Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Щербаковой Н.В, при ведении протокола секретарем Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-173/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭлСеть" (далее - ООО "ЭлСеть") о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2021 года N 61-э/1 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области" и N 61-э/2 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год"
по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 6 октября 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Конновой Е.А. и Карика О.Н, пояснения представителей ПАО "Россети Центр и Приволжье" Костерина И.С. и Воронина А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ООО "ЭлСеть" Беловой Т.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент, орган регулирования) N 61-э/1 от 30 декабря 2021 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2022 год, в строке 11 таблицы 1 приложения 2 к которому необходимая валовая выручка (далее - НВВ) ООО "ЭлСеть" на 2022 год без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, определена в размере 9 934, 40 тыс. рублей; при этом в столбце "Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)" в отношении данной сетевой организации установлено нулевое значение (далее - Постановление N 61-э/1).
Постановлением Департамента от 30 декабря 2021 года N 61-э/2 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "ЭлСеть" и ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") в одноставочном и двухставочном вариантах, ставка на оплату технологического расхода (потерь) в двухставочном тарифе установлена в нулевом размере (далее - Постановление N 61-э/2).
Указанные постановления опубликованы в официальном печатном издании "Ивановская газета" N3(6440) от 18 января 2022 года.
ООО "ЭлСеть", являясь сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просило признать недействующими с момента принятия:
- Постановление N 61-э/1 в части установления НВВ ООО "ЭлСеть" на 2022 год (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в размере 9934, 40 тыс. рублей в связи с указанием величины "0" в таблице 1 в столбце "Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)" по строке сетевой организации ООО "ЭлСеть";
- Постановление N 61-э/2 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов в отношении пары сетевых организаций ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") - ООО "ЭлСеть" с учетом установления для ООО "ЭлСеть" НВВ на 2022 год в размере 9934, 40 тыс. рублей с указанием величины "0" в столбце "ставка на оплату технологического расхода (потерь)".
Также административный истец просил возложить на орган регулирования обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части нормативные правовые акты, и взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что в рамках тарифной заявки в соответствии с пунктом 11 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс, СПБ) ООО "ЭлСеть" в целях включения впервые в СПБ на 2022 год направило в Департамент предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности по своему электросетевому комплексу в формате таблицы 3.1, соответствующей форме и объему, предусмотренными Таблицей 3.1. Приложения N 2 к указанному Порядку. Вместе с тем технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях ООО "ЭлСеть" не включены в утвержденный ФАС России Сводный прогнозный баланс на 2022 год. В этой связи Департамент при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год принял величину потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО "ЭлСеть" равной "0" и не учел расходы на оплату потерь в оспариваемых тарифах.
Решением Ивановского областного суда от 6 октября 2022 года требования административного истца удовлетворены. Признаны недействующими в оспариваемой части со дня принятия Постановление N 61-э/1 и Постановление N 61-э/2. На Департамент возложена обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части нормативные правовые акты, а также с Департамента в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Орган регулирования не согласился с решением суда, полагал его принятым при неверном применении норм материального права, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит свою позицию, выраженную в суде первой инстанции, и полагает, что ООО "ЭлСеть" не было представлено в орган регулирования в установленной приказом Росстата от 5 сентября 2018 года N 543 форме (в электронном виде через ФГИС ЕИАС ФАС России) и в установленные сроки предложение по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях. Выводы суда об обратном противоречат представленным в материалы дела доказательствам и лишний раз подтверждают, что ООО "ЭлСеть" было в курсе о системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
Не согласен автор апелляционной жалобы и с выводом суда о том, что целью направления регулируемой организацией в адрес органа регулирования предложений по технологическому расходу электроэнергии является включение в Сводный прогнозный баланс на 2022 год. Департамент не наделен полномочиями по включению новых организаций в Сводный прогнозный баланс. Напротив, орган регулирования учитывает сведения СПБ и формирует свои предложения по региону, направляет их на рассмотрение в ФАС России. При отсутствии организации в СПБ, Департамент не имеет возможности учесть предложения данной организации. Как полагает апеллянт, судом неверно применены положения приказа ФАС России от 18 апреля 2018 N 507/18, а также неверно оценена переписка Департамента с ФАС России об обеспечении доступа организации в систему ФГИС ЕИАС ФАС России.
Относительно возможности учета Департаментом объема потерь электроэнергии в объектах ООО "ЭлСеть" в Сводном прогнозном балансе на 2022 год по строке ООО "Рефор", автор апелляционной жалобы отмечает, что к моменту, когда Департамент определит перечень организаций, для которых устанавливаются тарифы на следующий год, внесение изменений в СПБ не предусмотрено, соответственно, итоговые (суммарные) величины по региону, указанные в СПБ, могут отличаться от величин, принятых в тарифных решениях на очередной год.
Поэтому формирование индивидуальных тарифов для каждой ТСО в соответствии с СПБ подразумевает использование величин, учтенных в разрезе определенной организации, а некорректно заполненные органом регулирования данные по ООО "Рефор" при составлении консолидированного по субъекту СПБ не должны относиться к рассматриваемому делу, так как не затрагивают прав и интересов административного истца. Поэтому величина потерь в СПБ может принимать нулевые значения, если новая организация выходит впервые на тарифное регулирование после утверждения Сводного прогнозного баланса.
Как полагает апеллянт, судом дана своеобразная оценка представленным в деле доказательствам, согласно которым суд принял как юридически значимые письмо Общества от 20 сентября 2021 года и ответ Департамента на него, не учтя, что данное письмо написано после окончания даты предоставления учтенных предложений по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях, представляемых не позднее 1 сентября предшествующего года.
Фактически действия регулируемой организации, как полагает Департамент, носят недобросовестный характер, так как такие организации, как ООО "Партнер", ООО "Рефор", ООО "ЭлСеть", АО "Объединенные электрические сети", ООО "БизнесПроект" являются аффилированными лицами, в них работает практически один и тот же персонал. Изложенное указывает на то, что Общество знало о необходимости представления отчетности по потерям в электрических сетях в соответствии с разъяснениями ФАС России от 13 марта 2019 года N ВК/19394/19, вместе с тем такую обязанность при подаче тарифной заявки на 2022 год не исполнило, что не помешало загрузить в систему ФГИС ЕИАС ФАС России такую отчетность и представить сведения по ней в тарифный орган при подаче тарифной заявки на 2023 год.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" представлен письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в которых заинтересованное лицо полагает жалобу подлежащей удовлетворению.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов ООО "ЭлСеть", а также участвовавшим в деле прокурором представлены возражения, в которых они полагают доводы жалобы необоснованными, а решение не подлежащим отмене.
Представитель ФАС России, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования и Правила регулирования цен, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 и пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункт 3 Основ ценообразования).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ивановской области в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года N 577-п, является названный Департамент.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования. Решение суда в данной части участвующими в деле лицами не оспаривается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЭлСеть", являясь территориальной сетевой организацией, осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Письмом от 29 апреля 2021 года N 101-003 Общество направило в Департамент заявление об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 - 2026 годы с Предложением о размере тарифа и приложением расчетных (обосновывающих) материалов, в том числе, таблиц по расчету расходов, связанных с передачей электрической энергии, расчету ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям и экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей.
17 мая 2021 года Департаментом открыто дело об установлении для ООО "ЭлСеть" тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.
Письмом от 8 ноября 2021 года N 101-005 ООО "ЭлСеть" направило в Департамент уточняющие материалы о размере цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в том числе, баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6); калькуляция расходов, связанных с передачей электрической энергии (Таблица П1.18.2); расчет ставки по оплате технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям (таблица П1.25), экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) по группам потребителей (таблица П1.27) и предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях по форме 3.1 к приказу ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, где рассчитало норматив потерь в размере 13, 86%, определило плановую величину потерь электрической энергии в сети в размере 3, 9588 млн кВтч, ставку на оплату потерь в размере 557, 78 руб./МВтч и заявило НВВ на компенсацию потерь в размере 14 918, 25 тыс. руб.
Департаментом проведена экспертиза представленных Обществом материалов, 10 декабря 2021 года составлено экспертное заключение по расчету НВВ ООО "ЭлСеть" на содержание электрических сетей на 2022 год, 20 декабря 2021 года экспертные заключения по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2022 год и по расчету для ООО "ЭльСеть" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предназначенных для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, на 2022 год.
Данные экспертные заключения положены в основу принятых органом регулирования Постановлений N 61-э/1 и N 61-э/2.
Так, согласно экспертному заключению от 10 декабря 2021 года экспертной группой определена величина НВВ на содержание электрических сетей в размере 9 934 тыс. руб, а также уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО "ЭлСеть" в размере 12, 52%, произведено обоснование данного расчета в соответствии с пунктами 40(1), 81 Основ ценообразования, предусматривающими особенности установления уровня потерь в отношении организаций, пришедших на регулирование впервые. В приложении к экспертному заключению, поименованном как прогнозный баланс на 2022 год по сетям ООО "ЭлСеть", указаны потери электроэнергии в сетях всего в размере 3 520, 777 тыс. кВтч и потери мощности 881, 075 кВт, а также установленный уровень потерь в размере 12, 52%.
Однако при принятии оспариваемых постановлений об установлении единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2022 год расходы ООО "ЭлСеть" на покупку электроэнергии для компенсации потерь в электрических сетях Департаментом не учтены.
Как следует их экспертного заключения от 20 декабря 2021 года по расчету единых (котловых) тарифов на 2022 год, экспертная группа Департамента руководствовалась при проведении экспертизы, в том числе, Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по Ивановской области на 2022 год, утвержденным приказом ФАС России от 23 ноября 2021 года N 1299/20-ДСП.
Расходы на электроэнергию, приобретаемую сетевыми организациями для компенсации потерь электроэнергии в сетях, учтенные при формировании единых (котловых) тарифов определены экспертной группой исходя из объема потерь электроэнергии в сетях перечисленных сетевых организаций в общей сумме за два полугодия - 340, 95 млн. кВтч и прогнозных тарифов на электроэнергию на 2022 год.
Вместе с тем, как видно из таблицы, устанавливающей размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2022 год, в столбце "Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов)" в строке 11 в отношении ООО "ЭлСеть" установлено нулевое значение.
Согласно экспертному заключению от 20 декабря 2021 года по расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ООО "ЭлСеть" со смежными территориальными сетевыми организациями на 2022 год стоимость потерь электрической энергии в сетях ООО "ЭлСеть" принята в размере 0, 0 тыс. руб. в связи с отсутствием в Сводном прогнозном балансе установленного объема технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях ООО "ЭлСеть" на 2022 год.
Суд первой инстанции, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу, что оспариваемые нормативные акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку потери в электрических сетях являются неотъемлемой частью процесса передачи электрической энергии, в связи с чем величина потерь не может принимать нулевые значения.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не находит.
В силу положений пункта 18 Правил регулирования цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил регулирования, а цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.
Пунктами 18 и 22 Основ ценообразования предусмотрено, что в НВВ регулируемой организации включаются затраты, связанные с расходами на покупку электрической и тепловой энергии (мощности), которые определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, предусматривающим различные источники получения сведений о ценах при определении фактических значений расходов в целях установления тарифа.
Согласно положениям Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (пункт 50).
При этом нормативными предписаниями пункта 5 статьи 41 Закона об электроэнергетике и пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, обязанность оплачивать величину фактических потерь электрической энергии возложена на сетевые организации - субъекты розничных рынков, в сетях которых указанные потери возникли.
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод, что действующее правовое регулирование не предусматривает возможности установления уровня потерь электрической энергии и расходов на приобретение соответствующего ресурса в размере, равном нулю.
ФАС России в ответе от 23 декабря 2021 года на вопрос Департамента о применении параметров СПБ на очередной период регулирования, указала, что в случае представления ТСО-правопреемником подтверждения осуществления деятельности на передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, ранее использовавшихся для осуществления деятельности по передаче электрической энергии иной ТСО, для которой величина потерь утверждена в СПБ, орган регулирования при установлении тарифов для ТСО-правопреемника учитывает показатели СПБ, утвержденные для иной ТСО в отношении электросетевого хозяйства, использовавшегося для осуществления регулируемой деятельности.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Как следует из материалов дела, такие данные были представлены органу регулирования.
Ранее в отношении ООО "ЭлСеть" тарифное регулирование не осуществлялось. В полном объеме Общество представило обосновывающие материалы 8 ноября 2021 года, то есть после того, как возможно представление в Сводный прогнозный баланс сводных по субъекту Российской Федерации предложений по уточнению сводного прогнозного баланса (не позднее 1 сентября года, предшествующего году регулирования) (пункт 21 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1).
Таким образом, действительно на момент утверждения СПБ показатели ООО "ЭлСеть" не учитывались, поскольку Общество предложения по уточнению сводного прогнозного баланса в органы регулирования не позднее 15 августа предшествующего года не представляло.
Вместе с тем, в Сводном прогнозном балансе отражены показатели, утвержденные для ООО "Рефор", которое завершило свою деятельность по передаче электрической энергии еще 31 декабря 2020 года, не подавало в Департамент тарифных предложений на 2022 год.
Следует учесть, что ООО "ЭлСеть" в материалы тарифного дела были представлены: расчет ставки по оплате технологического расходы (потерь) электроэнергии на ее передачу по сетям (таблица П1.25), расчет нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ООО "ЭлСеть", сведения об объеме и перечне используемого электрооборудования.
С учетом вышеизложенного, вне зависимости от того, что показатели ООО "ЭлСеть" не отражены в Сводном прогнозном балансе на 2022 год, орган регулирования имел возможности учесть в НВВ Общества, впервые вышедшего на тарифное регулирование, величину потерь электроэнергии при ее передаче по сетям с учетом положений пункта 31 Основ ценообразования.
В связи с изложенным, довод стороны административного ответчика об отсутствии сведений о потерях ООО "ЭлСеть" в Сводном прогнозном балансе не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении органом регулирования принципов тарифообразования в сфере электроэнергетики и права регулируемой организации.
ООО "ЭлСеть" в рамках тарифного заявки направило предложения по технологическому расходу электроэнергии (потерям) и представило соответствующие расчеты величины потерь и тарифной ставки, в свою очередь объемы потерь по объектам электросетевого хозяйства ООО "ЭлСеть" математически были включены в Сводный прогнозный баланс на 2022 год, следовательно, величина потерь и расходы на их покупку должны были быть учтены при формировании единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.
Возможность учета в последующих периодах регулирования экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, на что указывали представители административного ответчика и заинтересованного лица со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования, предусмотрена законодателем в качестве восстанавливающего механизма по возмещению убытков вследствие недостаточного тарифа во внесудебном порядке и не может обуславливать отказ в удовлетворении административного иска при наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в области тарифного регулирования не законным в связи с нарушением тарифным органом порядка ценообразования.
В противном случае нарушается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при своевременном возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
При установленных по делу обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленное оспариваемыми постановлениями Департамента нормативное регулирование противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, чем нарушены экономические интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для удовлетворения административного искового заявления.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского областного суда от 6 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.