Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудряшова В.К, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1970/2022 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Инвестиционно-Строительная Компания" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Инвестиционно-Строительная Компания" на решение Московского городского суда от 31 октября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя открытого акционерного общества "Инвестиционно-Строительная Компания" Калинцевой Г.К, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Снегиревой А.И, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года.
В пункт 12059 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером N площадью 1 758, 8 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Открытое акционерное общество "Инвестиционно-Строительная Компания" (далее - ОАО "ИСК") обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 12059 Перечня на 2022 год, указывая на то, что включенный в оспариваемый Перечень объект недвижимости принадлежит истцу на праве собственности, здание не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение спорного здания в оспариваемый Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 31 октября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "ИСК" просит судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Полагает, что здание не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что судом не дана надлежащая оценка актам обследования фактического использования здания (сооружения) от 31 августа 2021 года и от 9 февраля 2022 года и доказательствам, представленным в ходе судебного разбирательства административным истцом. Указывает на то, что кабинеты сотрудников административно-управленческого персонала не должны признаваться офисами в целях налогообложения имущества исходя из кадастровой стоимости, поскольку не имеют самостоятельного офисного назначения.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены письменные возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела.
На основании положений статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Проанализировав положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также изменяющий его акт приняты уполномоченным органом, в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок принятия оспариваемого нормативного акта, вступление его в действие и порядок опубликования не нарушены и сторонами не оспариваются.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым, торговым центром признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных выше целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, установлен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 упомянутого Закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), если они расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных положений законов, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев.
Судом установлено, что спорное здание включено в Перечень на 2022 год исходя из того, что оно фактически используется для размещения офисных помещений.
Основанием для включения в Перечень послужил акт обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 31 августа 2021 года N 91218197/ОФИ (далее - Акт 2021 года), согласно которому 57, 99 процентов общей площади здания используется для размещения офисов.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН")
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения проводятся ГБУ "МКМЦН" в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 3.1).
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении (пункт 3.4).
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 Порядка к офисам относятся здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Судом установлено, что в Акте 2021 года указана площадь обследованных помещений, приложена фототаблица, фотографии обследованных помещений явно свидетельствуют об их использовании в качестве офисов.
Из расчетной части Акта 2021 года следует, что площадь помещений, используемых для размещения офисов, 1020, 01 кв. м, что составляет 57, 99 процентов от общей площади здания. Также указано, что в здании площади используются в том числе для промышленности и производства - 29, 81 кв. м, для размещения складов - 440 кв. м, гаражей и автостоянки - 268, 98 кв. м.
Признавая Акт 2021 года надлежащим доказательством по делу, суд пришел к верному выводу о том, что в акте обследования однозначно установлены признаки размещения в здании офисов, общая площадь данных помещений превышает 20 процентов от общей площади здания, вывод инспекторами сделан на основании визуального осмотра помещений и их фотофиксации, а также изучения и анализа технической документации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что содержание Акта 2021 года подтверждает использование объекта недвижимости для размещения офисов, соответствует пунктам 1.4, 3.4 и 3.5 Порядка, содержание фототаблицы, а также описательная и расчетная части акта однозначно подтверждают вывод о фактическом использовании здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при составлении Акта 2021 года использованы устаревшие поэтажные планы 2007 года, не может поставить под сомнение выводы акта о фактическом использовании здания, поскольку обследование здания проведено инспекторами с доступом в помещения и фиксацией установленного фактического использования. Доказательства, что указанная в акте площадь 1758, 8 кв. м привела к неверному определению фактического использования здания для размещения офисов, не представлено.
В акте о фактическом использовании здания от 9 февраля 2022 года N 91222648/2ОФИ, составленном в связи с несогласием правообладателя с результатами ранее проведенного мероприятия, зафиксировано, что 62, 29 процентов от общей площади здания используется для размещения офисов (52, 24 процентов) и объектов бытового обслуживания (10, 05 процентов), что свидетельствует об использовании здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Названный акт, составленный повторно в порядке выполнения пункта 3.9 Порядка, подтверждает выводы Акта 2021 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что кабинеты сотрудников административного-управленческого персонала не признаются офисами в целях налогообложения исходя из кадастровой стоимости, не опровергает выводы суда, поскольку ОАО "ИСК" согласно данным ЕГРЮЛ не располагается в данном здании, находится по другому адресу: "адрес"
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в числе видов деятельности ОАО "ИСК" указаны в том числе: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, предоставление посреднических и консультационных услуг при купле-продаже и аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, Из содержания Актов 2021 и 2022 годов усматривается и подтверждается представленными договорами аренды, что в здании арендуют помещения различные коммерческие организации, которые по сведениям информационной системы "СПАРК" указывает адрес своего местонахождения в вышеуказанном здании.
Таким образом, из совокупности собранных по делу доказательств следует, что помещения в здании предоставлены арендаторам в коммерческих целях, и площадь помещений, используемых в качестве офисов, превышает 20 процентов общей площади здания.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Административным ответчиком представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень на 2022 год.
Поименованные в экспликации помещения как кабинеты, и наименование объекта в техническом паспорте как административно-бытовой комплекс, вопреки доводам апелляционной жалобы, не опровергает выводы Актов 2021 и 2022 годов об использовании здания в качестве объекта административного - делового, коммерческого назначения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 31 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Инвестиционно-Строительная Компания" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.