Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Рудянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Рудянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
ФИО1, обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на указанное постановление, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу. В подтверждение доводов жалобы указывает то, что срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лица в виде фиксированного авансового платежа. Однако судом проигнорированы факты получения и продления срока пребывания на основании своевременно внесенных авансовых платежей.
Изучив доводы жалобы заявителя во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из материалов дела, 25 июля в 20 часов 55 минут а в ОМВД России по "адрес" установлено, что гражданин Республики Таджикистан ФИО1, въехав на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ через КПП "Доводедово", на миграционном учете не состоял с ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушил режим пребывания на территории РФ, выразившийся в проживании на территории Российской Федерации без регистрации, с указанной даты, чем нарушил, п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
На этом основании в отношении ФИО1 составлен протокол за совершение административного правонарушения по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановлением судьи Руднянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Вместе с тем, судья кассационной инстанции не может согласиться в вынесенным судебным актом ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ, к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, относятся миграционная карта и патент.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ патентом является документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ.
Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым - третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу.
Согласно части 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
Как следует из материалов дела и приложенных к жалобе документов гражданин Республики Таджикистан ФИО1 прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в порядке, не требующем получения визы, имеет патент серии 23 N.
ФИО1 уплачены авансовые платежи за патент, за следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ - 3 614 рублей; ДД.ММ.ГГГГ - 3 614 рублей; ДД.ММ.ГГГГ - 3 614 рублей; ДД.ММ.ГГГГ - 3 614 рублей; ДД.ММ.ГГГГ - 3 614 рублей, что свидетельствует о наличии действующего на момент составления протокола об административном правонарушении, патента, дающего право на продление срока временного пребывания на территории России соответственно сроку действия названного документа. Кроме того, ФИО1 не относится к лицам, в отношении которых установлен запрет на продление срока временного пребывания в силу положений статьи 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении иностранный гражданин законно находился на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении и судьей признан установленным факт того, что на миграционном учете он не состоял с ДД.ММ.ГГГГ, нарушил режим пребывания на территории РФ, выразившийся в проживании на территории Российской Федерации без регистрации, с указанной даты, нарушил, п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, судья кассационной приходит к тому, что вывод судьи районного суда о том, что ФИО1 допущено нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации является неправильным, сделан без учета приведенных выше положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N115-ФЗ, не основан на фактических обстоятельствах дела, в связи с чем, постановление судьи Руднянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Событие административного правонарушения, исходя из системного анализа КоАП РФ - это факт нарушения конкретных норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Таким образом, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, что в дальнейшем исключает необходимость исследования наличия всех признаков состава административного правонарушения. Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением, нет события - нет состава административного правонарушения, нет состава административного правонарушения, но при этом есть событие административного правонарушения, подлежащее исследованию.
В исследуемом случае, на основании установленных обстоятельств, судья кассационного суда приходит к мнению, что ни должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, ни судьей Рудянского районного суда "адрес" не установлено наличие события административного правонарушения, в силу чего принятое судебное постановление подлежит отмене, как вынесенное с существенными, принципиальными нарушениями требований закона, лишающих постановление судьи законности о обоснованности.
В силу п. 4 части 2 ст. 30.17 по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Рудянского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.