Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Щербаковой Ю.А, Кудряшова В.К, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-391/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПК" о признании недействующими в части приказов Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 декабря 2018 года N 23-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", от 16 декабря 2019 года N 31-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год", по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 12 октября 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1 полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
21 декабря 2018 года департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области издан приказ N 23-н, пунктом 1 которого утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее также - Перечень объектов недвижимого имущества, Перечень).
Согласно пункту 4 Перечня объектов недвижимого имущества нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. метров, расположенное по адресу: "адрес", является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16 декабря 2019 года N 31-н, утвержден перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год.
Под пунктом 23 в вышеуказанный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год также включено нежилое здание с кадастровым номером N.
Общество с ограниченной ответственностью "ПК" (далее также - ООО "ПК", Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4 и 23 Перечней, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в оспариваемый акт не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает законные интересы общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Ярославского областного суда от 12 октября 2022 года административный иск общества с ограниченной ответственностью "ПК" удовлетворен.
В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области", поскольку не учтено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года и 1 января 2020 года здание с кадастровым номером N, имело наименование "Торговый центр". Включение здания в оспариваемые Перечни согласуется с разъяснениями, данными Минфином Российской Федерации в письме от 24 ноября 2017 года N 03-05-04-01/77887, Федеральной налоговой службой России в письмах от 16 марта 2017 года N БС-4-21/4780 и от 5 октября 2017 года N БС-4-21/20042@.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения о их несостоятельности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, по вызову суда апелляционной инстанции не явились. Ходатайств об отложении слушания по делу не поступало.
Судебная коллегия на основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Суд первой инстанции, проанализировав предписания статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ), Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области", пункта 3.2.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 года N 116, сделал верное заключение о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 4 приведенной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Статьей 2.1 Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня на 2019 год) было определено, что налоговая ставка по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
торговые центры (комплексы) общей площадью от 3 000 до 25 000 квадратных метров включительно и помещения в них (пункт 1);
нежилые помещения площадью от 3 000 до 25 000 квадратных метров включительно, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов (пункт 2);
жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 3).
На момент утверждения Перечня на 2020 год вышеприведенная норма определяла, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них; 2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Таким образом, в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению такое нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО "ПК" является правообладателем нежилых помещений с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. метров, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. метров, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. метров, расположенных в пределах нежилого здания N, площадью "данные изъяты" кв. метров, находящегося по адресу: "адрес"
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) нежилое здание N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования - "на котором расположено нежилое здание (опытная установка порошковых красок)".
Согласно экспликаций технического паспорта спорного здания помещения в нем имеют назначение: цех, склад, лаборатория, сварочный участок, вентиляционная комната, аппаратная, коридор, умывальник, тамбур, туалет, душ, раздевалка, кабинет, красный уголок, площадка.
Обследование здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия оспариваемых норм не проводилось.
С 2 июня 2020 года нежилое здание с кадастровым номером N в соответствии с данными ЕГРН имеет наименование "нежилое здание (опытная установка порошковых красок)", до указанной даты оно имело наименование "торговый центр", адрес месторасположения: "адрес"
Наименование нежилого здания с кадастровым номером N как "Торговый центр" внесено в ЕГРН в связи с допущенной акционерным обществом "Ростехинвентаризации - федеральное БТИ" Ярославское отделение технической ошибкой, что подтверждается сообщением от 22 апреля 2020 года N N
На основании вышеприведенного письма Управлением Росреестра по Ярославской области 2 июня 2020 года внесены изменения в ЕГРН (письмо от 4 октября 2022 года N N).
То обстоятельство, что спорное здание в оспариваемые налоговые периоды не использовалось в качестве торгового центра, также подтверждается выводами, содержащимися в отчете общества с ограниченной ответственностью "Ярэксперт" N N об оценке рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, из которых следует, что по состоянию на 1 января 2019 года, объекты оценки отнесены к "Универсальным производственно-складским объектам", договорами о фактическом использовании помещений в здании от 16 ноября 2018 года, от 15 июля 2016 года, от 29 марта 2018 года, от 1 марта 2020 года, от 1 марта 2019 года, от 1 апреля 2018 года.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, не предполагает размещение торговых объектов, а вид фактического использования спорного здания в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 27 августа 2015 года N 948-п "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области не устанавливался, наименование помещений в здании не предусматривает размещение торговых объектов, а наименование самого здания в ЕГРН указано в связи с допущенной технической ошибкой, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что включение нежилого здания в Перечень на 2019 - 2020 годы противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 2.1 Закона Ярославской области "О налоге на имущество организаций".
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером N условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения его в перечень объектов недвижимого имущества, не представлено.
Довод апелляционной жалобы о правомерности включения здания в оспариваемые Перечни с учетом имевшихся на дату их утверждения данных Единого государственного реестра недвижимости о наименовании объекта несостоятелен, поскольку допущенная в Едином государственном реестре недвижимости техническая ошибка относительно наименования здания не могла являться основанием для возложения на административного истца завышенного налогового бремени. Иной подход противоречил бы положениям пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ, определяющего, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
При таких данных суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, правомерно удовлетворил административный иск.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского областного суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.