Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П, Щербаковой Н.В, при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1727/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Андреевский посад" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Андреевский посад" на решение Московского городского суда от 22 сентября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Ч.К, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Ч.М, возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2014 г. Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г.
Пунктом 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Пунктом 2 утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 г. (далее - Перечень на 2019 г.).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 г. (далее - Перечень на 2020 г.).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 г. (далее - Перечень на 2021 г.).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 г. (далее - Перечень на 2022 г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Андреевский посад" (далее по тексту - ООО "Андреевский посад", административный истец, Общество), ссылаясь на тот факт, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, расположенных в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес", обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на необоснованное включение последних в Перечень на 2019, 2020, 2021, 2022 года.
Так, под пунктом N, N, N, N, N, N в Перечень на 2019 год Приложения N 2 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, в Перечень на 2020 год - нежилые помещения включены под пунктами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N Приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, в Перечень на 2021 год нежилые помещения включены под пунктами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N Приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, в Перечень на 2022 год нежилые помещения включены под пунктами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N Приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП.
По мнению административного истца, включение принадлежащих Обществу помещений в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является незаконным, нарушает его права как налогоплательщика.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названные помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 22 сентября 2022 года административные исковые требования ООО "Андреевский посад" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных административных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, значимых для дела, и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указывает, что судом не была дана надлежащая оценка актам обследования от 28 мая 2018 г. N, N, N, N, а акты обследования от 20 июня 2019 г. N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N не отвечают установленным требованиям и не содержат необходимых сведений о фактическом использовании спорных нежилых помещений для размещения офисов.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта фактически используемая под офисы площадь помещений составляла менее 20 процентов общей площади таковых объектов, что не может являться основанием отнесения нежилых помещений к объектам, предусмотренным пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Также полагает, что сведения из открытых источников являются недопустимыми доказательствами и не могут подтверждать фактическое использование помещений в спорные периоды.
Относительно доводов апелляционной жалобы административного истца, участвовавшим в деле прокурором, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения поименованных объектов (подпункт 2).
В силу положений пункта 5 статьи 378.2 НК РФ, фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для таких объектов.
Пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 квадратных метров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат:
- помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 1), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 2), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 3), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 4), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 5), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 6), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 7), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 8), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 9), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 10), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 11), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 12), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 13), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 14), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 15), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 16), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 17), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 18), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 19), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 20), - помещение с кадастровым
номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 21), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 22), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 23), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 24), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 25), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 26), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 27), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 28), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 29), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 30), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 31), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 32), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 33), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес" (далее также - Помещение 34), - помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу "адрес".
Помещения, принадлежащие административному истцу, расположены в здании с кадастровым номером N, общей площадью 8 854, 7 кв.м, которое представляет собой многоквартирный дом. Общая площадь нежилых помещений в здании составляет более 3 000 кв.м.
Помещения включены в Перечни, исходя из вида их фактического использования.
Оставляя требования административного истца без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что фактическое использование спорных помещений для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждено в установленном порядке.
Указанные выводы суда сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Постановлением N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с п. 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В соответствии с п. 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанных мероприятий составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется Госинспекцией на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (ГБУ "МКМЦН").
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия работник ГБУ "МКМЦН", уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее также - Акт).
В 2018 году Госинспекцией были проведены мероприятия по определению вида фактического использования в отношении Помещений 9, 22, 23, 24, 25, 26, по результатам которого составлены следующие Акты обследования от 28 мая 2018 года N в отношении Помещения 9, N в отношении Помещения 22, N в отношении Помещения 23, N в отношении Помещения 24, N в отношении Помещения 25, N в отношении Помещения 26.
Акт обследования от 28 мая 2018 года N в отношении Помещения 24 (кадастровый номер N) составлен с доступом в помещение. Согласно заключению (п. 6 Акта) нежилое помещение используется для размещения объекта торговли, который занимает 211, 8 кв.м (100 % площади помещения). Согласно фотографиям в помещении размещен магазин "МясновЪ".
Акт обследования от 28 мая 2018 года N в отношении Помещения 23 (кадастровый номер N) также составлен с доступом. Согласно заключению (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 147 кв.м (100 % площади помещения). В помещении расположен магазин "Apple".
Акты обследования от 28 мая 2018 года N, N, N, N были составлены без доступа в Помещения 9, 22, 25, 26 (с кадастровым номером N, N, N, N, N).
Согласно заключению о фактическом использовании помещений (п. 6 названных Актов) указанные помещения фактически используются для размещения офисов.
В соответствии с данными ГУП МосГорБТИ указанные помещения по своему назначению являются торговыми помещениями.
В 2019 году Госинспекцией были проведены мероприятия по определению вида фактического использования в отношении помещений, по результатам которого составлены следующие Акты обследования от 20 июня 2019 года: N в отношении Помещения 2, N в отношении Помещения 3, N в отношении Помещения 4, N в отношении Помещения 5, N в отношении Помещения 6, N в отношении Помещения 7, N в отношении Помещения 8, N в отношении Помещения 10, N в отношении Помещения 11, N в отношении Помещения 12, N в отношении Помещения 13, N в отношении Помещения 14, N в отношении Помещения 15, N в отношении Помещения 16, N в отношении Помещения 17, N в отношении Помещения 18, N в отношении Помещения 19, N в отношении Помещения 20, N в отношении Помещения 21, N в отношении Помещения 27, N в отношении Помещения 28, N в отношении Помещения 29, N в отношении Помещения 30, N в отношении Помещения 31, N в отношении Помещения 32, N в отношении Помещения 33, N в отношении Помещения 34, N в отношении Помещения 35.
Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 названных Актов) нежилые помещения фактически используются для размещения офисов, которые занимают 100 % площади каждого помещения.
В 2020 ГБУ МКМЦН проведено мероприятие по определению вида фактического использования в отношении Помещения 1, по результатам которого составлен Акт от 20 октября 2020 года N.
Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, которые занимают 1 973, 5 кв.м (74, 6% площади помещения), а также объектов торговли, которые занимают 672 кв.м (25, 4% площади помещения).
Судебная коллегия соглашается с оценкой суда первой инстанции, отнесшего Акты от 28 мая 2018 года, 20 июня 2019 года, 20 октября 2020 года к относимым, допустимым, достоверным доказательствам по делу, поскольку последние составлены уполномоченными должностными лицами, с учетом исследования как самих объектов, так и технической документации, подтверждаются иными доказательствами по делу, которым также дана соответствующая оценка.
Вопреки доводам ООО "Андреевский посад" отсутствие в Актах фотографий с табличкой, содержащей наименование арендаторов, о недостоверности соответствующих актов не свидетельствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье. Административный истец, не представил доказательства, свидетельствующие либо опровергающие факт использования здания в спорный налоговый период для размещения офисов, объектов бытового обслуживания в помещениях, составляющих менее 20% общей площади здания.
Административный истец, оспаривая выводы Актов, отнесших спорные помещения к объектам, поименованным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, доказательств иного использования помещений не представил.
Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Андреевский посад" в качестве основного вида деятельности организации значится "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" (68.20.2).
Помещения административного истца по общедоступным сведениям Интернет позиционируются как шестиэтажный деловой центр класса "В" площадью 8 854, 7 кв.м, который имеет пропускную систему, 8 лифтов, банкомат, отделение банка, кафе, парковку.
При установленных обстоятельствах, поскольку спорные нежилые помещения более чем на 20 процентов фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, постольку последние обоснованно отнесены к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
С учетом изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ООО "Андреевский посад" без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Андреевский посад" без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.