанян С.С. трудовой книжки серии "данные изъяты". Установлен факт, что Чобанян С.С, указанная в графе "мать" свидетельства о рождении "данные изъяты" Чобаняна А.М, 03 "данные изъяты" года рождения, и Чобанян С.С. - это одно и то же лицо. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в страховой стаж Чобанян С.С. для назначения страховой пенсии по старости: период работы с 10 мая 1989 года по 25 февраля 2000 года в акционерном обществе открытого типа "Кечарк"; период ухода за ребенком Чобаняном А.М, "данные изъяты" года рождения, до достижения им возраста полутора лет; период ухода за ребенком Чобаняном Г.М, "данные изъяты" года рождения, до достижения им возраста полутора лет. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность назначить Чобанян С.С, "данные изъяты" года рождения, страховую пенсию по старости с 16 марта 2021 года. С Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу Чобанян С.С. взысканы расходы по оплате юридических услуг в размере 18 000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) ставит вопрос об отмене решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области от 19 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2022 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах кассационной жалобы настаивает на отсутствии оснований для включения в страховой стаж периода работы с 01 сентября 1992 года по 25 февраля 200 года, поскольку согласно полученному от компетентного органа Армении ответу от 16 февраля 2022 года, подтверждается только прием на работу на завод "Кечарк" с 1 мая 1989 года и начисления заработной платы по август 1992 года. В архивной справке от 28 декабря 2021 года N С-8438 указано, что в расчетных ведомостях зарплат работников завода "Кечарк" зарплата на имя Чобанян С.С. с 01 сентября 1992 года по 25 февраля 2000 года не обнаружена. Отмечает, что суды ссылаются на Соглашение от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", между тем с 01 января 2021 года пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, подписанного 20 декабря 2019 года. Считает, что суды обеих инстанций не дали правовой оценке сведениям, отраженным в формуляре "О стаже" и в представленных с ним архивных справках. Указывает, что представленные письменные доказательства идут в разрез со сведениями отраженными в трудовой книжке. Отмечает, что при вынесении оспариваемых судебных актов нарушены не только нормы материального права в виде применения неподлежащего применению закона, но и нормы об относимости и допустимости доказательств.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Чобанян С.С. указывает на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания в части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чобанян С.С "данные изъяты" года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 01 ноября 2017 года. 16 марта 2021 года она обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 3792 от 28 июня 2021 года Чобанян С.С. в назначении страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Из решения пенсионного органа следует, что для назначения пенсии на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" требуется: страховой стаж - 6 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 6, 6. По имеющимся в распоряжении пенсионного органа документам страховой стаж на дату подачи истцом заявления отсутствует. Представленная Чобанян С.С. трудовая книжка серии "данные изъяты" от 15 мая 1989 года не принята при подсчете страхового стажа, так как имя заявителя на титульном листе не соответствует данным вида на жительство. По этой причине в страховой стаж Чобанян С.С. не включены периоды работы
- с 10 мая 1989 года по 10 августа 1989 года в качестве ученицы склейщицы в акционерном обществе открытого типа "Кечарк";
- с 11 августа 1989 года по 25 февраля 2000 года в качестве склейщицы 1 разряда в акционерном обществе открытого типа "Кечарк".
Также в страховой стаж не включены:
- период ухода за ребенком Чобаняном А.М. с 03 сентября 1979 года по 02 марта 1981 года;
- период ухода за ребенком Чобаняном Г.М. с 24 ноября 1977 года по 23 мая 1979 года;
- период ухода за ребенком Чобанян А.М. с 03 сентября 1990 года по 02 марта 1992 года.
Не согласившись с решением пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости, Чобанян С.С. обратилась в суд.
Разрешая спор о включении в страховой стаж периода работы и периодов ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет для назначения страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации оснований для исключения из подсчета страхового стажа Чобанян С.С. спорных периодов, поскольку период работы подтвержден трудовой книжкой, архивными справками о работе и справками о заработной плате. Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре N 3792 от 28 июня 2021 года, возложив на пенсионный орган обязанность включить в страховой стаж спорный период работы и периоды ухода за детьми Чобаняном А.М, "данные изъяты" года рождения, и Чобаняном Г.М, "данные изъяты" года рождения, до достижения каждым из них возраста полутора лет. Период ухода за ребенком Чобанян А.М, "данные изъяты" года рождения, до достижения полутора лет не включен в страховой стаж, поскольку он совпадает с периодом работы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно включения в страховой стаж Чобанян С.С. периода работы, периодов ухода за детьми до достижения ими полутора лет, решение судов о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии и о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Армения, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, участником которого является также Республика Армения, в соответствии с которым назначение пенсии с учетом положений настоящего Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
В соответствии со статьей 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
Согласно статье 12 Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года определяется утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N122.
Названным порядком предусмотрено, что указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).
В силу положений частей 1-3 статьи 35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Армения) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
После 01 января 2021 года, когда вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, порядок подтверждения стажа работы определяется в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N122.
С учетом приведенных норм права, исходя из заявленных истцом требований и возражений ответчика юридически значимыми обстоятельствами являлись:
- возраст, по достижении которого у истца возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года;
- необходимые условия для назначения Чобанян С.С. страховой пенсии по старости (продолжительность страхового стажа, величина индивидуального пенсионного коэффициента);
- соблюдены ли Чобанян С.С. необходимые условия для назначения страховой пенсии по старости, имеется ли у неё страховой стаж необходимой продолжительности и необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года;
- подтвержден ли Чобанян С.С. факт работы с 10 мая 1989 года по 10 августа 1989 года в качестве ученицы склейщицы, с 11 августа 1989 года по 25 февраля 2000 года в качестве склейщицы 1 разряда в акционерном обществе открытого типа "Кечарк" на протяжении всего спорного периода работы в порядке, предусмотренном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза и Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N122.
После установления приведенных юридических значимых обстоятельств суду следовало разрешить вопрос о законности принятого пенсионным органом решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, о наличии у Чобанян С.С. права на назначение страховой пенсии по старости с даты обращения с 16 марта 2021 года.
Также судам следовало оценить доводы пенсионного органа о том, что согласно ответу, полученному от компетентного органа Республики Армении от 16 февраля 2022 года в порядке, предусмотренном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подтверждается только прием истца на работу с 1 мая 1989 года и начисления заработной платы за отдельные периоды до сентября 1992 года. В архивной справке от 28 декабря 2021 года N С-8438 указано, что в расчетных ведомостях зарплат работников завода "Кечарк" зарплата на имя Чобанян С.С. с 01 сентября 1992 года по 25 февраля 2000 года не обнаружена, приказ об увольнении отсутствует. Аналогичные сведения содержатся в документах, представленных непосредственно Чобанян С.С. После чего разрешить требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж период ухода за ребенком Чобанян С.С, 03 сентября 1990 года рождения, до достижения ею возраста 1, 5 лет.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При разрешении спора суд первой инстанции не принял во внимание приведенные нормы права, регулирующие вопросы порядка и оснований назначения страховой пенсии по старости и сделал не основанный на материалах дела вывод об обоснованности заявленных Чобанян С.С. требований о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции юридически значимые обстоятельства также не устанавливал, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил. Выводы суда апелляционной инстанции также сделаны с нарушением норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Суд в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Однако судебные инстанции при рассмотрении исковых требований Чобанян С.С. в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определили и не установили совокупность юридически значимых обстоятельств, являющихся необходимыми для правильного разрешения спора по существу. Произвольно применили статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушили требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе, не оценили имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не предложили сторонам представить дополнительные доказательства как в обоснование своих требований, так и возражений.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права в соответствии с частями 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в той части, которой исковые требования Чобанян С.С. удовлетворены, на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в страховой стаж Чобанян С.С. период работы с 10 мая 1989 года по 25 февраля 2000 года в акционерном обществе открытого типа "Кечарк"; в той части, которой Чобанян С.С. отказано в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком Чобанян А.М, "данные изъяты" года рождения; в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности назначить Чобанян С.С. страховую пенсию по старости с 16 марта 2021 года; в части удовлетворения взаимосвязанных требований о возмещении Чобанян С.С. судебных расходов на оплату юридических услуг и расходов по оплате госпошлины, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2022 года отменить в той части, которой исковые требования Чобанян Силвы Сергеевны удовлетворены, на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в страховой стаж период работы с 10 мая 1989 года по 25 февраля 2000 года; в той части, которой Чобанян Силве Сергеевне отказано в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком Чобанян А.М, "данные изъяты" года рождения; в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности назначить Чобанян Силве Сергеевне страховую пенсию по старости с 16 марта 2021 года; в части удовлетворения взаимосвязанных требований о возмещении Чобанян Силве Сергеевне судебных расходов.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.